Business-insider.ru

Про деньги в эпоху кризиса
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Анализ бюджетных отклонений

Бюджетный контроль и анализ отклонений

Бюджетный контроль – это процесс сопоставления фактических результатов с бюджетными, анализа отклонений и внесения необходимых корректив. Задание бюджетного контроля – привлечь внимание менеджеров именно к значительным отклонениям, которые требуют более детального анализа.

Управление по отклонениям– это принцип управления, согласно которому менеджер концентрирует внимание только на значительных отклонениях от плана и не обращает внимания на незначительные.

Бюджетный контроль и управление по отклонениям осуществляется с помощьюотчета об исполнении бюджета, в котором сравниваются запланированные и фактические показатели и рассчитываются отклонения с указанием их причин.

Отклонения от бюджета могут быть как благоприятными (позитивными), так и неблагоприятными (негативными).

Неблагоприятными являются отклонения, когда фактический доход меньше запланированного или фактические затраты больше бюджетных.

В зависимости от причины отклонений они делятся на две группы:

1. Отклонения вследствие планирования – связаны с ошибками и просчетами в процессе составления прогнозов, определения функции затрат и доходов, калькулирования плановой себестоимости и цен.

2. Отклонения вследствие деятельности– являются результатом действий персонала или определенных событий (изменение спроса, колебания цен и пр.).

В случае наличия значительных отклонений в зависимости от их причины возможны два альтернативных решения:

1. корректировка или пересмотр бюджета, если результаты контроля свидетельствуют, что выполнять его нецелесообразно;

2. внесение соответствующих корректив в действия, чтобы обеспечить достижение запланированной цели.

Необходимо помнить, что отчет об исполнении бюджета обеспечивает возможность контроля только при условии корректного сопоставления фактических и бюджетных показателей. Составляемый бюджет является статическим (постоянным) бюджетом, поскольку отражает доходы и затраты, рассчитанные исходя из ожидаемого объема деятельности. Часто термины «статический» и «сводный» бюджет используют как синонимы. Но поскольку доход и часть затрат (переменные) зависят от изменения объема деятельности, то в случаях, когда фактический объем деятельности отличается от запланированного, отклонения от статического бюджета теряют контрольные значения.

Поэтому для обеспечения эффективного контроля с помощью отчета об исполнении бюджета следует сопоставить фактические результаты с бюджетом, скорректированным с учетом фактического объема деятельности. Такой бюджет называется гибким илидинамическим и может быть составлен как в процессе планирования, так и на стадии контроля.

Гибкий бюджет, подготовленный на стадии планирования, это бюджет, составленный для нескольких возможных объемов деятельности в рамках релевантного диапазона. Гибкий бюджет, составленный на стадии контроля, это бюджет, составленный на основании бюджетных затрат и доходов для фактического объема деятельности.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

УЧЕТ И АНАЛИЗ ОТКЛОНЕНИЙ В БЮДЖЕТИРОВАНИИ

Функции бюджета как средства контроля и ‘оценки деятельности предприятия раскрываются только тогда, когда прогнозируемые показатели сравниваются с фактическими. Поэтому по завершении планового периода составляются отчеты о деятельности предприятия, в которых сравниваются планируемые и фактические показатели. В зависимости от целей сравнения и анализа показателей деятельности предприятия бюджеты делятся на статичные (жесткие, фиксированные) и гибкие.

Основной целью анализа исполнения бюджетов является выявление причин и факторов, повлиявших на величину отклонений. Наиболее эффективным способом его проведения считается метод базового анализа отклонений, являющийся комбинацией методов сравнения, детализации и факторного анализа и используемый преимущественно в отношении центров затрат.

Базовый анализ отклонений (variance analysis) проводится в несколько этапов и включает сравнение фактических и бюджетных показателей, выявление отклонений между ними, разложение полученных отклонений на отдельные составляющие (отклонения нескольких уровней) и выявление степени влияния факторов на величину данных отклонений. При этом теоретической базой анализа является ряд взаимосвязанных понятий (табл. 5.5), а сам анализ проводится на трех уровнях.

Таблица 5.5. Характеристика понятий, составляющих теоретическую базу базового анализа отклонений

ПонятиеХарактеристика
Статичный бюджетСоставляется исходя из одного уровня реализации в начале бюджетного периода
Отклонения от первого уровняОпределяются как разница между фактическими показателями и данными статичного бюджета
Гибкий бюджетРассчитывается путем пересчета статей статичного бюджета на фактический объем реализации. Пересчету подлежат только переменные затраты, скорректированная величина которых определяется либо умножением их планового значения на индекс изменения объема реализации, либо умножением установленных нормативов переменных затрат на фактический объем реализации
Отклонения второго уровняВключают отклонения вследствие планирования (разница между показателями гибкого и статичного бюджета) и отклонения от гибкого бюджета (разница между фактическими показателями и данными гибкого бюджета), которые в совокупности составляют отклонения первого уровня
Факторы, влияющие на величину отклонений второго уровняФакторы, совокупность, которых определяет величину отклонения от гибкого бюджета (например, отклонения по цене и использованию материалов)

На первом уровне анализа происходит сравнение фактически достигнутых результатов с данными статичного бюджета, что приводит к получению отклонений первого уровня. Предварительная группировка таких отклонений, уже содержащихся в отчетности центров затрат, позволяет оценить степень выполнения плана и наметить пути корректировки затрат на основе критерия их значимости. Возможности более детального анализа статичный бюджет не предоставляет, поэтому на втором уровне анализа рассчитываются показатели гибкого бюджета и происходит их сравнение с данными статичного бюджета и фактическими показателями. Итогом расчета является получение отклонении второго уровня, дающих возможность понять, в какой степени отклонение первого уровня вызвано изменением объема реализации (величина отклонения вследствие планирования), а в какой — другими факторами (размер отклонения от гибкого бюджета).

Данные факторы могут быть различными для разных статей затрат, и их анализ осуществляется на, третьем уровне детализации. С этой целью отклонение от гибкого бюджета представляется в виде совокупности факторов, 4 степень влияния каждого из них определяется методом факторного анализа. Пример рассмотренной детализации отклонений приведен на рис. 5.4.

Читать еще:  Анализ конкретных ситуаций

Подобным образом проводится многоуровневое исследование, позволяющее выявить степень влияния различных факторов на исполнение бюджетов центров затрат. В случае с другими центрами ответственности и функциональными бюджетами целесообразно применение наиболее традиционных методов анализа их исполнения (горизонтальный, вертикальный, трендовый, факторный), а также некоторых современных способов, нашедших применение в отечественной практике и широко реализуемых в компьютерной среде (табл. 5.6).

По результатам рассмотренных процедур необходимо осуществление корректирующих воздействий, которое проводится на заключительном этапе бюджетного контроля.

Рисунок 5.4. Пример детализации отклонений. AP и SP — фактическая и бюджетная цена материалов; AQ и SQ — фактиескрое и бюджетное количество расходуемых материалов

Таблица 5.6. Характеристика методов анализа исполнения бюджетов

Вид анализаХарактеристика
ГоризонтальныйПозволяет выявить отклонения фактических данных от бюджетных показателей (абсолютные и относительные) с целью определения проблемных бюджетных статей и выработки предварительных выводов. Также используется на первом уровне базового анализа отклонений
ВертикальныйПодразумевает расчет удельного веса показателей отдельно для бюджетной и отчетной граф в общей величине отчета (итоговой сумме по отчету или результирующем показателе) с целью выявления степени их влияния на данную величину. Может быть дополнен горизонтальным анализом отклонений и анализом показателя структурной динамики (доля каждого отклонения в их общей величине)
ТрендовыйОсуществляется в форме сравнения степени выполнения бюджетов за ряд лет с целью выявления определенных тенденций ее изменения
ФакторныйПроводится путем выявления степени влияния отдельных факторов (причин) на отклонения фактических показателей от бюджетных данных
РанжированиеПредполагает сравнение степени выполнения бюджетов однородными функциональными единицами предприятия (центры ответственности, бизнес-единицы, филиалы) с целью выявления наиболее доходных, затратных и убыточных из них
Имитационное моделирование (what-if анализ)Позволяет определить степень изменения ключевого параметра при изменении степени выполнения плана по остальным параметрам по принципу «Что будет, если. ». Например, дает возможность определить долю недополученной (или полученной сверх плана) прибыли в различных случаях выполнения плана по объему продаж предприятия

И если в общем понимании данные воздействия должны быть связаны с оптимизацией бюджетов и целей и пересмотром текущих процедур планирования и исполнения бюджетов, то в отношении ответственных лиц могут дополнительно быть приняты меры материального стимулирования или наказания за невыполнение бюджетных показателей (рис. 5.5).

В ходе осуществления рассмотренных мер происходит корректировка ранее принятых решений, бюджетных заданий, целей и нормативов, необходимая для инициирования нового цикла управления. Поэтому данные процедуры являются основой для реализации механизма обратной связи, направленного на оптимизацию деятельности предприятия в ходе принятия решений о направлениях его дальнейшего функционирования.

Методика анализа отклонений фактических затрат от бюджетных включает процедуры четырех уровней.

Нулевой уровень. Сравниваются показатели фактических результатов деятельности с генеральным статичным бюджетом и выявляются благоприятные и неблагоприятные отклонения.

Первый уровень. Задача первого уровня — выявить, за счет чего произошли отклонения фактического значения прибыли от запланированного в бюджете. Возможны две причины:

1) изменение в реализации;

2) изменение общей суммы затрат.

Рисунок 5.5. Виды корректирующих воздействий, производимых по результатам план-факт анализа

Для выявления отклонений в объеме реализации сравниваются показатели двух бюджетов: статичного и гибкого. Гибкий бюджет включает доходы и затраты, скорректированные с учетом фактического объема реализации.

Отклонение в зависимости от объема продаж определяется по формуле

Пv = (Количество реализованной продукции по гибкому бюджету — Количество реализованной продукции по статичному бюджету) х Запланированная величина маржинального дохода.

Отклонение от гибкого бюджета (изменение общей суммы затрат) является результатом отклонений двух составляющих затрат: отклонение в цене и отклонение по производительности, которые определяются на доследующих этапах проведения анализа.

Второй уровень. Данный уровень отклонений от гибкого бюджета предполагает расчет отклонений по цене ресурса, который показывает, насколько фактическая цена приобретения ресурсов отличается от стандартной.

Отклонение затрат по цене = Разница между нормативной и фактической ценами приобретения ресурсов х Фактический объем использованных ресурсов.

Третий уровень. Задачей заключительного уровня анализа является расчет отклонений по объему использованных ресурсов, которые позволяют определить степень эффективности использования приобретенных ресурсов.

Отклонение затрат по производительности = (Фактический объем использованных ресурсов — Планируемый объем использованных ресурсов) х Стандартная цена на ресурсы.

Дата добавления: 2014-11-29 ; Просмотров: 3685 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Анализ бюджетных отклонений

Контроль исполнения бюджета и анализ отклонений

Система бюджетного процесса компании определяет перечень задач бюджетирования и перечень управленческих функций при его использовании.

Одна из основных функций бюджетирования — планирование деятельности предполагает детализированный план деятельности компании. Данная функция предназначена для координации действий по достижению поставленных целей компании. При этом реализация функции планирования бюджетов позволяет формировать любые количественные показатели достижения целей компании – целевых показателей деятельности, оценить степень достижения целей на основе план — факторного анализа, проводить предварительный анализ деятельности и будущего финансового положения компании. С помощью оценки деятельности центров ответственности и степени достижения ними установленных целевых нормативов производится анализ достижения целей компании в целом и, соответственно, влияние мотивации сотрудников на степень достижения целей компании.

Анализ исполнения бюджетов тесно связан с мониторингом его исполнения. Сам мониторинг выполнения бюджетных показателей деятельности компании позволяет выявить отклонения фактических результатов деятельности и оценить их влияние на целевые показатели. Выявление отклонений очень важно соотнести с ЦФО, в которых они произошли, и определить причины данных отклонений. На основании этих данных необходимо принять управленческое решение, направленное на регулирование тех процессов, в которых они возникли и для устранения причин данных отклонений в будущем. Выявление отклонений бюджетных показателей невозможно без разработанных нормативов затрат и соответственно проведения анализа отклонение фактических затрат от нормативных. Учет должен быть ориентирован на выявление отклонений от нормы уже на этапе осуществления хозяйственной операции. Выявление отклонений является первым шаг в оценке деятельности компании и ЦФО, который помогает выявить эффективные и неэффективные виды деятельности компании или ее отдельные функции. Кроме величины отклонений важно выявить их причину возникновения и определить те центры ответственности, которые ответственны за данные показатели.

Читать еще:  На основе анализа

Тщательнейшее составление бюджета компании не гарантирует его исполнения. Обеспечением исполнение бюджетных показателей будет отлаженная процедура исполнения бюджета – регламент бюджетирования.

Обычно выделяют следующие основные процедуры, направленные на контроль исполнения бюджета:

  • Оперативное планирование и учет
  • Авторизация и проверка на соответствие бюджету хозяйственных операций
  • Управление платежами, финансовыми результатами и активами
  • Корректировка бюджета

Для исполнения утвержденного бюджета необходимо, чтобы руководитель ЦФО не имел права перераспределять возникающий перерасход по одной бюджетной статье за счет другой. Данные полномочия передаются финансовому директору. В противном случае невозможно выявить и проанализировать перерасходы по конкретной статье бюджета.

Плановые выплаты в компании должны проводиться на основании заявок, утвержденных финансовым директором, которые содержат:

  • ЦФО и инициатора платежа
  • Назначение платежа
  • Документ – основание
  • Срок его осуществления
  • Код статьи затрат в соответствии с бюджетной кодировкой
  • Соответствие лимита по данной статье
  • Отметка бюджетного контролера о соответствии заявки бюджету выплат на текущий период

Обычно устанавливают граничные показатели возможного отклонения от бюджета. Так например, все заявки, превышающие 10 % от утвержденного бюджета проходят через процедуру корректировки бюджета и согласования с финансовым директором.

Для авторизации хозяйственных операций необходимо четко распределить ответственность между менеджерами компании путем определения граничных расходов тем или иным ответственным лицом, которое визирует платежный документ. Распределение полномочий и ответственности в процессе бюджетирования необходимо четко закрепить с помощью бюджетного регламента – документа, устанавливающего правила бюджетной процедуры и управления для всех подразделений компании. Бюджетный регламент – совокупность документов, описывающих и регламентирующих бюджетный процесс в компании. Невозможно представить полноценное функционирование бюджетного планирования и контроля в компании без четкой регламентация процедуры бюджетированя, которая должна включать в себя следующие элементы:

  • Классификатора используемых в компании бюджетов
  • Процедуры и сроков формирования бюджетов
  • Процедуры и сроков согласования бюджетов
  • Порядка утверждения бюджетов
  • Процедуры контроля и анализа исполнения бюджетов
  • Перечня ответственных лиц за формирование и исполнение каждого бюджета

В том случае, если в компании отсутствует какой либо из элементов системы бюджетирования – функционирование системы будет малоэффективным.

Как правило, наиболее слабым звеном в процессе бюджетного управления в компании является соблюдение бюджетов. В случае, если какие – либо виды расходов или платежей в бюджете не предусмотрены – они частенько совершаются по усмотрению руководителей компании, не удосуживаясь вносить изменения в бюджет. Данная проблема становится очевидной в момент анализа исполнения бюджетов и анализа факторов, повлиявших на отклонение от плановых показателей.

Немаловажной проблемой является отсутствие взаимосвязи бюджетирования и управленческого учета. Это выражается в том, что статьи, которые присутствуют в бюджете, не выделены для анализа в системе управленческого учета, что приводит к сложностям проведения план – факторного анализа.

Для правильного и однообразного ведения учета как плановых, так и фактических показателей деятельности компании в разрезе бюджетных статей необходимо создание классификаторов (справочников):

Более того, необходимо четкое описание какие операции относятся к данной статье затрат. Так например, статья затрат «офисные нужды» должна иметь перечень операций, которые могут быть отнесены к данной статье затрат. Статья «общефирменные расходы» должна быть четко «раскрыта» и не предполагать двоякой трактовки при проведении бухгалтером хозяйственной операции с отнесением той или иной операции к данной статье расходов.

При выявлении отклонений при анализе исполнения бюджета необходимо понимание того, что отклонения могут быть нескольких видов:

  • Контролируемые
  • Частично контролируемые
  • Неконтролируемые

Ответственность за отклонения даже контролируемых затрат не всегда может быть установлена. Предел контроля конкретного вида отклонения зависит от норматива затрат и факторов, в результате которых происходит отклонения от норматива. Нередко отклонения вызваны ошибками планирования, которые вызваны невозможностью точности планирования некоторых факторов, например, таких как закупочные цены поставщиков, уровень инфляции и т.д. В том случае, когда отклонения вызваны факторами, которые находятся вне контроля ответственного лица, соответствующие отклонения относятся к ошибкам планирования.

Процедура контроля исполнения бюджета занимает центральное место в системе бюджетирования компании.

В системе бюджетирования обязательной является обратная связь, связанная с контролем исполнения бюджета. Без существования обратной связи система бюджетирование теряет всякий смысл. То есть данная управленческая технология будет иметь смысл только в том случае, если будет предусматривать анализ того, что сделано с последующей корректировкой деятельности компании. Система контроля исполнения бюджета является фактическим мониторингом финансового состояния компании.

Контролю исполнения бюджета предшествует сбор и анализ необходимых для контроля данных. Разработка бюджетных форм должна предусматривать абсолютно идентичные формы как для плановых показателей бюджетов так и фактических для контроля исполнения бюджетов. Также очень важно привести существующий управленческий учет к потребностям в необходимой информации и ее срезах для бюджетирования компании, в противном случае невозможно будет осуществить оценку исполнения бюджета и выявить отклонения от бюджетных показателей.

По факту проведения анализа и выявления результатов исполнения бюджетов необходимо определить, кого необходимо поощрить, а кого наказать. Также план-факт анализ должен быть завершен принятием управленческого решения о том, когда и кем должны быть устранены негативные показатели, обнаруженные в процессе контроля исполнения бюджета.

Читать еще:  Предмет эконом анализа

В процессе контроля отклонений фактических результатов бюджета от плановых необходимо сосредоточить внимание только на значительных отклонениях. Значительность отклонений определяется каждой компанией самостоятельно и обычно он находится в пределах 5 -10 % от плановых показателей. При анализе отклонений очень важно определить, в результате чего произошли данные отклонения – вследствие деятельности или они стали результатом погрешности планирования.

Существует четыре подхода к реализации системы бюджетного контроля в компании:

  1. анализ отклонений ориентированный на корректировку последующих планов
  2. анализ отклонений, ориентированный на выработку дальнейших управленческих решений
  3. анализ отклонений в условиях неопределенности
  4. стратегический подход к анализу отклонений

Анализ бюджетных отклонений и их детализация

В бюджетном планировании отклонения фактических величин от плановых могут возникать по всем параметрам (стоимостные, организационной структуры, временные).

Различают следующие виды отклонений:

  1. Абсолютные отклонения.Под абсолютным отклонением понимается разница между фактическим и плановым значением с соответствующим знаком по правилам формальной математики.
  2. Относительные отклонения.Рассчитываются как разница между фактическим и плановым значением определенного показателя, отнесенная к плановому значению этого показателя и выраженная в процентах. Применение относительных отклонений повышает информативность проводимого анализа и позволяет более отчетливо оценить изменения.
  3. Селективные отклонения.Расчет селективных отклонений предполагает сравнение контролируемых величин во временном разрезе: квартал, месяц. Сравнение контролируемых величин за определенный месяц текущего года с тем же месяцем предыдущего года может быть гораздо информативнее сравнения с предыдущим месяцем рассматриваемого периода.
  4. Кумулятивные отклонения.Суммы, исчисленные нарастающим итогом (кумулятивные суммы), и их отклонения позволяют оценить степень достигнутых результатов за прошедшие периоды (месяцы) и возможное отклонение к концу планового периода (года). Возникающие в отдельных периодах случайные колебания параметров деятельности предприятия могут привести к значительным отклонениям на коротком отрезке времени. Кумуляция позволяет компенсировать случайные отклонения и более точно выявить тренд.
  5. Отклонения во временном разрезе.Сравнение плана и факта является типичным в анализе отклонений. Для аналитических целей может представлять интерес сравнение фактически реали- зованных значений планового периода с фактами соответствующего предыдущего периода. Такой подход к исчислению отклонений особенно важен при негативных отклонениях плановых величин от фактических. Оба подхода «план — факт» и «факт — факт» опираются на статистику прошлого и позволяют уменьшить отклонения в будущем.
  6. Оценка по допустимым пределам.Анализ отклонений следует проводить, если отклонение какого-либо параметра бюджета выходит за установленные рамки. Для селективных отклонений обычно используют линейные пределы, которые определяются либо в процентах, либо в абсолютных величинах. Для кумулятивных отклонений используют нелинейные пределы, которые в графическом изображении имеют вид воронки, сужающейся к концу планового периода.
  7. Оценка отклонений по влиянию на прибыль.Величина процентного отклонения отдельного параметра бюджета в первую очередь свидетельствует о качестве планирования и бюджетной дисциплине, но практически ничего не говорит о степени влияния на прибыль.

При значительных отклонениях, превышающих допустимые границы, контролер подключает соответствующие подразделения, ответственные за выявленные отклонения. При установлении ответственных за возникшие отклонения необходимо учитывать реальную возможность влияния подразделений на полученный результат.

При анализе отклонений следует различать контролируемые и неконтролируемые причины. Неконтролируемые причины отклонений связаны с изменениями во внешней среде. Предприятие в состоянии в определенной мере влиять на контролируемые причины. Отклонения чаще всего возникают либо из-за ошибок при планировании, либо из-за ошибок, связанных с реализацией плана.

Четкое деление затрат на постоянные и переменные позволяет составлять так называемые гибкие сметы, которые позволяют учесть изменение запланированного уровня затрат в зависимости от изменения масштаба производства.

На основе гибкой сметы затрат можно произвести перерасчет плановых затрат на фактический объем произведенной продукции, что позволит более объективно оценить деятельность менеджеров по контролю за исполнением сметы.

Отклонения от гибкого бюджета могут быть вызваны отклонениями цен и отклонением

Отклонение цен — разница между фактической и бюджетной ценой ресурса, умноженная на его фактическое количество.

Отклонение эффективности — разница между количеством факторов производства, использованных и запланированных по гибкому бюджету, умноженная на бюджетную цену.

Главное назначение такого разграничения — обособить влияние контролируемых и относительно неконтролируемых факторов.

Технология анализа отклонения фактических затрат от плановых содержит следующие этапы:

  • сравнение фактических и плановых показателей;
  • выявление причин отклонения фактической прибыли от плановой;
  • расчет отклонений по цене и ресурсам (ценовой фактор);
  • расчет отклонений по объему использования ресурсов (количественный фактор).

Анализ отклонений фактических затрат от нормативных помогает менеджерам в оценке результатов деятельности и совершенствовании процесса производства.

Анализ отклонений подразделяется на четыре уровня: 0 — уровень (поверхностный), 1 — (углубленный), 2 — (приведенный к различным объемам производства) и 3 — (детализированный). Если при 0 — уровне выявляется отклонение фактической величины одного любого показателя от его планового уровня (перевыполнение или недовыполнение в абсолютной оценке), то при 1 — уровне проводится сравнение фактических и жестких бюджетных величин по всем основным показателям: выручка, переменные и постоянные затраты, маржинальный доход и операционная прибыль. При желании можно детализировать анализ 1 — уровня по статьям переменных и постоянных расходов.

В табл. 1 представлены данные по выполнению планового бюджета ТОО «Бурмаш» на 2010 г. Наблюдается недовыполнение планового уровня по объему продаж на 4440 тыс. куб. оказало прямое влияние на фактические величины остальных показателей производства.

Таблица 1. Отклонения от жесткого (планового) бюджета ТОО «Бурмаш» в 2010 г., тыс. тенге

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector