Business-insider.ru

Про деньги в эпоху кризиса
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Межмуниципальные объединения не могут наделяться полномочиями

Межмуниципальные объединения

В соответствии со ст. 66 Федерального закона № 131-ФЗ, в каждом субъекте Российской Федерации образуется совет муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

Законодательно установлено, что совет муниципальных образований субъекта Российской Федерации вправе проводить съезды, на которых решаются такие вопросы, как утверждение устава совета, определение размеров и порядка уплаты членских взносов на осуществление деятельности совета и содержание органов управления совета, избрание органов управления совета, осуществление иных полномочий, определенных уставом совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

Совет муниципальных образований субъекта Российской Федерации не вправе вмешиваться в деятельность муниципальных образований, ограничивать их деятельность, а полномочия органов государственной власти субъектов Федерации по взаимодействию с советами муниципальных образований могут определяться законами субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ.

В свою очередь, в соответствии со ст. 67 Федерального закона № 131-ФЗ, советы муниципальных образований субъектов РФ могут образовать единое общероссийское объединение муниципальных образований. Оно создается в целях организации взаимодействия муниципальных образований, советов муниципальных образований субъектов РФ, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований РФ, в том числе в целях представления указанных интересов в федеральных органах государственной власти и организации сотрудничества муниципальных образований РФ с международными организациями и иностранными юридическими лицами. Единое общероссийское объединение муниципальных образований считается созданным при условии, если в его состав входят советы муниципальных образований не менее двух третей субъектов Российской Федерации. Такое объединение действует на федеральном уровне с 2006 года.

В состав единого общероссийского объединения муниципальных образований могут входить иные объединения муниципальных образований. В качестве видов таких «иных» объединений муниципальных образований можно назвать:

— Союз российских городов – общероссийская организация, созданная еще в 1991 году для представления на федеральном уровне интересов городских муниципальных образований;

— межрегиональные ассоциации – Ассоциация сибирских и дальневосточных городов, Ассоциация городов Юга России, Ассоциация городов Урала и др.;

— региональные объединения – ассоциации (союзы) муниципальных образований отдельных субъектов РФ, например, Ассоциация городов Ленинградской области, Ассоциация городов Владимирской области,;

— специализированные ассоциации — Ассоциация городов-наукоградов России, Ассоциация закрытых административно-территориальных образований и др.

Единое общероссийское объединение муниципальных образований не вправе вмешиваться в деятельность муниципальных образований, советов муниципальных образований субъектов Российской Федерации, иных объединений муниципальных образований, ограничивать их деятельность.

В соответствии со ст. 68 Федерального закона № 131-ФЗ, представительные органы муниципальных образований для совместного решения вопросов местного значения могут принимать решения об учреждении межмуниципальных хозяйственных обществ в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью. Органы местного самоуправления могут даже выступать соучредителями межмуниципального печатного средства массовой информации.

Межмуниципальные хозяйственные общества создаются в целях объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов для решения вопросов местного значения. Потребность в объединении ресурсов возникает, прежде всего, в связи:

— с целесообразностью объединения финансовых ресурсов муниципальных образований в связи с недостаточностью собственных финансовых средств отдельных муниципальных образований;

— с необходимостью повышения эффективности деятельности и исчерпанием внутренних ресурсов такого повышения;

— с необходимостью повышения качества и расширением видов предоставляемых населению публичных услуг, организуемых органами местного самоуправления;

— с необходимостью использования «эффекта масштаба» (в отдельных случаях незначительное количество услуг или потребителей услуг приводит к отказу в их предоставлении, так как делает их оказание экономически необоснованным, невыгодным для хозяйствующих субъектов);

— со сложной кадровой ситуацией в муниципальных образованиях.

Межмуниципальные хозяйственные общества осуществляют свою деятельность в соответствии с гражданским законодательством и считаются созданными с момента их государственной регистрации.

В ст. 69 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрена возможность создания по решению представительных органов муниципальных образований некоммерческих организаций в форме автономных некоммерческих организаций и фондов. Такие организации создаются в рамках межмуниципального сотрудничества. В то же время в закон не исключает создание такой некоммерческой организации представительным органом одного муниципального образования.

Согласно Федеральному закону от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» под некоммерческой организацией понимается организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации создаются для решения следующих задач:

— достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей;

— охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан;

— защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи;

— в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Право на создание некоммерческих организаций муниципальных образований закрепляется только за представительными органами местного самоуправления, призванными выражать волю большинства населения муниципальных образований.

Читать еще:  Играть онлайн и зарабатывать деньги

МЕЖМУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

По смыслу Закона 2003 г. в качестве форм межмуниципального сотрудничества допускается учреждение хозяйственных обществ в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, иных организаций.

Существование данной статьи в Федеральном законе № 131-ФЗ объяснить достаточно трудно, поскольку речь идет об обычной форме участия муниципальных образований в гражданско-правовых

отношения. Согласно п. 2 ст. 125 Гражданского кодекса РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут при­обретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Если учитывать общий принцип гражданского права — ра­венство участников гражданско-правовых отношений — лишать му­ниципальные образования права учреждать хозяйственные общества недопустимо. Представляется, что федеральный законодатель пред­принял не совсем удачную попытку более рельефно определить данное участие.

В соответствии с п. 4 ст. 66 Гражданского кодекса РФ органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяй­ственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если иное не установлено законом. Таким образом, речь идет о запрете выступать участниками хозяйственных обществ. В ч. 1 ст. 68 Феде­рального закона № 131-ФЗ говорится о принятии решения об уч­реждении хозяйственных обществ. Таким образом, коллизии между ч. 4 ст. 66 и ч. 1 ст. 68 Федерального закона № 131-ФЗ не сущест­вует. И в первом и во втором случае участником хозяйственного общества является муниципальное образование в целом, т.е. «ино­го» законодатель в статье не установил. Да и вряд ли правомерно установит, поскольку орган местного самоуправления в граждан­ско-правовых отношениях не может быть непосредственно участ­ником хозяйственных обществ, он может быть лишь представите­лем участника — муниципального образования.

Вместе с тем согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона «Об ак­ционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ акционер­ные общества, учредителями которых выступает в случаях, установ­ленных федеральными законами, муниципальное образование, субъект РФ, Российская Федерация (за исключением обществ, об­разованных в процессе приватизации государственных и муници­пальных предприятий), могут быть только открытыми1.

Очевидно, что Закон имеет в виду как единичное, так и множе­ственное учредительство муниципального образования (совместно с другими субъектами гражданского права).

Является ли норма п. 1 статьи данным случаем? Федеральный законодатель не перестает удивлять своим творческим подходом к созданию коллизий правовых норм. Например, чем руководство­ваться правоприменителю: ст.

68 Федерального закона № 131-ФЗ или п. 4 ст. 7 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ?

Возможно, решение данного вопроса кроется только в применении общетеоретического правила правоприменения, согласно которому большую юридическую силу имеет правовой акт, изданный позднее.

Кроме того, не ясно, почему для муниципальной собственности Федеральный законодатель предусмотрел своеобразную имущест­венно-правовую преференцию, когда создание закрытого акцио­нерного общества вне приватизационного процесса с государствен­ной долей невозможно, но допустимо с муниципальной долей. Все это вряд ли согласуется с положениями ст. 8 Конституции РФ, ус­танавливающими принцип единого статуса публичных собственни­ков (муниципальных образований, субъектов РФ, Российской Фе­дерации).

В ст. 10 Европейской хартии местного самоуправления, которая устанавливает право местных органов самоуправления на ассоциа­цию, предусмотрено право муниципальных образований на объеди­нения различного рода. В первой части этой статьи предусматрива­ется сотрудничество для решения хозяйственных задач.

Практикуются следующие варианты:

■ покупка услуг «большого» муниципалитета несколькими «ма­лыми» муниципалитетами (типичными услугами, по которым заключаются соглашения такого рода, являются приюты и кризисные центры);

■ создание организаций, в управляющие органы которых вхо­дят представители нескольких муниципалитетов (типичными примерами являются компании по обеспечению транспорт­ными услугами);

■ партнерство между несколькими муниципалитетами в реали­зации крупных проектов (примером является строительство станции по переработке отходов) и другие.

Например, в Финляндии существуют 262 совместных муници­пальных совета, которые сотрудничают по вопросам электро- и во­доснабжения, профессионального образования, защите детей. В Дании два муниципалитета Холстебро и Струер организовали това­рищество для создания и эксплуатации аэропорта. Капитал това­рищества формировался из взносов партнеров и взятых в кредит средств. Другие четыре муниципалитета создали товарищество для строительства и эксплуатации фабрики по утилизации бытовых и промышленных отходов в Хьерринге1.

Вопрос

Может ли процесс агломерирования выступать как одна из форм межмуниципального сотрудничества и на сколько данный процесс имеет свое законодательное закрепление?

Ст. 12 Конституции Российской Федерации определено, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Ст. 12, 13 Федерального закона № 131-ФЗ регулируются вопросы изменения границ и преобразования муниципальных образований.

Ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 131-ФЗ закреплено, что преобразованием муниципальных образований является объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом сельского поселения, изменение статуса сельского поселения в связи с наделением его статусом городского поселения, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа, изменение статуса городского округа в связи с наделением его статусом городского округа с внутригородским делением либо лишением его статуса городского округа с внутригородским делением, присоединение поселения к городскому округу с внутригородским делением и выделение внутригородского района из городского округа с внутригородским делением.

Таким образом, преобразование муниципальных образований, в том числе в виде объединения (по сути агломерации) нескольких муниципальных образований уже предусмотрено нормами Федерального закона № 131-ФЗ.

Следует также отметить, что в отечественной и мировой практике в настоящее время отсутствует единообразие в определении понятия «агломерация» и в критериях её образования на конкретных территориях.

В значительной степени полномочия органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в связи с формированием и развитием различных форм муниципальных образований и межмуниципального взаимодействия в должной мере регулируются действующим законодательством Российской Федерации.

Возможности создания агломерационного «симбиоза» городских и сельских поселений предусмотрены Федеральным законом № 131-ФЗ в рамках формирования городских округов и городских округов с внутригородским делением, а также в рамках межмуниципального сотрудничества с учетом особенностей организации местного самоуправления на различных территориях страны.

В настоящее время, в целях объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов для решения вопросов местного значения, согласно ч. 4 ст. 8 Федерального закона № 131-ФЗ, могут быть образованы межмуниципальные объединения, учреждены хозяйственные общества и другие межмуниципальные организации в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В этих же целях органы местного самоуправления могут заключать договоры и соглашения.

При этом, указанные межмуниципальные объединения не могут наделяться полномочиями органов местного самоуправления.

В условиях реализации положений Федерального закона № 131-ФЗ в России сформировано более 580 городских округов, 3 городских округа с внутригородским делением (г. Челябинск, г. Самара, г. Махачкала), созданные, в том числе, путем агломерирования (объединения поселений), которые могут наглядно демонстрировать опыт реализации и возможности агломерационных объединений и выступать примером (пилотным проектом) развития агломераций подобного рода в перспективе, что не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета.

Таким образом, представляется целесообразным изучение опыта уже созданных и функционирующих агломеративных формирований (в первую очередь городских округов с внутригородским делением) с оценкой ожидаемых и достигнутых позитивных и возможных негативных результатов и эффектов агломерации.

Все эти правовые инструменты могут быть вполне дееспособным механизмом межмуниципального сотрудничества, в том числе выступать инструментом формирования внутриагломерационных связей.

На основании изложенного представляется, что решение проблем территориального устройства агломераций в рамках межмуниципального взаимодействия может решаться на основе имеющейся законодательной базы.

Межмуниципальное сотрудничество: понятие и формы

Статья 8. Межмуниципальное сотрудничество

1. В целях организации взаимодействия органов местного самоуправления, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований в каждом субъекте Российской Федерации образуется совет муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

2. В целях организации взаимодействия муниципальных образований, советов муниципальных образований субъектов Российской Федерации, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований Российской Федерации, в том числе в целях представления указанных интересов в федеральных органах государственной власти и организации сотрудничества муниципальных образований Российской Федерации с международными организациями и иностранными юридическими лицами, советы муниципальных образований субъектов Российской Федерации могут образовывать единое общероссийское объединение муниципальных образований.

3. С учетом особенностей территориальной и организационной основы муниципальных образований на добровольной основе могут быть образованы иные объединения муниципальных образований. Организация и деятельность указанных объединений осуществляются в соответствии с требованиями Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», применяемыми к ассоциациям.

(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В целях объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов для решения вопросов местного значения могут быть образованы межмуниципальные объединения, учреждены хозяйственные общества и другие межмуниципальные организации в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. В этих же целях органы местного самоуправления могут заключать договоры и соглашения. Указанные межмуниципальные объединения не могут наделяться полномочиями органов местного самоуправления.

Статья 66. Советы муниципальных образований субъектов Российской Федерации

1. В каждом субъекте Российской Федерации образуется совет муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

Организация и деятельность советов муниципальных образований субъектов Российской Федерации осуществляются в соответствии с требованиями Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», применяемыми к ассоциациям.

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по взаимодействию органов государственной власти субъектов Российской Федерации с советами муниципальных образований субъектов Российской Федерации определяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

(абзац введен Федеральным законом от 25.12.2008 N 281-ФЗ)

2. Съезд (собрание членов) совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации:

1) утверждает устав совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации;

2) определяет размеры и порядок уплаты членских взносов на осуществление деятельности совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации и содержание органов управления совета муниципальных образований;

3) избирает органы управления совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации;

4) осуществляет иные полномочия, определенные уставом совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

3. Совет муниципальных образований субъекта Российской Федерации не вправе вмешиваться в деятельность муниципальных образований, ограничивать их деятельность.

Статья 67. Общероссийское объединение муниципальных образований

1. Советы муниципальных образований субъектов Российской Федерации могут образовать единое общероссийское объединение муниципальных образований.

Единое общероссийское объединение муниципальных образований считается созданным при условии, если в его состав входят советы муниципальных образований не менее двух третей субъектов Российской Федерации.

В состав единого общероссийского объединения муниципальных образований могут входить иные объединения муниципальных образований.

Единое общероссийское объединение муниципальных образований в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации, представляет предложения по составу кандидатов в представители Российской Федерации в Палате местных властей Конгресса местных и региональных властей Европы и по составу кандидатов в члены делегации Российской Федерации для участия в Конгрессе местных и региональных властей Европы.

2. Единое общероссийское объединение муниципальных образований не вправе вмешиваться в деятельность муниципальных образований, советов муниципальных образований субъектов Российской Федерации, иных объединений муниципальных образований, ограничивать их деятельность.

Статья 68. Межмуниципальные организации

(в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Представительные органы муниципальных образований для совместного решения вопросов местного значения могут принимать решения об учреждении межмуниципальных хозяйственных обществ в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью.

2. Межмуниципальные хозяйственные общества осуществляют свою деятельность в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами.

Государственная регистрация межмуниципальных хозяйственных обществ осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц».

3. Органы местного самоуправления могут выступать соучредителями межмуниципального печатного средства массовой информации.

(часть третья введена Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

Статья 69. Некоммерческие организации муниципальных образований

1. Представительные органы муниципальных образований могут принимать решения о создании некоммерческих организаций в форме автономных некоммерческих организаций и фондов.

2. Некоммерческие организации муниципальных образований осуществляют свою деятельность в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральным законом о некоммерческих организациях, иными федеральными законами.

Межмуниципальное сотрудничество – это форма объединения и согласования интересов, координация действий муниципальных образований и/или их органов в целях обеспечения представительства интересов муниципальных образований на всех уровнях государственной власти РФ, в международных органах и организациях, а также в целях повышения эффективности и результативности решения вопросов местного значения.

Достаточно длительный и разнообразный международный опыт межмуниципальной кооперации сформировал ее базовые принципы, которые в достаточной степени были учтены и при формировании правовых основ межмуниципального сотрудничества в России:

— сохранение самостоятельности органов местного самоуправления в рамках межмуниципальной кооперации;

— недопустимость принуждения к объединению;

— наличие экономической и политической целесообразности объединения.

По мнению Л.Г. Рагозиной, нарушение обозначенных принципов делает межмуниципальное сотрудничество неперспективным.

Правовые основы межмуниципального сотрудничества в России базируются на принципах и нормах Европейской хартии местного самоуправления, Федерального закона № 131-ФЗ, других федеральных законов, уставов (конституций) и законов субъектов РФ.

Цели межмуниципального сотрудничества в России были продекларированы еще в начале 90-х годов в деятельности ставших возникать в эти годы ассоциаций и союзов муниципальных образований:

— обмен опытом муниципального управления;

— отстаивание интересов муниципальных образований на политическом уровне;

— возможность оптимизации ресурсов муниципальных образований для решения хозяйственных задач их деятельности (после принятия Федерального закона № 131-ФЗ).

Сегодня можно говорить о трех формах межмуниципального сотрудничества, допускаемых российским законодательством:

— ассоциативные формы (советы, ассоциации, союзы муниципальных образований);

— договорные формы сотрудничества муниципальных образований (соглашение о намерениях, договор о совместных действиях, согласование планов социально-экономического и стратегического развития, осуществление совместных консультаций, создание совместных координационных, консультативных и совещательных органов, рабочих групп и др.);

— организационно-хозяйственные формы (создание автономных некоммерческих организаций, фондов, учреждение хозяйственных обществ (ООО, ЗАО).

Дата добавления: 2015-04-23 ; Просмотров: 1555 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector
×
×