Business-insider.ru

Про деньги в эпоху кризиса
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Методика анализа себестоимости

Методика анализа себестоимости продукции

Как уже отмечалось, анализ себестоимости продукции имеет большое значение в системе управления затратами. Он позволяет выявить тенденции изменения данного показателя, выполнение плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост, установить резервы и дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.

Анализ себестоимости продукции, как правило, проводится по следующим направлениям:

анализ динамики обобщающих показателей себестоимости и факторов ее изменения;

анализ себестоимости единицы продукции или себестоимости одного рубля товарной продукции;

анализ структуры затрат, ее динамика;

анализ себестоимости продукции по статьям;

факторный анализ себестоимости продукции по статьям;

выявление резервов снижения себестоимости.

Анализ себестоимости может проводиться как ретроспективный, так и оперативный, предварительный, прогнозный. Ретроспективный анализ проводится с целью накопления информации о динамике затрат, факторах их изменения. Результаты ретроспективного анализа используются для определения плановой себестоимости продукции, формирования ценовой политики, разработки управленческих решений, направленных на повышение конкурентоспособности продукции.

Оперативный анализ себестоимости, который проводится ежедневно по данным учета (или один раз в пять, десять дней), направлен на своевременное выявление непроизводительных затрат и потерь. Результаты оперативного анализа используются для гибкого маневрирования ресурсами.

Предварительный анализ себестоимости конкретного вида изделия проводится на первой стадии жизненного цикла изделия — на этапе проведения научно — исследовательских и опытно — конструкторских работ.

Перспективный (прогнозный) анализ призван оценить возможное увеличение или снижение себестоимости продукции в целом и отдельных изделий в связи с прогнозируемыми изменениями на рынке ресурсов. Для определения изменений в общих затратах на перспективу используется метод анализа соотношения «издержки — объем — прибыль».

Анализ себестоимости продукции обычно начинают с изучения изменения общей суммы затрат на производство продукции (услуг) в целом по предприятию и по основным элементам: оплата труда, отчисления на социальные нужды, материальные затраты, амортизация, прочие затраты. После того, как рассчитали изменение себестоимости продукции за анализируемый период (увеличение, снижение), проводят факторный анализ, определяя влияние тех или иных показателей деятельности предприятия на данное изменение.

Читать еще:  Задачи маркетингового анализа

Общая сумма затрат на производство зависит от следующих факторов:

объема производства продукции;

уровня переменных затрат на единицу продукции;

суммы постоянных расходов (рисунок 3 ).

Таким образом, себестоимость продукции напрямую зависит от объема производства, с возрастанием количества производимой продукции неизбежно будут расти и затраты. Но следует помнить, что при изменении объема производства продукции возрастают только переменные расходы (сдельная заработная плата производственных рабочих, прямы материальные затраты, услуги); постоянные расходы (амортизация, арендная плата, повременная заработная плата административно — управленческого персонала) остаются неизменными в краткосрочном периоде (при условии сохранения прежней производственной мощности предприятия).

Рисунок 3 — Взаимосвязь факторов, оказывающих влияние на себестоимость продукции

В свою очередь, как переменные, так и постоянные затраты зависимы и от структуры производимой продукции, и ресурсоемкости (материалоемкие производства, энергоемкие, трудоемкие и т.д.), а также от изменения цен на данные ресурсы.

Линия затрат при наличии постоянных и переменных расходов представляет собой уравнение первой степени:

З общ = (VВП i х b i ) + A = ( V BПобщ х Уд i x bi ) + A, (1)

где Зобщ — общая сумма затрат на производство;

А — абсолютная сумма постоянных расходов на весь выпуск продукции;- уровень переменных расходов на единицу продукции;BП i — объем производства конкретного вида продукции.

В процессе анализа необходимо также оценить изменения в структуре затрат по элементам затрат. Если доля заработной платы уменьшается, а доля амортизации растет, то это свидетельствует о повышении технического уровня предприятия, о росте производительности труда. Но удельный вес заработной платы может сокращаться и при увеличении доли комплектующих деталей, что свидетельствует об уровне специализации производства и кооперации.

Очень важным обобщающим показателем, характеризующим уровень себестоимости продукции в целом по предприятию, является показатель затрат на один рубль товарной продукции. Следует помнить, что уровень показателя ниже единицы свидетельствует о рентабельности производства, при уровне выше единицы — производство является убыточным. В процессе анализа следует изучить его динамику, если возможно, провести межхозяйственные сравнения по этому показателю. После этого следует проанализировать выполнение плана по данному показателю и установить факторы его изменения, для чего используется следующая факторная модель

Читать еще:  Экономико математические методы анализа хозяйственной деятельности

Еще статьи по экономике

Использование кластерного подхода в управлении развитием региональных экономических систем
Развитие экономики России определяется состоянием ее регионов как социально-экономических субъектов. Экономический рост национальной экономики и улучшения жизни ее населения обусловлено .

Повышение эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия на материалах Ливенского хлебокомбината филиала ОАО Орелоблхлеб
На современном этапе хозяйствования основой экономической политики является повышение эффективности и качества работы всех звеньев промышленного производства. Развитие рыночных отношений .

Себестоимость и рентабельность производства мяса КРС
Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива .

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector