План фактный анализ это
План фактный анализ это
У многих план-фактный анализ вызывает скучные ассоциации с плановой экономикой, советскими кабинетами заводоуправления и страницами, исписанными мелкими непонятными цифрами. Да, план-фактный анализ может быть таким, но может он быть и другим – наглядным, насыщенным, побуждающим к действию. Прочитайте статью и сделайте план-фактный анализ в вашей компании лучше!
Что такое план-фактный анализ
Сначала общее определение. План-фактный анализ – это сравнение плановых показателей по предприятию за период в необходимых аналитических разрезах и фактических показателей в тех же аналитических разрезах за аналогичный период.
Необходимые аналитические разрезы (аналитики) определяются предприятием самостоятельно, чаще всего используются:
- Статьи бюджета (статьи доходов и расходов, движения денежных средств).
- Статьи управленческого баланса.
- Центры финансовой ответственности.
- Сегменты бизнеса, продуктовый портфель.
- Договоры / заказы в позаказном и мелкосерийном производстве.
А теперь сущность план-фактного анализа.
План-факт анализ – это то, для чего создается бюджетирование на предприятии. Это инструмент верхнего уровня, который должен давать топ-менеджменту наглядную картину деятельности предприятия и служить информационной базой для принятия своевременных и правильных управленческих решений.
Основная ошибка множества бизнесов – создать систему бюджетирования на предприятии и не проводить при этом план-фактный анализ.
Нередки случаи, когда на предприятии создается хорошая рабочая система бюджетирования, раздувается штат планово-экономического отдела и при этом не уделяется внимание контролю фактических цифр. По итогам года (отчетного периода) никто в компании не может ответить:
- почему предприятие не выполнило / перевыполнило план?
- какие отделы отработали хорошо, а какие хуже запланированных показателей и почему?
- какой план нужно составлять на следующий год? Ниже или выше текущего? И почему?
В результате встречаются предприятия (автор их встречает, к сожалению, часто) в которых планы и бюджеты живут сами по себе, утверждаются раз в год и кладутся на пыльную полку до следующего года. При этом несколько месяцев совместной работы экономистов, финансовых контролеров, руководителей подразделений оказываются не более чем административно-хозяйственными затратами, потраченными зря.
Внедрение план-фактного анализа и контроля фактических показателей по бюджету в корне меняет ситуацию, позволяет держать руку на пульсе предприятия и вовремя вмешиваться, если что-то пошло не так.
Как провести план-фактный анализ
Начинать всегда стоит с постановки правильной системы учета и бюджетирования. Допустим, в вашей компании уже налажен учет по аналитикам и внедрены бюджеты. Бюджеты на предстоящий год составлены, фактические цифры сводятся в формы, аналогичные бюджетам.
На конец каждого отчетного периода вы можете выгрузить два столбца показателей: плановый и фактический.
Проведем план-фактный анализ на примере бюджета доходов и расходов производственно-торговой компании за 1 квартал.
Шаг 1
Выгрузим плановые и фактические показатели за 1 квартал и посчитаем абсолютные и относительные отклонения по формулам:
Откл абс = Факт — План
Для статей выручки и прибыли:
Откл относит = Откл абс / План
Для статей затрат:
Откл относит = Откл абс / -План
Встречаются предприятия, в которых планы и бюджеты живут сами по себе, утверждаются раз в год и кладутся на пыльную полку до следующего года. При этом несколько месяцев совместной работы экономистов, финансовых контролеров, руководителей подразделений оказываются не более чем административно-хозяйственными затратами, потраченными зря.
Шаг 2
Выделим коридор допустимых значений абсолютных и относительных отклонений.
В каждой компании должен быть установлен свой коридор, который зависит от:
- Для абсолютных отклонений – суммы вещественности (материальности) по валюте баланса. У кого-то это будет сто тысяч рублей, у кого-то десять миллионов рублей.
- Для относительных отклонений – соотносимости полученной от выяснения причин отклонения выгоды и затрат, понесенных на это выяснение.
Для нашего примера возьмем +/-100 коридор по абсолютным отклонениям и +/-5% по относительным.
Шаг 3
Значительные положительные изменения выделим зеленым цветом.
Значительные отрицательные – красным.
Показатель | План | Факт | Откл абс | Откл отн |
---|---|---|---|---|
Продажи | 347 | 349 | 2 | 1% |
Выручка | 7 825 | 7 818 | –7 | 0% |
Себестоимость | –6 104 | –6 273 | –169 | –3% |
Конвейерная линия 1 | –1239 | –1530 | –291 | –24% |
Конвейерная линия 2 | –3842 | –3461 | 382 | 10% |
Общецеховые расходы | –337 | –310 | 27 | 8% |
Складские расходы | –208 | –222 | –14 | –7% |
Транспортные расходы | –187 | –213 | –26 | –14% |
… | … | … | … | … |
Маржинальная прибыль | 1 721 | 1 545 | –176 | –10% |
% | 22% | 20% | –10% | |
Накладные расходы | –922 | –950 | –28 | –3% |
Расходы на продажу | –469 | –505 | –36 | –8% |
Оклад | –203 | –213 | –10 | –5% |
Бонус | –78 | –78 | 0% | |
Рекламные расходы | –120 | –120 | 0% | |
Транспортные расходы | –67 | –93 | –26 | –39% |
Административные расходы | –453 | –445 | 9 | 2% |
Окладная часть | –211 | –247 | –35 | –17% |
Премиальная часть | –100 | –50 | 50 | 50% |
Аренда | –137 | –137 | 0% | |
… | ||||
% по кредитам | –5 | –11 | –6 | –112% |
… | ||||
Итого прибыль до налогообложения | 799 | 595 | –204 | –25% |
% | 10% | 8% | –25% |
Хорошо, если условное форматирование («подсвечивание») ячеек можно сделать в самом программном продукте, где вы ведете учет. Для тех, кто лишен такой функции, в Microsoft Excel можно настроить условное форматирование.
План-фактный анализ уже стал намного нагляднее. Благодаря цветовому выделению видно, что нужно уделить повышенное внимание статьям:
- Себестоимость конвейерной линии один.
- Складские расходы.
- Транспортные расходы.
- Транспортные расходы в расходах на продажу.
- Административные расходы (окладная часть).
- Проценты по кредитам.
- Себестоимость конвейерной линии 2.
- Общецеховые расходы.
- Административные расходы (премиальная часть).
Как синтез отклонений этих статей произошло отрицательное отклонение прибыли до налогообложения.
Но пока что выводов из анализа сделать нельзя. Какие-то статьи лучше плана, какие-то хуже, как все это взаимосвязано и что с этим сделать непонятно.
Шаг 4
Преобразуем структуру план-фактного анализа из плоской в факторную модель.
Стало понятнее, что прибыль до налогообложения по факту ниже, чем плановая главным образом из-за отклонения маржинальной прибыли.
На отрицательное отклонение по маржинальной прибыли в свою очередь повлияла в основном себестоимость, а на нее основное влияние оказали:
- конвейерная линия 1 – отрицательное,
- конвейерная линия 2 – положительное.
Но опять же пока не понятно, из-за чего могла упасть себестоимость, выручка ведь не изменилась. Рассмотрим каждую статью более подробно.
Шаг 5
Хорошо, если программное обеспечение, используемое для бюджетирования, дает возможность «проваливаться» вглубь статей, расшифровывать интересующую статью по аналитикам.
Для нашего примера в Microsoft Excel расшифруем статьи «Выручка», «Себестоимость» по дополнительной аналитике учета – продукту.
План-фактный анализ продаж
Отчет План-фактный анализ продаж.
Данный отчет предназначен и проверен ТОЛЬКО ДЛЯ КОНФИГУРАЦИЙ: УПП 1.3, Комплексная автоматизация 1.1, Управление торговлей 10.3, работающих на платформе 1С 8.2, 8.3.
Отчет тестировался на конфигурациях: УПП 1.3.82.1, КА 1.1.77.1, УТ 10.3.37,5
Отчет работает на обычных и на управляемсых формах, загрузка планов продаж из отчета доступна только на обычных формах.
Срок действия бесплатной поддержки 12 месяцев
Отчет показывает, сколько запланировано, продано и также показатели продаж в различных аналитических разрезах.
План, руб — полный план продаж за выбранный период
Ежедневно по плану — сумма продаж которой необходимо достигать ежедневно чтобы выполнить план
Темп по плану — сумма продаж на текущую дату которой необходимо достигать чтобы выполнить план
Факт, Руб — Фактическая сумма продаж на текущее число
%, исп — Процент на котороый исполнен общий план продаж на текущую дату
Отклонение от плана
Руб — Сумма в рублях насколько фактические продажи отстают от плана
% — На сколько процентов Фактическое выполнение плана на текущее число отстает от Темпа продаж
прогноз вып. руб — На какую суммы будут фактические продажи в конце периода при текущем темпе продаж
% прогноза вып — Какой процент выполнения плана будет в конце месяца при текущем темпе продаж
Точек продаж — Количество различных адресов доставки куда осуществлялись продажи в течении периода
Средний заказ — Средняя сумма заказа (рассчитывается по формуле Факт, Руб / Общее количество заказов )
SKU — Количество ассортимента номенклатуры которая продавалась в течении периода
Валовая прибыль — Валовая прибыль в различных разрезах
Наценка % — Процент наценки на продукцию
Общая схема работы с отчетом
1. Загружаются планы продаж на выбранный период вручную или с помощью встроенного загрузчика из файла excell. см инструкцию по загрузке и описание отчета.
2. Формируется отчет за период загруженных планов
Важно
Необходимые условия корректного функционирования отчета:
1. Для корректной работы план фактного анализа продаж
в продаваемой номенклатуре должна быть заполнена номенклатурная группа и создан хотя бы один сценарий планирования. С детализацией по номенклатурным группам и учетом по суммам периодичностью месяц.
2. Для корректного анализа план-фактных продаж по менеджерам в контрагентах, по которым идут отгрузки, дожны быть установлены основные менеджеры по продажам. (см инструкцию по загрузке и описание отчета.)
Причины купить
Простое и наглядное формирование отчета по план факту продаж.
Достоинства
Внешний отчет План-фактный анализ продаж
1. Отчет позволяет вывести сравнение план факта продаж по различным разрезам:
По сумме продаж, по количеству, по весу.
2. Отчет позволяет вывести сравнения плана и факта продаж в разрезе номенклатурных групп, номенклатуры, подразделений и менеджеров
3. Отчет выводит процент выполнения плана на текущий день, среднедневную продажу для выполнения плана в течении месяца и текущий прогноз выполнения плана при сохранении текущего темпа продаж.
4. Ключевые показатели отчета дублируются в виде информативных и наглядных диаграмм и графиков.
5. В отчете поддерживается стандартная расшифровка и возможности Системы компоновки данных
6. В отчете присутствует форма для загрузки планов в информационную базу из файла excel установленного формата.
Отчет работает на обычных и на управляемсых формах, загрузка планов продаж из отчета доступна только на обычных формах.
При покупке предоставляется бессрочная лицензия на использование внешнего отчета.
Код отчета полностью открыт, возможна доработка отчета силами покупателя.
Всем купившим в дальнейшем предоставляется бесплатное обновление отчета в течении года.
Срок действия бесплатной поддержки 12 месяцев
Гарантия возврата денег
ООО «Инфостарт» гарантирует Вам 100% возврат оплаты, если программа не соответствует заявленному функционалу из описания. Деньги можно вернуть в полном объеме, если вы заявите об этом в течение 14-ти дней со дня поступления денег на наш счет.
Программа настолько проверена в работе, что мы с полной уверенностью можем дать такую гарантию. Мы хотим, чтобы все наши покупатели оставались довольны покупкой.
Для возврата оплаты просто свяжитесь с нами.