Business-insider.ru

Про деньги в эпоху кризиса
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Имеет ли право тсж начислять пени

Правительство решило отменить пени за неуплату по ЖКХ

Премьер-министр Михаил Мишустин 2 апреля подписал постановление, согласно которому будут приостановлены начисления пени при неоплате коммунальных услуг сроком до 1 января 2021 года. Об этом РБК сообщил источник в одной из крупнейших энергокомпаний. Эту информацию «Ведомостям» подтвердили источники в двух разных энергокомпаниях и федеральный источник.

В документе, который еще не опубликован, говорится о приостановлении начисления пеней за несвоевременную оплату населением жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), а также взносов за капитальный ремонт. Кроме того, в нем говорится о приостановлении начисления пеней по договорам ресурсоснабжения управляющими организациями и товариществами собственников жилья. При этом, как указывается в постановлении, будет введен запрет на отключение неплательщикам доступа к услугам.

В Минстрое подтвердили РБК, что участвовали в подготовке такого документа.

Правительство получило право устанавливать до 1 января 2021 года «особенности начисления и уплаты» пени в случае несвоевременной или неполной оплаты жилищно-коммунальных услуг и взносов на капремонт по «антикризисному закону», который 31 марта приняла Госдума. Согласно тому же закону в этом году могут быть установлены особенности штрафов и пеней для юрлиц, которые не вовремя или не полностью оплатили услуги по договорам газоснабжения, электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

Источник РБК указал на то, что принятие данного постановления приведет к нескольким негативным последствиям в сфере электроэнергетики. В частности, неплатежи потребителей неизбежно станут причиной увеличения взаимных неплатежей между субъектами сферы ЖКХ. «В случае отсутствия у ГП (гарантирующий поставщик. — РБК) и иных субъектов сферы ЖКХ инструментов для стимулирования потребителей к оплате коммунальных услуг кассовые разрывы ГП до конца 2020 года могут достигнуть 500 млрд руб.», — считает он.

По его мнению, указанный размер «финансовой дыры» у ГП не сможет быть покрыт путем привлечения новых кредитов как по причине того, что ГП ограничены в лимитах кредитования размером расходов на обслуживание кредитов, учтенных в сбытовых надбавках, так и по причине ухудшения ситуации на финансовых рынках.

Президент ассоциации «Чистая страна» (объединяет региональных операторов по вывозу отходов) Руслан Губайдуллин в разговоре с РБК назвал нерадостной новость об отмене пеней за невыплату в срок коммунальных платежей. «С одной стороны, на пени никто никогда не жил. С другой, в условиях, когда экономика рухнула, резкий рост неплатежей уже пошел с начала апреля. Мы фиксируем уменьшение ежедневных поступлений от населения в пять и более раз. Люди не выходят на улицу, не могут оплатить квитанции, в некоторых регионах их даже не разносят. По «Сбербанк Онлайн» фиксируем 5–7% поступлений от плана. При этом затраты на фонд оплаты труда, покупку топлива уже в этом месяце не сможем покрыть без поддержки», — заявил он.

Пени за долги по услугам ЖКХ привязаны к ключевой ставке ЦБ. За долги по взносам на капремонт пеня рассчитывается так: она начисляется с 31-го дня просрочки каждый день как 1/300 ставки ЦБ, то есть 0,02% ежедневно. Соответственно, например, на задолженность в 10 тыс. руб., не оплаченную в течение года, будет начислена пеня около 670 руб.
По задолженности за жилищно-коммунальные услуги пеня также не начисляется первые 30 дней, затем в течение 60 дней начисляется по ставке 1/300 ставки ЦБ (0,02% ежедневно), а с 91 дня — 1/130 ставки ЦБ (0,046% ежедневно). Например, на годичную задолженность в 10 тыс. руб. будет начислена пеня в размере около 1,4 тыс. руб.

Глава комитета по реформированию отрасли обращения с отходами «Опоры России», председатель совета директоров группы компаний «Чистый город» Полина Вергун заявила РБК, что в сложной ситуации оказалось как население, так и бизнес. По ее мнению, в такой нестабильной для всех обстановке меры поддержки не должны быть односторонними. «Запрет по начислению пени на коммунальные услуги, в том числе на услугу по вывозу мусора, может ложно трактоваться гражданами как сигнал к тому, что можно не платить вообще. При этом как выживать компаниям, чья деятельность связана со сферой жизнеобеспечения?» — задалась вопросом Вергун.

Вопросы оплаты ЖКУ и взносов

Пени по Жилищному кодексу.

Жилищным кодексом предусмотрена ответственность за ненадлежащее исполнение обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Кому управляющая организация и ТСЖ вправе начислить пени? Распространяется ли мера ответственности на собственников нежилых помещений? Является ли наличие договора с исполнителем услуг обязательным условием для применения ответственности? Какие есть альтернативы законной неустойке? Каков порядок расчета пени?

Согласно п. 14 ст. 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.

Применение названной нормы зависит прежде всего от статуса помещения. В статье речь идет только о жилых помещениях. Так, в Постановлении ФАС ДВО от 27.02.2007 N / /5533 суд указал, что п. 14 ст. 155 ЖК РФ устанавливает меру ответственности для граждан, которые нарушают платежную дисциплину в жилищных правоотношениях, то есть для лиц, несвоевременно внесших плату за жилое помещение. Следовательно, данная мера неприменима при невнесении платы за нежилое помещение.

В отношении лиц, обладающих правами на нежилое помещение, необходимо руководствоваться нормами гражданского законодательства о неосновательном обогащении (гл. 60 ГК РФ). Более того, кредитор (в рассматриваемом случае ТСЖ или управляющая компания) вправе требовать уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 ГК РФ.

Ответственность за нарушение обязательства по оплате нежилого помещения может быть предусмотрена также договором. При этом размер пеней может быть увеличен (Постановление ФАС ДВО от 21.11.2006 N Ф03-А16/06-1/4054), что недопустимо в отношении жилых помещений.

Статус ответственного лица

Совокупный анализ норм п. 2 ст. 153 и ст. 155 ЖК РФ позволяет определиться с лицами, на которых распространяется положение п. 14 ст. 155 ЖК РФ.

Прежде всего, это собственники жилых помещений (пп. 5 п. 2 ст. 153, п. 5 — 8, 10 ст. 155 ЖК РФ). Представляется, что здесь не имеет значения, являются собственники физическими или юридическими лицами. Однако судебная практика по данному вопросу неоднозначна. Так, в постановлениях ФАС ЗСО от 29.05.2007 N /2007(11), ФАС СКО от 05.12.2008 N /2008 указано, что п. 14 ст. 155 ЖК РФ не содержит ограничения его распространения на потребителей — не физических лиц, а распространяется на всех собственников жилья. В то же время Десятый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 29.08.2007 N 2362/07 сослался на п. 78 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, согласно которому лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить исполнителю коммунальных услуг пени в размере, установленном п. 14 ст. 155 ЖК РФ. А поскольку в рамках названных правил потребителем считается только гражданин, взыскать пени по п. 14 ст. 155 ЖК РФ с юридического лица — собственника жилого помещения не представляется возможным (см. также Постановление Тринадцатого апелляционного суда от 28.07.2008 N /2006).

В доме, где создано ТСЖ, обязанность по уплате пеней возникает как у членов ТСЖ, так и у других собственников.

Читать еще:  Как правильно заполнить удостоверение сварщика

С нанимателями жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда ситуация иная. Согласно п. 1 ст. 65 ЖК РФ именно наймодатель имеет право требовать от нанимателя своевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Кроме того, в пп.«з» п. 4 Типового договора социального найма жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.05.2005 N 315, прописано, что в случае невнесения в установленный срок платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги наниматель уплачивает наймодателю пени в размере, установленном ЖК РФ. А ТСЖ или управляющая организация вправе взыскать пени с собственника.

Договор как основание взыскания пеней

Анализ судебной практики позволяет прийти к выводу, что возможность взыскания пеней за просрочку платежа по п. 14 ст. 155 ЖК РФ существует только в случае, если между сторонами заключен договор.

Так, ФАС СЗО Постановлением от 24.10.2008 N А56-40895/2006 отказал ЖСК в удовлетворении иска в части взыскания с жилищного агентства пеней за несвоевременное внесение платы за жилое помещение, указав, что пени по п. 14 ст. 155 ЖК РФ установлены для лиц, связанных договором. При этом суд удовлетворил исковые требования в части взыскания основного долга, поскольку отсутствие договорных отношений между истцом и ответчиком не является основанием для освобождения собственника квартиры от обязанности по ее оплате (закон не связывает возникновение обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги с фактом заключения договора между собственником помещения и соответствующей организацией).

По аналогичному делу ФАС СКО удовлетворил требования управляющей компании к администрации о взыскании задолженности и пеней в полном объеме (Постановление ФАС СКО от 05.12.2008 N Ф08-7284/2008). Основанием для этого послужило наличие договора. Суд указал, что отношения возникли именно между исполнителем и потребителем коммунальных услуг.

Действительно, в ст. 155 ЖК РФ перечислены все виды договоров, которые должны быть заключены с собственниками и нанимателями жилых помещений.

Повторим, что независимо от наличия договора закон предоставляет право взыскать с потребителей сумму фактически понесенных убытков в связи с невнесением платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Однако взыскать пени за просрочку платежа по п. 14 ст. 155 ЖК РФ становится возможным только в случае, если потребитель согласился со всеми иными условиями, то есть заключил соответствующий договор. Таким образом, законодатель встает на защиту потребителей.

В отсутствие договора исполнители услуг вправе воспользоваться механизмами защиты, которые предоставляет им гражданское законодательство: ст. 395 ГК РФ позволяет потребовать уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами. Как указано в п. 50 Постановления Пленума ВС РФ N 6, ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ», как пользование чужими денежными средствами следует квалифицировать также просрочку уплаты должником денежных сумм за переданные ему товары, выполненные работы, оказанные услуги.

За основу расчета пени в п. 14 ст. 155 ЖК РФ взята величина ставки рефинансирования ЦБ РФ. Сумма за каждый день просрочки составляет 1/300 ставки рефинансирования от невыплаченных сумм.

Сумма долга (невыплаченных сумм) составляет 5 000 руб. Долг просрочен на 30 дней. Ставка рефинансирования на момент уплаты — 13%.

Допустим, что стороны связаны договором управления многоквартирным домом. Рассчитаем сумму пеней за 30 дней просрочки:

Если же исходить из того, что стороны не имеют договорных отношений, нужно руководствоваться ст. 395 ГК РФ, согласно которой размер процентов определяется учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства. Поскольку нет никаких уточнений насчет размера процентов, подлежащих уплате за каждый день пользования чужими денежными средствами, нужно брать в расчет годовую ставку рефинансирования и определять сумму процентов следующим образом:

5 000 руб. х (13% / 365 дн.) х 30 дн. = 53,42 руб.

Полномочия и обязанности ТСЖ перед жильцами, что могут делать, а на что не имеют права?

Товарищество собственников жилья – это уникальная форма управления жилым домом. Естественно, что деятельность ТСЖ регулируется на законодательном уровне различными нормативно-правовыми актами.

Основным документом, регламентирующим работу товариществ, является Жилищный Кодекс РФ. Любые действия общего собрания и правления ТСЖ не могут противоречить современному законодательству.

В статье мы подробно рассмотрим права и обязанности товариществ собственников жилья, их ответственность перед жильцами, а также полномочия членов правления ТСЖ.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 938-47-82 . Это быстро и бесплатно !

Права и полномочия товарищества

ТСЖ уполномочено осуществлять деятельность по управлению домом, то есть выполнять то, что ранее делала управляющая компания в лице ЖЭУ или коммерческой организации.

В соответствии со статьей 137 Жилищного Кодекса, ТСЖ вправе совершать следующие действия:

  • заключать договора с эксплуатационными и управляющими компаниями на обслуживание дома и оказание коммунальных услуг;
  • самостоятельно выполнять работы для жильцов дома (например, ТСЖ могут нанимать уборщицу подъездов или организовывать самостоятельный вывоз мусора, не прибегая к услугам управляющих компаний);
  • делать расчет расходов и доходов, определять количество средств, необходимых на текущий ремонт здания, оплату труда подрядчиков, на формирование резервного фонда, на капитальный ремонт;
  • рассчитываться по договору с физическими или юридическими лицами, оказывающим услуги ТСЖ;
  • пользоваться кредитными средствами, взятыми в банке или у частных лиц в порядке, предусмотренных законодательством;
  • продавать, сдавать в аренду, обменивать имущество, в том числе недвижимое (это право позволяет, в частности, взимать плату с предпринимателей, арендующих в доме торговые или офисные площади);
  • производить расчет квартплаты на основе сметы расходов;
  • взимать квартплату с жильцов и нанимателей жилых помещений;
  • применять позволенные законом меры к должникам по квартплате или аренде.

Полный перечень полномочий ТСЖ должен быть перечислен в Уставе организации. Например, Уставом может быть позволено производить реконструкцию и переоборудование существующих помещений, преобразование придомовой территории, оборудование парковки и т.д.

Большинство своих прав, правление ТСЖ может реализовывать самостоятельно, например, производить расчет квартплаты и распределять средства по банковским счетам – это так называемая текущая работа.

Контроль законности всех действий ТСЖ осуществляет ревизионная комиссия, состоящая из 3-4 человек, не являющихся работниками ТСЖ и членами правления.

Для проведения серьезных изменений, например, в структуре ТСЖ при изменении соотношения средств, распределяемых по различным фондам, при переоборудовании зданий, правление обязано собрать общее собрание жильцов и поставить вопрос на голосование. Только при большинстве голосов «за», товарищество получает право на осуществление заявленной деятельности.

Взаимодействие с собственниками

Зачастую, при реализации прав ТСЖ, у жильцов и членов правления возникают вопросы, касающиеся наиболее проблемных и неоднозначных тем, среди которых — взаимоотношения правления и остальных собственников.

Выдача справок

Иногда жильцы сталкиваются с тем, что правление отказывается выдавать им справки (о составе семьи или расширенную выписку из поквартирной карты) на том основании, что владельцы задолжали квартплату. Имеет ли право ТСЖ не выдавать справки если есть долг?

Это не законная практика, которая часто используется ТСЖ или УК, чтобы жильцы покрыли хотя бы часть задолженности. Выдача справок – это не право, а обязанность ТСЖ перед жильцами. Значит, выписать нужную бумагу они обязаны, даже если жилец за все время проживания ни разу не оплатил свою коммунальную задолженность.

Читать еще:  Постановление правительства 602

Проникновение в квартиру

Другой проблемный вопрос – имеет ли право правление или председатель ТСЖ осматривать квартиру? В Конституции РФ закреплено право граждан на неприкосновенность жилья.

Существует только два случая, когда сотрудники ТСЖ могут проникнуть в квартиру без разрешения:

  1. Если имеется ордер.
  2. При угрозе террористического акта, наступлении природного либо техногенного катаклизма.

Таким образом, требования правления на досмотр помещения под любым предлогом – снятие показаний счетчиков, поверка счетчиков, замер давления в трубах, проверка температуры помещения и т.д. – незаконны.

Жилец может по своей воле впустить членов правления, но если он запретить входить, то ничего с ним поделать нельзя.

Начисление пени

ТСЖ имеет право начислять пени за неуплату только если это прописано в Уставе, принятом на общем собрании жильцов. Начисление пени – принудительная мера, призванная заставить должника побыстрее внести полную плату за жилье.

Порядок назначения штрафа не берется с потолка. Он должен быть прописаны в Уставе. Также существуют специальные положения НК РФ, определяющие верхние границы штрафных санкций.

Подписание договора

Иногда жильцы возмущаются, что ТСЖ заставляет их подписывать договора на обслуживание.

В соответствии со статьей 137 ЖК РФ, ТСЖ имеют право заключать договора с собственниками о коммунальном обслуживании и порядке начисления платежей.

В таком случае правление имеет возможность от имени жильцов заключать различные сделки с поставщиками коммунальных услуг и реализовывать свою обязанность по содержанию дома. Но заставлять или принуждать жильца подписать договор ТСЖ не имеет права, все должно происходить по доброй воле сторон.

Если договора ТСЖ с собственником нет, то жильцам просто придется самостоятельно идти в представительство эксплуатационной компании и заключать нужные соглашения.

Разглашение информации о должниках

Списки должников, которые правления ТСЖ иногда вывешивают на всеобщее обозрение в подъездах, часто становятся настоящим камнем преткновения между товариществом и жильцами. Возмущения зафиксированных в «позорном» листе вполне законны.

В соответствии с Законом «О защите персональных данных», разглашение таких сведений прямо запрещено. Без письменного разрешения, правление ТСЖ не имеет права публиковать никакие данные о должниках, в том числе и эти:

  • фамилию, имя и отчество жильца;
  • любые паспортные данные;
  • адрес проживания;
  • размер долга.

Составлять подобные списки для себя правление имеет право. Более того. они нужны, чтобы вычислять должников и проводить с ними беседу, а при продолжительных задержках платежей – обращаться в суд и добиваться отключения квартиры от системы коммунальных благ дома.

Такие списки должны храниться в сейфе в закрытом помещении правления и публичному разглашению не подлежат. Должники, увидевшие свою фамилию, имеют полное право обратиться в суд и получить с правления денежную компенсацию.

Максимум, что может сделать ТСЖ – опубликовать объявление примерно такого содержания: «В нашем доме проживает 5 должников. Просим их оплатить коммунальную задолженность в общей сумме в 10 000 рублей в срок до 31 января текущего года. В противном случае, будем вынуждены обратиться в суд для принудительного взыскания долга».

Обязанности

В статьях 148—149 ЖК РФ приведен перечень обязанностей правления и председателя ТСЖ. В большинстве случаев, для выполнения этих обязанностей правление товарищества и наделено своими правами.

Отдельно стоит выделить обязанности ТСЖ перед жильцами дома:

  • соблюдение законности и требований Устава;
  • контроль за исполнением жильцами своих обязанностей по содержанию объекта;
  • непосредственное управление домом или контроль за компанией, осуществляющей управление;
  • заключение договор с подрядчиками и субподрядчиками, поставляющим коммунальные услуги;
  • заключение договоров на содержание и ремонт здания;
  • ведение списка жильцов – членов товарищества;
  • ведение бухгалтерского учета, составление сметы расходов и доходов, начисление квартирной платы;
  • ведение делопроизводства, выдача справок членам ТСЖ;
  • проведение общего собрания жильцов;
  • контроль за деятельностью председателя ТСЖ.

Председатель имеет такие обязательства:

  • давать распоряжения всем должностным лицам ТСЖ, нанимать и увольнять персонал;
  • действовать от имени товарищества в рамках своих полномочий без предварительного уведомления общего собрания;
  • выносить на решение общего собрания любые разработанные им документы.

Ответственность

Ни в Жилищном, и в Гражданском кодексе не указано, какую именно ответственность несут члены товарищества за свои действия (или бездействие), также как и председатель и члены правления. Но это не означает, что деятельность ТСЖ никак не контролируется и нарушителей невозможно привлечь к ответственности.

Общегражданская ответственность наступает за такие правонарушения:

  1. Халатность – к примеру, если член правления не оповестил жильцов о готовящемся собрании как минимум за 10 дней до события.
  2. Мошенничество – например, подложные документы о числе собственников помещения или о показаниях приборов общедомового учета.
  3. Присвоение или растрата – злоумышленное неправомерное распределение средствами общего или резервного фонда
  4. Введение в заблуждение, или обман, в том числе общего собрания.
  5. Служебный подлог.
  6. Превышение полномочий (к ним относятся и вывешивание списков жильцов должников, и вход в квартиру без разрешения владельцев).

При возникновении аварийных ситуаций в квартире, в результате которой наносится материальный ущерб не только собственнику, но и соседям, ответственность жильцов и товарищества разграничивается, в зависимости от того, что стало причиной этой аварии.

К примеру, если залив квартиры произошел при прорыве трубы, относящейся к общедомовому имуществу, ответственность за убытки будет нести ТСЖ, поскольку, согласно Правил содержания общедомового имущества, вся сантехника, относящаяся к этой категории, должна систематически проверяться.

Если залив квартиры и соседей произошел из-за поломки труб, не имеющих отношения к общедомовому имуществу (к примеру, в кухне прорвало кран), никакой ответственности ТСЖ нести за залив не будет.

Кроме того, ответственность в конкретных ситуациях, связанных с правонарушениями, может быть описана в Уставе товарищества. Например, при выявлении фактов мошенничества председатель обязан будет выплатить штраф в адрес ТСЖ.

Деятельность правления

Правление ТСЖ занимается непосредственно деятельностью товарищества и его полномочия регламентированы в статье 147 Жилищного Кодекса. Что именно входит в компетенцию общего собрания, а что – в компетенцию правления (то есть то, что председатель и его заместители могут делать без предварительного оповещения жильцов) также должно быть четко прописано в Уставе.

Как правило, правление ТСЖ обладает такими полномочиями:

  • непосредственное руководство деятельностью ТСЖ, назначение конкретных исполнителей работ, формирование кадрового состава работников товарищества;
  • заключение договоров от имени жильцов (или общего собрания) на коммунальное обслуживание;
  • сбор средств на обслуживание и ремонт здания;
  • ведение делопроизводства, выдача справок и бумаг;
  • ведение бухгалтерского и банковского учета, перевод средств на оплату работы в соответствии с договорами;
  • проведение общего собрания жильцов, ведение протокола;
  • защита интересов членов ТСЖ в суде;
  • обращение в суд и прокуратуру, а также в администрацию города для разрешения ситуации с неуплатой долгов жильцами.

Если это прописано в Уставе, правление ТСЖ может быть наделено и дополнительными полномочиями:

  1. Обустройство придомовой территории.
  2. Самостоятельное обслуживание дома
  3. Взимание арендной платы с нанимателей жилья и коммерческих помещений.
  4. Распоряжение общедомовым имуществом, например, лифтом, подвалом, общими счетчиками.

Таким образом, права и обязанности ТСЖ, согласно Жилищного Кодекса, определены их функциями. Основная задача – содержать дом и принадлежащее ему имущество в полном порядке. Для ее выполнения, товарищество может собирать средства с жильцов (квартплата), заключать договора с обслуживающими организациями, нанимать сотрудников для самостоятельного содержания здания и т.д.

Полный список действий, находящихся в компетенции ТСЖ, должен быть перечислен в Уставе организации.

Читать еще:  Постановление правительства рд 345

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

За просрочку платежей по коммунальным услугам УК , ТСЖ и граждане будут платить штрафы и пени

Госдума 23 октября 2015 года во втором чтении приняла законопроект о внесении изменений в законодательные акты РФ с целью укрепления платёжной дисциплины всех категорий потребителей коммунальных услуг.

Федеральный закон №307 от 03.11.2015 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов» вступает в законную силу с 1 января 2016 года. Ознакомиться с текстом закона можно здесь.

За просрочку платежей начислят пени

Первоначально депутаты предлагали вводить штрафы и пени за просрочку платежей только по электроэнергии, но по последним подсчётам оказалось, что совокупная задолженность всех категорий потребителей за коммунальные ресурсы в России на 1 октября 2015 года составила 850 миллиардов рублей.

Из них в разбивке по отдельным энергоресурсам долг составил:

  • за электроэнергию – 183,5 миллиардов рублей;
  • за газ — 163,2 миллиардов рублей;
  • за тепловую энергию перед ТЭЦ – 147,6 миллиардов рублей;
  • за воду и услуги по водоотведению – 110 миллиардов рублей.

Нужно отметить, что в ходе подготовки законопроекта ко второму чтению депутаты внесли существенные корректировки, смягчающие механизм взимания пени и штрафов, но только для граждан, ТСЖ и ЖСК. Управляющие компании в эту категорию “льготников” не попали. Для них, наоборот, наказание за неуплату или несвоевременную оплату по поставленным коммунальным ресурсам ужесточили.

Если для граждан, ТСЖ и ЖСК за неуплату ЖКУ в первый месяц просрочки пени не начисляются, то для управляющих компаний с 1 по 60 день просрочки пени устанавливаются в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ. Тогда как для населения, ТСЖ и ЖСК данный размер пени начисляется только с 31 по 90 день задолженности. А для управляющих компаний уже с третьего месяца задолженности (с 61 дня просрочки) пени повышаются до 1/170 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Ещё одним предложением депутатов стал тот факт, что Федеральный закон вступает в силу не со дня его официальной публикации, а с 1 января 2016 года. Таким образом, у УК, ТСЖ, ЖСК, граждан и остальных организаций, потребляющих энергоресурсы ещё есть время, чтобы привести свои платежи в порядок и оплатить все старые задолженности. В противном случае, с 1 января 2016 года на всех неплательщиков будут распространяться уже новые нормы закона.

Ответственность

Итак, за несвоевременную оплату или неуплату счетов за коммунальные ресурсы размеры пени (неустойки) в долях от ставки рефинансирования ЦБ РФ за день просрочки составят для:

ТСЖ, ЖСК, граждан:

  • С 1 по 30 день — 0
  • С 31 по 90 день — 1/300
  • С 91 дня и далее — 1/130

Управляющих компаний, тепло- и водоснабжающих организаций:

  • С 1 по 60 день — 1/300
  • С 61 по 90 день — 1/170
  • С 91 и дня и далее — 1/130

Всех остальных организаций, потребляющих энергоресурсы:

  • С 1 дня и далее — 1/130

Глас закона

На основании договоров поставки энергоресурсов и договоров об оказании услуг по их транспортировке потребители обязаны оплатить подачу коммунальных ресурсов и оказанные услуги. Обобщая ответственность по неуплате за все коммунальные ресурсы их потребителями и основываясь на ФЗ №307 от 03.11.2015 года, можно выделить следующее:

“В случае несвоевременной и (или) неполной оплаты энергоресурсов и услуг по их транспортировке потребитель обязан уплатить поставщику пени в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.”

“ТСЖ, ЖСК и иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, приобретающие энергоресурсы для целей предоставления коммунальных услуг, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты газа уплачивают поставщику пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с 31 дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение 90 календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения 90 календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с 91 дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.”

“Управляющие компании, приобретающие энергоресурсы для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты коммунальных ресурсов уплачивают поставщику пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения 60 календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена.

Начиная с 61 дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение 90 календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения 90 календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере 1/170 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.

Начиная с 91 дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере 1/130 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.”

“Собственники и иные законные владельцы помещений в МКД в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты энергоресурсов, потребляемых при получении коммунальных услуг, уплачивают пени в размере и порядке, установленных жилищным законодательством.”

“При несоблюдении потребителями энергоресурсов условий договоров поставки и об оказании услуг по их транспортировке поставщики вправе уменьшить или прекратить поставки коммунальных ресурсов в порядке, установленном Правительством РФ.”

Вместо заключения

Из вышесказанного ясно, что с начиная с нового 2016 года власти ещё больше ужесточат контроль и ответственность для неплательщиков коммунальных услуг от начисления пени и штрафов и вплоть до приостановки и ограничения подачи энергоресурсов.

Чем это чревато конкретно для управляющих компаний? Прежде всего тем, что если у УК накопятся большие долги перед ресурсоснабжающими организациями и она их не оплатит в срок, то согласно вступившим в силу изменениям в жилищном законодательстве (ФЗ №176 от 29.06.2015 г.) это может быть расценено как несоблюдение лицензионных требований. А это, в свою очередь, может привести к дисквалификации руководителя УК или аннулированию лицензии.

Чтобы не допустить такого сценария действий, необходимо вовремя вносить плату по счетам за все потребляемые коммунальные ресурсы.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector
×
×