Business-insider.ru

Про деньги в эпоху кризиса
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Предмет системного анализа

Объект и предмет системного анализа

Объект системного анализа в теоретическом ас­пекте — процесс подготовки и принятия решений, в прикладном — различные конкретные проблемы, возникающие при создании и функционировании систем.

Теоретический аспект системного ана­лиза это:

общие закономерности проведения ис­следований, направленные на поиск на­илучших решений различных проблем на основе системного подхода;

конкретные научные методы исследо­вания — определение целей и их ранжиро­вание, дезагрегирование проблем (систем) на их составные элементы, определение взаимосвязей, существующих как между элементами системы, так и между систе­мой и внешней средой, и т. п.;

принципы интегрирования различных методов и приемов исследования, разра­ботанных в рамках как системного анали­за, так и других дисциплин, но примени­мых для конкретной ситуации.

В прикладном аспекте системный ана­лиз вырабатывает рекомендации по созда­нию принципиально новых или усовер­шенствованных систем.

Это может быть, например, устранение неких нежелательных ситуаций, вызван­ных изменением как внешних по отноше­нию к изучаемой системе факторов, так и внутренних.

Объект системного анализа является одновременно объектом ряда общетеоре­тических и прикладных дисциплин.

Предмет системного анализа. Как из­вестно, целью многих наук является от­крытие и формулирование объективных законов и закономерностей, свойствен­ных изучаемому предмету.

Системный же анализ ориентирован главным образом на выработку конкретных рекомендаций, в том числе и на основе использования до­стижений теоретических наук в приклад­ных целях.

Исследуя общие закономерности стро­ения и поведения сложных систем, систем­ный анализ ориентирован и на решение конкретных задач по изучению, проекти­рованию и функционированию техничес­ких, экономических и экологических сис­тем разной сложности.

Системному анализу свойственны оп­ределенные принципы, логические эле­менты, этапность и методы проведения. Наличие (без исключения) всех этих ком­понентов и делает анализ какой-либо про­блемы системным.

В ряду принципов проведения систем­ного анализа можно, в частности, выде­лить следующие:

— определения наиболее существенных вне­шних и внутренних взаимосвязей;

— поиска нескольких вариантов решения возник­ших проблем;

— рассмотрения явлений в их динамике;

— разделения ответственности за рекомендации и решения;

— целенаправ­ленной структуризации изучаемой систе­мы; —

— учета случайно действующих, вероят­ностных факторов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 9249 — | 7448 — или читать все.

История, предмет, цели системного анализа

Предметная область — раздел науки, изучающий предметные аспекты системных процессов и системные аспекты предметных процессов и явлений. Это определение можно считать системным определением предметной области .

Системный анализ — совокупность понятий, методов, процедур и технологий для изучения, описания, реализации явлений и процессов различной природы и характера, междисциплинарных проблем; это совокупность общих законов, методов, приемов исследования таких систем.

Системный анализ — методология исследования сложных, часто не вполне определенных проблем теории и практики.

Строго говоря, различают три ветви науки, изучающей системы:

  1. системологию (теорию систем) которая изучает теоретические аспекты и использует теоретические методы (теория информации , теория вероятностей, теория игр и др.);
  2. системный анализ (методологию, теорию и практику исследования систем), который исследует методологические, а часто и практические аспекты и использует практические методы (математическая статистика, исследование операций, программирование и др.);
  3. системотехнику, системотехнологику (практику и технологию проектирования и исследования систем).

За термин системотехнологика ответственность несет автор . Такое деление достаточно условно.

Общим у всех этих ветвей является системный подход, системный принцип исследования — рассмотрение изучаемой совокупности не как простой суммы составляющих (линейно взаимодействующих объектов), а как совокупности нелинейных и многоуровневых взаимодействующих объектов.

Любую предметную область также можно определить как системную.

Пример. Информатика — наука, изучающая информационно-логические и алгоритмические аспекты системных процессов, системные аспекты информационных процессов. Это определение можно считать системным определением информатики .

Системный анализ тесно связан с синергетикой . Синергетика — междисциплинарная наука, исследующая общие идеи, методы и закономерности организации (изменения структуры, ее пространственно-временного усложнения) различных объектов и процессов, инварианты (неизменные сущности) этих процессов. «Синергический» в переводе означает «совместный, согласованно действующий». Это теория возникновения новых качественных свойств, структур на макроскопическом уровне.

Системный анализ тесно связан и с философией. Философия дает общие методы содержательного анализа, а системный анализ — общие методы формального, межпредметного анализа предметных областей , выявления и описания, изучения их системных инвариантов. Можно дать и философское определение системного анализа : системный анализ — это прикладная диалектика .

Системный анализ предоставляет к использованию в различных науках, системах следующие системные методы и процедуры:

  1. абстрагирование и конкретизация;
  2. анализ и синтез, индукция и дедукция ;
  3. формализация и конкретизация;
  4. композиция и декомпозиция;
  5. линеаризация и выделение нелинейных составляющих;
  6. структурирование и реструктурирование;
  7. макетирование ;
  8. реинжиниринг;
  9. алгоритмизация ;
  10. моделирование и эксперимент;
  11. программное управление и регулирование;
  12. распознавание и идентификация;
  13. кластеризация и классификация;
  14. экспертное оценивание и тестирование;
  15. верификация
  16. и другие методы и процедуры.

Имеются следующие основные типы ресурсов в природе и в обществе.

  1. Вещество — наиболее хорошо изученный ресурс, который в основном представлен таблицей Д.И. Менделеева достаточно полно и пополняется не так часто. Вещество выступает как отражение постоянства материи в природе, как мера однородности материи.
  2. Энергия — не полностью изученный тип ресурсов, например, мы не владеем управляемой термоядерной реакцией. Энергия выступает как отражение изменчивости материи, переходов из одного вида в другой, как мера необратимости материи.
  3. Информация — мало изученный тип ресурсов. Информация выступает как отражение порядка, структурированности материи, как мера порядка, самоорганизации материи (и социума). Сейчас этим понятием мы обозначаем некоторые сообщения; ниже этому понятию мы посвятим более детальное обсуждение.
  4. Человек — выступает как носитель интеллекта высшего уровня и является в экономическом, социальном, гуманитарном смысле важнейшим и уникальным ресурсом общества, рассматривается как мера разума, интеллекта и целенаправленного действия, мера социального начала, высшей формы отражения материи (сознания).
  5. Организация (или организованность) выступает как форма ресурсов в социуме, группе, которая определяет его структуру, включая институты человеческого общества, его надстройки, применяется как мера упорядоченности ресурсов. Организация системы связана с наличием некоторых причинно-следственных связей в этой системе. Организация системы может иметь различные формы, например, биологическую, информационную, экологическую, экономическую, социальную, временную, пространственную, и она определяется причинно-следственными связями в материи и социуме.
  6. Пространство — мера протяженности материи (события), распределения ее (его) в окружающей среде.
  7. Время — мера обратимости (необратимости) материи, событий. Время неразрывно связано с изменениями действительности.
Читать еще:  Теоретические основы экономического анализа

Можно говорить о различных полях, в которые «помещен» человек , — материальном, энергетическом, информационном, социальном, об их пространственных, ресурсных (материя, энергия , информация ) и временных характеристиках.

Пример. Рассмотрим простую задачу — пойти утром на занятия в вуз. Эта часто решаемая студентом задача имеет все аспекты:

  1. материальный, физический аспект — студенту необходимо переместить некоторую массу, например, учебников и тетрадей на нужное расстояние;
  2. энергетический аспект — студенту необходимо иметь и затратить конкретное количество энергии на перемещение;
  3. информационный аспект — необходима информация о маршруте движения и месторасположении вуза и ее нужно обрабатывать по пути своего движения;
  4. человеческий аспект — перемещение, в частности, передвижение на автобусе невозможно без человека , например, без водителя автобуса;
  5. организационный аспект — необходимы подходящие транспортные сети и маршруты, остановки и т.д.;
  6. пространственный аспект — перемещение на определенное расстояние;
  7. временной аспект — на данное перемещение будет затрачено время (за которое произойдут соответствующие необратимые изменения в среде, в отношениях, в связях).

Все типы ресурсов тесно связаны и сплетены. Более того, они невозможны друг без друга, актуализация одного из них ведет к актуализации другого.

Пример. При сжигании дров в печке выделяется тепловая энергия , тепловая энергия используется для приготовления пищи, пища используется для получения биологической энергии организма, биологическая энергия используется для получения информации (например, решения некоторой задачи), перемещения во времени и в пространстве . Человек и во время сна расходует свою биологическую энергию на поддержание информационных процессов в организме; более того, сон — продукт таких процессов.

Социальная организация и активность людей совершенствует информационные ресурсы, процессы в обществе, последние, в свою очередь , совершенствуют производственные отношения.

Если классическое естествознание объясняет мир исходя из движения, взаимопревращений вещества и энергии , то сейчас реальный мир, объективная реальность могут быть объяснены лишь с учетом сопутствующих системных, и особенно системно-информационных и синергетических процессов.

Особый тип мышления — системный , присущий аналитику, который хочет не только понять суть процесса, явления, но и управлять им. Иногда его отождествляют с аналитическим мышлением, но это отождествление не полное. Аналитическим может быть склад ума, а системный подход есть методология, основанная на теории систем.

Предметное (предметно-ориентированное) мышление — это метод (принцип), с помощью которого можно целенаправленно (как правило, с целью изучения) выявить и актуализировать, познать причинно-следственные связи и закономерности в ряду частных и общих событий и явлений. Часто это методика и технология исследования систем.

Системное (системно-ориентированное) мышление — это метод (принцип), с помощью которого можно целенаправленно (как правило, с целью управления) выявить и актуализировать, познать причинно-следственные связи и закономерности в ряду общих и всеобщих событий и явлений. Часто это методология исследования систем.

При системном мышлении совокупность событий, явлений (которые могут состоять из различных составляющих элементов) актуализируется, исследуется как целое, как одно организованное по общим правилам событие, явление, поведение которого можно предсказать, прогнозировать (как правило) без выяснения не только поведения составляющих элементов, но и качества и количества их самих. Пока не будет понятно, как функционирует или развивается система как целое, никакие знания о ее частях не дадут полной картины этого развития.

Пример. В соответствии с принципом системного мышления общество состоит из людей (и, разумеется, из общественных институтов). Каждый человек — также система (физиологическая, например). У человека , в свою очередь , существуют присущие ему как организму системы, например, система кровообращения. Когда люди взаимодействуют с другими людьми, образуются новые системы — семья, этнос и др. Это взаимодействие может происходить на уровне общественных институтов, отдельных людей (например, социальные взаимодействия) и даже отдельных систем кровообращения (например, при прямом переливании крови).

В соответствии с принципом системного подхода, каждая система влияет на другую систему. Весь окружающий мир — взаимодействующие системы. Цель системного анализа — выяснить эти взаимодействия, их потенциал и «направить их на службу человека «.

Системный анализ

Системный анализ — научный метод, который отличается междисциплинарным подходом к решению сложных проблем. Объектом системного анализа выступают практические проблемы, которые связанны с созданием новых и модернизацией существующих систем. Это организационные, экономические, технические, информационные, военные и другие системы.

Системный анализ используют для выяснения причин существующих сложностей, постановки целей, выработки методов и вариантов устранения проблем. Он выступает в роли организатора и координатора. Опирается на междисциплинарный подход, с помощью которого эффективно объединяет и концентрирует усилия группы специалистов на решении конкретной проблемы. Системное объединение достижений различных областей знаний, позволяет решать такие проблемы, которые не могут быть разрешены в рамках отдельных дисциплин и частных подходов.

Системный анализ создавался как метод поддержки принятия стратегических решений. Он позволял обоснованно выбирать наилучшие стратегии в сложных ситуациях. Сегодня системный анализ из метода, рекомендующего руководителю выбор оптимальной линии поведения, развился в прикладной научный подход, который реализует системный подход к исследованиям.

Современный системный анализ :

  • устанавливает причинно-следственные связи, которые повлияли на возникновение проблемы;
  • анализирует варианты разрешения системных проблем с учетом ограничений, рисков, неопределенных условий среды;
  • организует междисциплинарные научные и прикладные исследования;
  • дает обоснованные рекомендации по оптимальному выбору или рациональной линии поведения в сложных управленческих ситуациях;
  • использует методы моделирования для изучения проблем;

Предмет системного анализа:

  • методы диагностики и решения сложных проблем с использованием системного подхода;
  • способы организации междисциплинарных исследований, которые направлены на решение проблем;
  • методы и модели комплексного исследования и проектирования сложных систем.

Отличительные черты системного анализа:

  • использует понятия теории систем для описания объектов исследования;
  • исследует процессы постановки целей;
  • разрабатывает инструменты работы с целевыми показателями;
  • применяется для решения конкретных проблем;
  • учитывает специфику проблемных ситуаций;
  • используется тогда, когда проблема сразу не решается с помощью формальных методов;
  • уделяет внимание описанию проблем и постановке задач;
  • комбинирует методы количественного и качественного анализа;
  • использует знания экспертов в разных областях знаний;
  • организует коллективное принятие решений;
  • использует методики, которые определяют последовательность и содержание этапов анализа;
  • использует системные способы декомпозиции больших проблем на отдельные задачи;
Читать еще:  Состав объектов экономического анализа

Системный анализ тесно связан с дисциплинами и научными направлениями:

  • общая теория систем и системный подход;
  • исследование операций и оптимизация;
  • теория принятия решений;
  • теория управления и менеджмент;
  • системотехника и системная инженерия;
  • математическое моделирование;
  • анализ данных и статистика,
  • информатика и искусственный интеллект;
  • философия и методология науки.

Предмет системного анализа

Дисциплина, именуемая «системный анализ», родилась в силу возникшей необходимости вести исследования междисциплинарного характера. Создание сложных технических систем, проектирование сложных народнохозяйственных комплексов и управление ими, анализ экологических ситуаций и многие другие направления инженерной, научной и хозяйственной деятельности требовали организации исследований, которые носили бы нетрадиционный характер. Они требовали объединение усилий специалистов разных научных профилей, унификации и согласования информации, получаемой в результате исследований конкретного характера. Успешное развитие подобных междисциплинарных или, как иногда говорят, системных или комплексных исследований во многом обязано тем возможностям обработки информации, использованию математических методов, которые появились вместе с электронной вычислительной техникой и дали одновременно не только инструмент, но и язык высокой степени универсальности. Термин «системный анализ» будем понимать как совокупность методов, основанных на использовании СВТ и ориентированных на исследование сложных систем — технических, экономических, экологических и т. д. [ 4 ]. В результате этих исследований должно возникать не просто новое знание. Результатом системных исследований является, как правило, выбор вполне определенной альтернативы: плана развития региона, параметров конструкции ит. д.Таким образом,системный анализ — это дисциплина, занимающаяся проблемами принятия решений в условиях, когда выбор альтернативы требует анализа сложной информации различной физической природы.Поэтому истоки системного анализа, его методических концепций лежат в тех дисциплинах, которые занимаются проблемами принятия решений, теории исследования операций и общей теории управления.

Становление новой дисциплины следует датировать концом ХIХ и началом ХХ века, когда появились первые работы по теории регулирования, когда в экономике начали впервые говорить об оптимальных решениях, то есть когда появились первые представления о функции цели (полезности). Развитие теории определялось, с одной стороны, развитием математического аппарата, появлением приемов формализации, а с другой — новыми задачами, возникавшими в промышленности, военном деле, экономике. Особенно бурное развитие теория системного анализа получила после пятидесятых годов, когда на основе теории эффективности, теории игр, теории массового обслуживания появилась синтетическая дисциплина — «исследование операций»[2]. Она затем постепенно переросла в системный анализ, который явился синтезом исследования операций и теории управления.

Современный системный анализ имеет обширный инструментарий, включающий в себя развитый математический аппарат и современные вычислительные системы. И все же, какие бы успехи ни делала теория с помощью новейших современных методов, опирающихся на формализованное описание ситуаций, все еще остаются необходимыми, а подчас и играют решающую роль традиционные приемы анализа, использующие опыт и интуицию, способности человека к ассоциациям и многое другое, что лежит вне математики и пока еще не присуще искусственному интеллекту. Поэтому изложение методов системного анализа должно обязательно включать описание используемых неформальных процедур, без которых любое представление о системном анализе будет не только неполным, но и искаженным. Необходимо не только описать исследуемые эвристические приемы и способы рассуждений. Очень важно показать также, как эти эвристические, неформальные методы вписываются в современную теорию принятия решений, как они видоизменяются под влиянием того инструментария, которым теперь оснащена эта теория. Сегодня системный анализ — это обширная синтетическая дисциплина, включающая в себя целый ряд разделов, носящих характер самостоятельных научных дисциплин.

Особенности современного системного анализа вытекают из самой природы сложных систем. Имея в качестве цели ликвидацию проблемы или, как минимум, выяснение ее причин, системный анализ привлекает для этого широкий спектр средств, использует возможности различных наук и практических сфер деятельности. Являясь по существу прикладной диалектикой, системный анализ придает большое значение методологическим аспектам любого системного исследования. С другой стороны, прикладная направленность системного анализа приводит к использованию всех современных средств научных исследований — математики, вычислительной техники, моделирования, натурных наблюдений и экспериментов.

В ходе исследования реальной системы обычно приходится сталкиваться с самыми разнообразными проблемами, быть профессионалом в каждой из них невозможно одному человеку. Выход видится в том, чтобы тот, кто берется осуществлять системный анализ, имел образование и опыт, необходимые для опознания и классификации конкретных проблем, для определения того, к каким специалистам следует обратиться для продолжения анализа. Это предъявляет особые требования к специалистам — системщикам: они должны обладать широкой эрудицией, раскованностью мышления, умением привлекать людей к работе, организовывать коллективную деятельность. Таким образом, системный анализ — это дисциплина, развивающая методы проектирования сложных технических, народнохозяйственных, экологических систем, организованных структур и т. д. Системный анализ, как дальнейшее развитие теории исследования операций и теории управления, включает в себя эти дисциплины со всем арсеналом средств, развитых в их рамках.

Термин «системный анализ» в русском языке не имеет точного аналога в иностранных языках. В начале шестидесятых годов в США появился термин «system analysis» для обозначения возникавшей тогда техники анализа сложных систем, развивавшей прежде всего методы исследования операций и изучавшей, в частности, те способы представления информации, которые облегчают исследователю формулирование целей операции. Исследователь операций в зарубежной литературе обычно назывался «analyst». Для того чтобы подчеркнуть особенность квалификации специалиста, занимающегося анализом и проектированием сложных систем, стали употреблять термин «system analyst». Таким образом, термин «system analysis» следовало бы перевести как «анализ систем». В русском же языке термин «системный анализ» несет гораздо большую самостоятельную нагрузку. Этим термином называют дисциплину, включающую в себя — это необходимо подчеркнуть — не только конкретные приемы представления информации, но и фундаментальные разделы теории.

Читать еще:  Метод количественного анализа в затратном подходе

Наряду с термином «системный анализ» большое распространение получил и термин «теория систем». Несмотря на широкое использование этого термина, его единое понимание отсутствует. В отличие от системного анализа, дисциплины прикладной, ориентированной на решение конкретных практических задач, теория систем относится скорее к методологии науки. В литературе часто не делается различия в терминах «системный анализ» и «теория систем». Из сказанного же следует, что путать эти два термина нельзя. Но системный анализ и теория систем еще не исчерпывают той «системной терминологии», которая возникла в последние десятилетия.

Существует еще одно понятие — «системный подход», — еще более расплывчатое и неточное. Тем не менее оно отражает определенные тенденции, которые стали особенно заметны в послевоенные десятилетия. В развитии науки всегда отчетливо прослеживались две линии — анализ и синтез. Мы всегда видим стремление к анализу — изучению конкретных фактов, проникновению в глубь изучаемого факта, вскрытию тонкой структуры явления и т. д.

При создании синтезирующих теорий иногда происходит и некоторая утеря информативности: не все факты удается сразу уложить в единую схему, не весь арсенал практически полезных методов можно сразу приспособить к новой системе взглядов. В разные периоды времени значение обоих подходов было различным, хотя две тенденции всегда существовали параллельно. Большое значение имело стремление к обособлению дисциплин, к отысканию новых фактов, стремление сделать факт единственной целью научных исследований. В то же время рождались новые, пограничные области, в которых невозможно отличить одну науку от другой: химию от физики или от биологии и т. д.

В последние десятилетия роль синтезирующих построений стала особенно большой. Потребность не просто изучать явление, факт, но устанавливать его связь с другими фактами и привела к появлению специального термина «системный подход». Эта потребность проявляется сейчас так ярко, что возникают не только новые научные направления на стыке между отдельными естественными науками, но и исследования, относящиеся в равной степени к компетенции естественных и общественных наук. Современный интерес к подобным синтетическим построениям связан с возросшими возможностями переработки информации. По — видимому, исследователь всегда стремился по возможности «системно» подойти к воззрению на тот или иной факт, но далеко не всегда он мог иметь в своем распоряжении необходимый инструмент. Сейчас, в век ЭВМ, эти возможности резко возросли. Отсюда, как следствие, и стремление к изучению явления во всей его полноте, в связи с другими явлениями. Системный подход непрерывно стимулируется потребностями практики, которая выдвигает все более и более сложные проекты, требующие анализа междисциплинарных проблем. Системный подход — это некоторый общеметодологический принцип. Егогносеологический аспект — это теория систем. Его рецептурная, аппаратнаяреализация -это системный анализ.

Если пытаться охарактеризовать современный системный анализ очень укрупненно, то можно сказать, что он включает такие виды деятельности, как:

· научное исследование (теоретическое и экспериментальное) вопросов, связанных с проблемой;

· проектирование новых систем и изменений в существующих системах;

· внедрение в практику результатов, полученных в ходе анализа.

Уже сам этот перечень лишает смысла спор о том, чего в системном исследовании больше — теории или практики, науки или искусства, творчества или ремесла, эвристики или алгоритмичности, философии или математики — это все в нем присутствует. В конкретном исследовании соотношения между этими компонентами могут быть самыми различными. Системный аналитик готов привлечь к решению проблемы любые необходимые для этого знания и методы — даже те, которыми он сам лично не владеет. В этом случае он не исполнитель, а организатор исследования, носитель цели и методологии всего исследования.

Жизнь разнообразна. Поэтому предлагаемые для исследования проблемы не всегда требуют использования всего арсенала системного анализа. Из трех типов систем (физических , природных и социотехнических) наибольшую трудность для анализа представляют последние из-за резкого преобладания в них субъективного над объективным, эвристического над формальным, знаковых отношений над физическими взаимодействиями [6]. Однако еще более важным отличием социосистем является особое значение временного фактора. Эти системы меняются в ходе исследования как сами по себе, так и под влиянием самого анализа. Только диалектический подход, лежащий в основе системного анализа, помогает создать динамическую модель текущих событий и с ее помощью спланировать и организовать действие всех участников анализа. Не следует обвинять в ненаучности сам системный анализ, если в жизни встретятся (а для социосистем нередко!) случаи, когда уже сбор и обработка информации вполне удовлетворяют заказчика или когда грубые, но быстрые исследования его устроят больше, чем глубокие, подробные и длительные.

Остановимся на проблеме алгоритмизации системного анализа. Любой процесс исследования, проектирования и целевого воздействия алгоритмичен. Алгоритм является планом этого процесса. Разработка такого плана — прерогатива системного аналитика. Для каждой проблемы может потребоваться особый, специально для нее приспособленный алгоритм анализа. По аналогии с программированием для ЭВМ, можно сказать, что, подобно тому как программа составляется из операторов языка применительно к решаемой задаче, операции системного анализа реализуются в последовательности, удобной для аналитика применительно к данной конкретной ситуации. Чем выше квалификация аналитика, тем более разнообразны проводимые им исследования.

В следующих двух разделах будут изложены понятия, специфичные для системного анализа (декомпозиция, агрегирование, конфигуратор, проблематика, «заинтересованные стороны» и др.). К арсеналу используемых в системном анализе методов относятся и строго формализованные (экспериментальные исследования, построение моделей), слабо формализованные (экспертные оценки, коллективный выбор), и в принципе неформализованные операции (формулирование проблем, выявление целей, определение критериев, генерирование альтернатив). Все это объединяется общей методологией, вытекающей из конкретизации диалектического метода, что позволяет определить системный анализ как прикладную диалектику.

Дата добавления: 2014-11-25 ; Просмотров: 922 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector