Business-insider.ru

Про деньги в эпоху кризиса
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Метод терминологического анализа

Метод терминологического анализа

Метод терминологического анализа возник первоначально в лингвистике, но со временем обогатился приемами ло-гики, семиотики и стал успешно использоваться во многих научных областях. При этом применение его в каждой науке имеет свои особенности. Широкое распространение получил этот метод в документоведении при изучении текста документа.

Понятие это отражение объективно существенного в вещах и явлениях, закрепленное словом. Понятия выражают себя в словах. Именно слова связывают понятие с предметом или явлением. Эта связь осуществляется через значение слова. Именно значение показывает, что мы вкладываем в то или иное понятие, какие представления связываем с ним.

Формирование понятий — результат познания, исследования предметной области, изучения закономерностей и тенденций ее развития. Всякое понятие представляет собой абстракцию — мысленное отвлечение от ряда свойств изучаемых предметов и явлений, выступающих как маловажные, и вычленение наиболее значимых их сторон, раскрывающих сущность предметов и явлений. Понятия не статичны, они постоянно изменяются. По мере углубления представлений о предметной области понятия совершенствуются, старые понятия уточняются, возникают новые, часть понятий перестает адекватно отражать содержание реалий и переходит в разряд малоупотребительных. Таким образом, с развитием науки происходит приближение понятий к действительности.

Научные понятия обозначаются специальными словами — терминами. Термины составляют основу научного языка. Термин — это слово или устойчивое словосочетание, которому приписано определенное научное или специальное понятие. Термин не называет понятие, как обычное слово, а понятие приписывается термину, придается ему. В этой разнице усматривается известная конвенциональность термина, состоящая в том, что ученые и специалисты в той или иной области договариваются, что понимать, какое понятие вкладывать в тот или иной термин. Из этого следует, что содержание понятия, обозначенного термином, может быть понято только через дефиницию краткое логическое определение, устанавливающее существенные отличительные признаки предмета или значение понятия, т.е. содержание и границы.

Термины должны обладать рядом особенностей:

• системностью — термин должен быть всегда связан с другими терминами данной предметной области;

• термины должны иметь свою дефиницию;

• моносемичностью — однозначностью истолкования значения в пределах одной предметной области, одной научной дисциплины;

• отсутствием экспрессии и стилистической нейтральностью.

Но терминосистема любой науки отличается большим динамизмом. Наблюдается активный процесс возникновения новых терминов. Идет их количественное наращивание. Происходит радикальная перестройка понятийного аппарата, которая связана с выдвижением на первый план терминов, занимавших ранее не столь высокие ступени в иерархии. Значение ранее малоиспользуемого и заключавшего в себе незначительный объем понятия может неизмеримо расширяться в связи с изменением общественных условий.

В терминосиетему включается и аббревиатура терминов — слова, образованные из названий начальных букв или начальных звуков слов, входящих в исходное словосочетание, или из усеченных частей слов. В последнее время число аббревиатур значительно возросло, что свидетельствует о развитии терми-носистемы.

В практике терминоупотребления нередки случаи, когда термин получает новое значение при сохранении старого. Полисемия термина двояка. С одной стороны, это отражает более углубленный взгляд на предмет. С другой, приводит к размыванию понятия и искажению значения термина.

Встречается и синонимия терминов — обозначение одного и того же понятия несколькими терминами. Специалисты выделяют так называемые ложноориентированные термины — термины, противоречащие сущности обозначаемых ими понятий.

Терминосистема любой науки испытывает сильное влияние со стороны смежных наук. Поток терминологических заимствований значительно возрастает, что вполне отвечает современной тенденции интеграции наук. Взаимопроникновение терминов различных терминологических систем — процесс объективный.

Терминологические исследования превратились в одно из важнейших направлений. В различных научных текстах понятийный аппарат имеет разную степень разработанности и является своеобразным показателем уровня развития науки. Отставание понятийного аппарата — серьезная помеха на пути продвижения науки вперед.

Поскольку внутренняя форма слов, а, значит, и термина, проявляется, прежде всего, в начальный период наименования вещей и явлений, возникает естественная необходимость анализировать термины с учетом их генезиса в истории. Терминологический анализ позволяет вскрыть сущность и смысловое значение современных терминов путем исследования истории их возникновения и развития, раскрыть взаимодействие терминов, установить место каждого из них в понятийном аппарате, выделить группы родственных терминов.

Анализ терминов складывается из четырех взаимосвязанных этапов. Первый этап — целевое изучение (в первом приближении) терминов, составляющих тематическую группу, интересующую исследователя. Оно заключается в выявлении терминов и соответствующих им понятий, выделении базового (ключевого) термина и терминов, подчиненных ему. Последние важно показать в такой связи, какая сложилась в практике их использования. Уже на этом начальном этапе появляются отдельные замечания, предположения о неточности или нелогичности отдельных терминов и их определений. Все сомнения берутся на заметку. Для выявления современных терминов и их определений используют литературу по теме исследования, различные терминологические словари и справочники, рецензии, обзоры, труды. Термины выписываются на карточках.

Второй этап предполагает этимологический анализ, цель которого — выяснение первоначального значения слова (или сочетания слов), ставшего термином. Слово, на основе которого образовался термин, рассматривается в языковой среде, послужившей его первоисточником.

Третий этап — исследование изменения терминов и отражаемых ими понятий с момента вхождения их в терминосиетему науки, т.е. изучение процесса формирования, развития понятий внутри науки.

Превратившись в термин слово становится частью терминосистемы и внутри нее претерпевает эволюцию вместе с другими терминами; испытывает их влияние. Так же эволюционирует и зафиксированное в конкретном термине понятие. Это значит, что изучать термин нужно во всех его связях и опосредствованиях с учетом законов развития всей системы. Такой подход носит название контекстуального анализа. Он требует от исследователя умения определять характер употребления термина в текстах, написанных в разное время, уяснять специфическое его значение в языке конкретного произведения, обращать внимание на смысловую и эмоциональную экспрессивность текстов.

На четвертом этапе исследователь вновь возвращается к своей терминосистеме, уточняет ее состав с учетом новых материалов, полученных на предшествующих этапах, дает четкую формулировку каждому понятию.

Нормализация терминосистемы решается с помощью терминологических словарей, устанавливающих строго однозначную систему понятий и терминов и способствующих упорядочению терминологии, обеспечению ее стабильности.

Значительное влияние на отбор терминов для употребления, их формулировку и определение оказала стандартизация — качественно новое направление терминологической работы. За минувшие десятилетия разработаны и действуют несколько терминологических стандартов, включающих термины, обязательные для применения в документации всех видов, учебной и справочной литературе. Нормирование терминосистемы направлено на достижение единства терминоупотребления в каждой конкретной области.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Метод терминологического анализа

Метод терминологического анализа возник первоначаль­но в лингвистике, но со временем обогатился приемами ло-гики, семиотики и стал успешно использоваться во многих научных областях. При этом применение его в каждой науке имеет свои особенности. Широкое распространение получил этот метод в документоведении при изучении текста доку­мента.

Читать еще:  Состав объектов экономического анализа

Понятие это отражение объективно существенного в вещах и явлениях, закрепленное словом. Понятия выражают себя в словах. Именно слова связывают понятие с предме­том или явлением. Эта связь осуществляется через значение слова. Именно значение показывает, что мы вкладываем в то или иное понятие, какие представления связываем с ним.

Формирование понятий — результат познания, исследова­ния предметной области, изучения закономерностей и тен­денций ее развития. Всякое понятие представляет собой абст­ракцию — мысленное отвлечение от ряда свойств изучаемых предметов и явлений, выступающих как маловажные, и выч­ленение наиболее значимых их сторон, раскрывающих сущ­ность предметов и явлений. Понятия не статичны, они посто­янно изменяются. По мере углубления представлений о пред­метной области понятия совершенствуются, старые понятия уточняются, возникают новые, часть понятий перестает адек­ватно отражать содержание реалий и переходит в разряд мало­употребительных. Таким образом, с развитием науки происхо­дит приближение понятий к действительности.

Научные понятия обозначаются специальными словами — терминами. Термины составляют основу научного языка. Тер­мин — это слово или устойчивое словосочетание, которому приписано определенное научное или специальное понятие. Тер­мин не называет понятие, как обычное слово, а понятие при­писывается термину, придается ему. В этой разнице усматривает­ся известная конвенциональность термина, состоящая в том, что ученые и специалисты в той или иной области договариваются, что понимать, какое понятие вкладывать в тот или иной термин. Из этого следует, что содержание понятия, обозначенного термином, может быть понято только через дефиницию крат­кое логическое определение, устанавливающее существенные

отличительные признаки предмета или значение понятия, т.е. содержание и границы.

Термины должны обладать рядом особенностей:

• системностью — термин должен быть всегда связан с дру­гими терминами данной предметной области;

• термины должны иметь свою дефиницию;

• моносемичностью — однозначностью истолкования зна­чения в пределах одной предметной области, одной на­учной дисциплины;

• отсутствием экспрессии и стилистической нейтраль­ностью.

Но терминосистема любой науки отличается большим ди­намизмом. Наблюдается активный процесс возникновения новых терминов. Идет их количественное наращивание. Про­исходит радикальная перестройка понятийного аппарата, ко­торая связана с выдвижением на первый план терминов, за­нимавших ранее не столь высокие ступени в иерархии. Значе­ние ранее малоиспользуемого и заключавшего в себе незначи­тельный объем понятия может неизмеримо расширяться в связи с изменением общественных условий.

В терминосиетему включается и аббревиатура терминов — слова, образованные из названий начальных букв или началь­ных звуков слов, входящих в исходное словосочетание, или из усеченных частей слов. В последнее время число аббревиатур значительно возросло, что свидетельствует о развитии терми-носистемы.

В практике терминоупотребления нередки случаи, когда термин получает новое значение при сохранении старого. По­лисемия термина двояка. С одной стороны, это отражает бо­лее углубленный взгляд на предмет. С другой, приводит к размыванию понятия и искажению значения термина.

Встречается и синонимия терминов — обозначение одного и того же понятия несколькими терминами. Специалисты выде­ляют так называемые ложноориентированные термины — тер­мины, противоречащие сущности обозначаемых ими понятий.

Терминосистема любой науки испытывает сильное влия­ние со стороны смежных наук. Поток терминологических за­имствований значительно возрастает, что вполне отвечает со­временной тенденции интеграции наук. Взаимопроникновение

терминов различных терминологических систем — процесс объективный.

Терминологические исследования превратились в одно из важнейших направлений. В различных научных текстах понятий­ный аппарат имеет разную степень разработанности и является своеобразным показателем уровня развития науки. Отставание понятийного аппарата — серьезная помеха на пути продвиже­ния науки вперед.

Поскольку внутренняя форма слов, а, значит, и термина, проявляется, прежде всего, в начальный период наименова­ния вещей и явлений, возникает естественная необходимость анализировать термины с учетом их генезиса в истории. Тер­минологический анализ позволяет вскрыть сущность и смыс­ловое значение современных терминов путем исследования истории их возникновения и развития, раскрыть взаимодей­ствие терминов, установить место каждого из них в понятий­ном аппарате, выделить группы родственных терминов.

Анализ терминов складывается из четырех взаимосвязан­ных этапов. Первый этап — целевое изучение (в первом при­ближении) терминов, составляющих тематическую группу, интересующую исследователя. Оно заключается в выявлении терминов и соответствующих им понятий, выделении базово­го (ключевого) термина и терминов, подчиненных ему. Пос­ледние важно показать в такой связи, какая сложилась в прак­тике их использования. Уже на этом начальном этапе появля­ются отдельные замечания, предположения о неточности или нелогичности отдельных терминов и их определений. Все со­мнения берутся на заметку. Для выявления современных тер­минов и их определений используют литературу по теме ис­следования, различные терминологические словари и спра­вочники, рецензии, обзоры, труды. Термины выписываются на карточках.

Второй этап предполагает этимологический анализ, цель которого — выяснение первоначального значения слова (или сочетания слов), ставшего термином. Слово, на основе кото­рого образовался термин, рассматривается в языковой среде, послужившей его первоисточником.

Третий этап — исследование изменения терминов и отража­емых ими понятий с момента вхождения их в терминосиетему

науки, т.е. изучение процесса формирования, развития поня­тий внутри науки.

Превратившись в термин слово становится частью термино­системы и внутри нее претерпевает эволюцию вместе с другими терминами; испытывает их влияние. Так же эволюционирует и зафиксированное в конкретном термине понятие. Это значит, что изучать термин нужно во всех его связях и опосредствованиях с учетом законов развития всей системы. Такой подход носит название контекстуального анализа. Он требует от исследователя умения определять характер употребления термина в текстах, написанных в разное время, уяснять специфическое его значе­ние в языке конкретного произведения, обращать внимание на смысловую и эмоциональную экспрессивность текстов.

На четвертом этапе исследователь вновь возвращается к своей терминосистеме, уточняет ее состав с учетом новых ма­териалов, полученных на предшествующих этапах, дает чет­кую формулировку каждому понятию.

Нормализация терминосистемы решается с помощью тер­минологических словарей, устанавливающих строго однознач­ную систему понятий и терминов и способствующих упорядо­чению терминологии, обеспечению ее стабильности.

Значительное влияние на отбор терминов для употребле­ния, их формулировку и определение оказала стандартизация — качественно новое направление терминологической работы. За минувшие десятилетия разработаны и действуют несколько терминологических стандартов, включающих термины, обя­зательные для применения в документации всех видов, учеб­ной и справочной литературе. Нормирование терминосистемы направлено на достижение единства терминоупотребления в каждой конкретной области.

Контент-анализ

Контент-анализ — метод количественного изучения содержа­ния документа. Сущность этого метода заключается в подсчете частоты встречающихся в тесте единиц: знаков, комбинаций зна­ков, букв, слов, терминов, словосочетаний, фамилий отдель­ных лиц и т.д. После подсчета выделенные единицы выстраива­ются в порядке убывания частоты их употребления (использова­ния) в тексте, т.е. формируется тезаурус. Результаты подсчета

позволяют увидеть то, что рассеяно в тексте и на первый взгляд не видно.

Наиболее сложный и ответственный этап состоит в том, что исследователь намечает те смысловые единицы, наличие (или отсутствие) которых интересует его в изучаемом тексте (текстах). Поскольку одно и то же смысловое содержание мо­жет быть выражено с помощью различных языковых средств, то вслед за выделением смысловых единиц исследователь дол­жен сформулировать их конкретные эмпирические индикато­ры (показатели), т.е. формализовать единицы. И, наконец, ре­шается вопрос о единице счета — ею может быть не только частота упоминаний, но и такие величины, как число строк, отданных данной смысловой единице, или площадь газетной полосы. В итоге всех этих подготовительных процедур форми­руется система четких правил, т.е. определенный алгоритм, посредством которого и анализируется содержание рассмат­риваемого текста.

Читать еще:  Анализ хозяйственной деятельности строительного предприятия

Существует несколько разновидностей контент-анализов в зависимости от цели исследования и выбора показателей. На­пример, используется семантический контент-анализ. Он ори­ентирован на выявление смысла текста. В качестве показателей для подсчета выбираются смысловые единицы, заключенные в словах, словосочетаниях и высказываниях. В литературоведении используется лингвистический контент-анализ. Каждый литера­турный текст характеризуется своими особенностями: длиной абзацев и фраз, порядком слов в предложениях, наиболее час­то встречающимися словосочетаниями. Каждый показатель мо­жет служить единицей для подсчета, статистическая обработка которых позволяет сделать обоснованные выводы: кто написал данный текст, к какому жанру он относится и т.д. Поскольку каждый автор может быть охарактеризован с этой стороны, с точки зрения длины слов и предложений, излюбленных слово­сочетаний и стилистических оборотов. В спорных случаях, когда авторство неизвестно или приписывается сразу нескольким ли­цам, такой анализ позволяет доказать принадлежность текста конкретному автору, если результаты контент-анализа совпа­дают с результатами анализа других текстов данного лица.

Существует категория текстов, которые называются науч­ными. Для них предлагается свой контент-анализ, называемый

цитационным. В научных текстах принято ссылаться на того, у кого автор позаимствовал что-нибудь (идею, метод, факт), с которыми он согласен или не согласен. Так как наука не делается на пустом месте и каждый ученый берет у кого-то эстафетную палочку и кому-то ее передает, ссылки во всех публикациях об­разуют сеть, раскрывающую логику развития науки. При уста­новлении общности выявленных связей между работами созда­ется карта определенной научной деятельности, совокупность которых складывается в научный атлас исследований в этой об­ласти на данный момент.

Этот метод позволяет определить «фронт исследований» -вычислить группу работ, текстов, авторов, цитируемых наибо­лее активно. Эти широко цитируемые работы определяются как «ядерные» для данной области исследования, по ним можно судить в целом об уровне, качестве, фундаментальности иссле­дований этой научной сферы.

Статический анализ цитирования позволяет вычислить «фак­тор влияния» отдельной работы на исследовательский процесс, который определяется как среднее годовое число ссылок на данную работу. Наибольшее число ссылок свидетельствует о высокой значимости работы и о серьезном ее влиянии на умо­настроение исследователей.

«Фактор оперативности» цитирования характеризуется ско­ростью цитирования работ, определяется как временной ин­тервал между выходом в свет работы и последующих работ, в которых она упоминается и цитируется. Чем этот временной интервал меньше, тем выше скорость научного взаимообме­на, выше интенсивность, темп развития данной научной об­ласти.

Анализируя цитируемые публикации, можно обнаружить такой временной отрезок, заключающий в себе максималь­ное количество ссылок, за пределами которого будут следо­вать все более длинные интервалы времени, разделяющие дату выхода в свет работы от дат источников, на которые авторы ссылаются. Как будто есть некоторая граница, за ко­торой интерес к более ранним публикациям утрачивается. В таком случае говорят о «полупериоде старения» информации, который вычисляется для каждой научной области путем ко­личественного подсчета частоты цитирования документов.

Терминологический метод

себя в словах. Именно слова связывают понятие с или явлением. Эта СРЯЗЬ осуществляется через ч-;;- слова.

Именно значение показывает, что мы вкладываем в то или иное пони] пс. какие представления связываем с ним.

Формирование понятий — ре р л. іат познания, исследования предметной области, изучения закономерностей и тен- . і.снпнГ; ее уіачвп і кч. Всякое понятие представляет собой абстракцию — мысленное отвлечение от ряда свойств изучаемых предметов и явлений, выступающих как маловажные, и вычленение наиболее значимых их сторон, раскрывающих сущность предметов и Понятия не статичны, они янно изменяются.

По мере углубления о предметной области

понятия старые воз

никают новые, часть понятий перестает адекватно отражать содержание реалий и переходит в разряд малоупотребительных. Таким образом, с развитием науки лропочолпт приближение понятий к действительности.

Научные понятия обозначаются специальными словами — терминами. Они составляют основу научного языка. Термин — это слово или устойчивое которому приписа

но определенное научное специальное понятие. Термин не называет пони т ис. как обычное слово, а понятие приписывается термину, придается ему. В этой разнице усматривается известная конвенциональное] ь в том, что ученые и специалисты в той или иной области что понимать, какое понятие вкладывать в тот или иной термин. Из этого следует, что содержание обозначенного термином, может быть понято только через дефиницию — краткое логическое определение, устанавливающее сугнсствен-

отличительные признаки предмета или т.е. содержание и границы.

Терминам присущ ряд особенностей:

• • системность (термин должен быть асе: . а связан с другими терминами данной предметной области):

(однозначность истолкования значения в пределах одной предметной области, одной научной дисциплины); —

отсутствие экспрессии и

Но терминосистема любой науки отличается большим динамизмом. Наблюдается а*! лрга-:її процесс возникновения новых терминов. Идет их количественное Происходит радикальная нерес’ройка понятийного агшгрйта. которая связана с ^ыдиггач-ч;!і,>м на первый план терминов, занимавших ранее не столь высокие ступени в иерархии. Значение ранее и заключавшего в себе незначительный понятия может неизмеримо расширяться в связи с изменением общественных условий.

В термм Н’.хл!стему включается и аббревиатура терминов — е.ю^а. образованные из на «уатзн!! начальных букв или начальных звуков слов, или из усеченных частей слов. В последнее время число аббревиатур значительно возросло, что свидетельствует о развитии

В практике гермі і нгл потребления нередки случаи, когда термин получает новое значение при сохранении старого. Полисемия термина двояка.

Встречается и синонимия терминов — обозначение одного и того же понятия несколькими терминами. Специалисты выделяют так называемые а* ориентированные термины — тер- мліі),’. ііротлворечадіие сущности обозначаемых ими понятий,

Терминосистема .н-.чюл науки испытывает сильное влияние со стороны смежных наук. Поток терминологических заимствований значительно возрастает, что вполне отвечает со- временнойтендшУіїП интеграции наук. Взаимопроникновение терминов различных систем — процесс

превратились в одно из важнейших направлений. В различных научных текстах понятийный аппарат имеет разную степень разрабш ‘.уїжїстіі и является своеобразным показателем уровня развития науки. Отставание понятийного алналата — серьезная помеха на пути продвижения науки вперед.

Поскольку іімугрсісікзі форма слов, а значит и терма.:’а проявляется прежде всего в начальный период наименования вещей и необходимость ана-

іііЧо ! — термины с учетом их генезиса в Тер

Читать еще:  На основе анализа

минологический анализ позволяет вскрыть сущность и смысловое значение современных терминов ем исследования истории их возникновения и развития, раскрыть взаимодействие терминов, место каждого из них в понятийном ап-

][;ф:ІіЄ_ выделить группы родственных терминов.

Анализ терминов складывается из четырех взаимосвязанных

7.6. Метод терминологического анализа

Метод терминологического анализа возник первоначаль­но в лингвистике, но со временем обогатился приемами ло-гики, семиотики и стал успешно использоваться во многих научных областях. При этом применение его в каждой науке имеет свои особенности. Широкое распространение получил этот метод в документоведении при изучении текста доку­мента.

Понятие это отражение объективно существенного в вещах и явлениях, закрепленное словом. Понятия выражают себя в словах. Именно слова связывают понятие с предме­том или явлением. Эта связь осуществляется через значение слова. Именно значение показывает, что мы вкладываем в то или иное понятие, какие представления связываем с ним.

Формирование понятий — результат познания, исследова­ния предметной области, изучения закономерностей и тен­денций ее развития. Всякое понятие представляет собой абст­ракцию — мысленное отвлечение от ряда свойств изучаемых предметов и явлений, выступающих как маловажные, и выч­ленение наиболее значимых их сторон, раскрывающих сущ­ность предметов и явлений. Понятия не статичны, они посто­янно изменяются. По мере углубления представлений о пред­метной области понятия совершенствуются, старые понятия уточняются, возникают новые, часть понятий перестает адек­ватно отражать содержание реалий и переходит в разряд мало­употребительных. Таким образом, с развитием науки происхо­дит приближение понятий к действительности.

Научные понятия обозначаются специальными словами — терминами. Термины составляют основу научного языка. Тер­мин — это слово или устойчивое словосочетание, которому приписано определенное научное или специальное понятие. Тер­мин не называет понятие, как обычное слово, а понятие при­писывается термину, придается ему. В этой разнице усматривает­ся известная конвенциональность термина, состоящая в том, что ученые и специалисты в той или иной области договариваются, что понимать, какое понятие вкладывать в тот или иной термин. Из этого следует, что содержание понятия, обозначенного термином, может быть понято только через дефиницию крат­кое логическое определение, устанавливающее существенные

отличительные признаки предмета или значение понятия, т.е. содержание и границы.

Термины должны обладать рядом особенностей:

• системностью — термин должен быть всегда связан с дру­гими терминами данной предметной области;

• термины должны иметь свою дефиницию;

• моносемичностью — однозначностью истолкования зна­чения в пределах одной предметной области, одной на­учной дисциплины;

• отсутствием экспрессии и стилистической нейтраль­ностью.

Но терминосистема любой науки отличается большим ди­намизмом. Наблюдается активный процесс возникновения новых терминов. Идет их количественное наращивание. Про­исходит радикальная перестройка понятийного аппарата, ко­торая связана с выдвижением на первый план терминов, за­нимавших ранее не столь высокие ступени в иерархии. Значе­ние ранее малоиспользуемого и заключавшего в себе незначи­тельный объем понятия может неизмеримо расширяться в связи с изменением общественных условий.

В терминосиетему включается и аббревиатура терминов — слова, образованные из названий начальных букв или началь­ных звуков слов, входящих в исходное словосочетание, или из усеченных частей слов. В последнее время число аббревиатур значительно возросло, что свидетельствует о развитии терми-носистемы.

В практике терминоупотребления нередки случаи, когда термин получает новое значение при сохранении старого. По­лисемия термина двояка. С одной стороны, это отражает бо­лее углубленный взгляд на предмет. С другой, приводит к размыванию понятия и искажению значения термина.

Встречается и синонимия терминов — обозначение одного и того же понятия несколькими терминами. Специалисты выде­ляют так называемые ложноориентированные термины — тер­мины, противоречащие сущности обозначаемых ими понятий.

Терминосистема любой науки испытывает сильное влия­ние со стороны смежных наук. Поток терминологических за­имствований значительно возрастает, что вполне отвечает со­временной тенденции интеграции наук. Взаимопроникновение

терминов различных терминологических систем — процесс объективный.

Терминологические исследования превратились в одно из важнейших направлений. В различных научных текстах понятий­ный аппарат имеет разную степень разработанности и является своеобразным показателем уровня развития науки. Отставание понятийного аппарата — серьезная помеха на пути продвиже­ния науки вперед.

Поскольку внутренняя форма слов, а, значит, и термина, проявляется, прежде всего, в начальный период наименова­ния вещей и явлений, возникает естественная необходимость анализировать термины с учетом их генезиса в истории. Тер­минологический анализ позволяет вскрыть сущность и смыс­ловое значение современных терминов путем исследования истории их возникновения и развития, раскрыть взаимодей­ствие терминов, установить место каждого из них в понятий­ном аппарате, выделить группы родственных терминов.

Анализ терминов складывается из четырех взаимосвязан­ных этапов. Первый этап — целевое изучение (в первом при­ближении) терминов, составляющих тематическую группу, интересующую исследователя. Оно заключается в выявлении терминов и соответствующих им понятий, выделении базово­го (ключевого) термина и терминов, подчиненных ему. Пос­ледние важно показать в такой связи, какая сложилась в прак­тике их использования. Уже на этом начальном этапе появля­ются отдельные замечания, предположения о неточности или нелогичности отдельных терминов и их определений. Все со­мнения берутся на заметку. Для выявления современных тер­минов и их определений используют литературу по теме ис­следования, различные терминологические словари и спра­вочники, рецензии, обзоры, труды. Термины выписываются на карточках.

Второй этап предполагает этимологический анализ, цель которого — выяснение первоначального значения слова (или сочетания слов), ставшего термином. Слово, на основе кото­рого образовался термин, рассматривается в языковой среде, послужившей его первоисточником.

Третий этап — исследование изменения терминов и отража­емых ими понятий с момента вхождения их в терминосиетему

науки, т.е. изучение процесса формирования, развития поня­тий внутри науки.

Превратившись в термин слово становится частью термино­системы и внутри нее претерпевает эволюцию вместе с другими терминами; испытывает их влияние. Так же эволюционирует и зафиксированное в конкретном термине понятие. Это значит, что изучать термин нужно во всех его связях и опосредствованиях с учетом законов развития всей системы. Такой подход носит название контекстуального анализа. Он требует от исследователя умения определять характер употребления термина в текстах, написанных в разное время, уяснять специфическое его значе­ние в языке конкретного произведения, обращать внимание на смысловую и эмоциональную экспрессивность текстов.

На четвертом этапе исследователь вновь возвращается к своей терминосистеме, уточняет ее состав с учетом новых ма­териалов, полученных на предшествующих этапах, дает чет­кую формулировку каждому понятию.

Нормализация терминосистемы решается с помощью тер­минологических словарей, устанавливающих строго однознач­ную систему понятий и терминов и способствующих упорядо­чению терминологии, обеспечению ее стабильности.

Значительное влияние на отбор терминов для употребле­ния, их формулировку и определение оказала стандартизация — качественно новое направление терминологической работы. За минувшие десятилетия разработаны и действуют несколько терминологических стандартов, включающих термины, обя­зательные для применения в документации всех видов, учеб­ной и справочной литературе. Нормирование терминосистемы направлено на достижение единства терминоупотребления в каждой конкретной области.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector