Business-insider.ru

Про деньги в эпоху кризиса
22 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Деньги их роль и значение план

Деньги и их роль в экономике

Разделы: Экономика

  • приобретение навыков самостоятельного поиска необходимой информации;
  • приобщение учащихся к творческой деятельности;
  • раскрыть значение темы.
  • мультимедиа;
  • иллюстрационно-наглядный материал (буклеты Банка Росси, банков г. Благовещенска);
  • денежные банкноты, разменная монета России, иностранных государств;

I. Организационный момент.

  1. Знакомство участников с программой и условиями проведения конференции.
  2. Представление участников, членов жюри.
  3. Проверка и настройка мультимедийной аппаратуры.

II. Выступление участников конференции:

Ни для кого не секрет, что экономика и деньги находятся между собой в теснейшей связи. Экономика без денег – все равно, что охотник без ружья, корабль без руля, пастух без кнута, кондитерская без конфет и пряников. Деньги – добрый и злой гений экономики, ее радости и ее печали.

Сегодня мы узнаем:

  1. Как возникли и зачем нужны деньги, нельзя ли обойтись без них.
  2. Где и каким образом используются деньги, как они применяются, какие функции выполняют.
  3. Зачем к слову “деньги” часто добавляют эпитет “наличные” и что такое безналичные деньги .
  4. Признаки подлинности денежных знаков России
  5. Платежеспособность банкнот (слайды презентации 1, 2, 3).Приложение 1

1. Первое выступление. Тема “История возникновения денег”.

Данный вопрос раскрывают два учащихся. Для раскрытия темы используют дополнительную литературу, исторические справки, Интернет.

История возникновения денег.

С тех пор как люди стали трудиться, и возникло разделение труда между работниками разных профессий, появилась необходимость в обмене продуктами труда и другими ценностями. Такой обмен затем превратился в торговлю.

Первоначально имел место натуральный обмен вещами между людьми. Горшки менялись на каменные топоры, рыба – на шкуру, овца – на козу. Никто в те времена и не мыслил, что все это можно обменивать на какие-то кружочки из металла (монеты) и тем более на бумажки, именуемые денежными знаками. Постепенно один из товаров становился универсальным объектом обмена. В крупных экономических регионах появились на местных рынках общие эквиваленты – наиболее ходовые продукты, на которые можно было бы обменять другие полезности. Там, где цивилизация пустила корни раньше, универсальным обменным средством становились слитки, плитки, бруски из металла, монеты. В результате выделился один – признанный всеми народами – всеобщий эквивалент: деньги.

Эволюция товара-посредника до возникновения монеты

Биография монеты в России

Итак, деньги – это особый товар, который является единственным всеобщим эквивалентом.

Деньги – это лучший измеритель, позволяю0щий сопоставить разнородные вещи, обеспечить эквивалентность обмена. Деньги позволяют решить важную экономическую и социальную задачи, становясь средством накопления богатств и средством существования. (Б.А. Райзберг стр. 54–58)

ФактыИменаДаты
Первая чеканка монет на Руси (Киевская Русь)Владимир Красное СолнышкоX–XI вв.
Серебряные монетыХаны Золотой ОрдыXIII в.
Изготовление “гривны” из татарских серебряных монетДмитрии ДонскойXIII в.
Изготовление перечеканенных “ефимок”Царь Алексей МихайловичXVII в.
Реформа, запретившая князьям чеканить собственную монету, – возникновение национальной денежной единицыИван IIIXV в. 1440–1450 гг.
Изъятие из обращения старых монетЕлена Глинская1535 г.
Регулярная чеканка серебряного рубляПетр IXVII в.
Чеканка “червонцев” – золотых монетПетр I1718 г.

Еще раз о деньгах. Первые бумажные деньги появились в Китае в 1260–1263 гг. При капитализме первые партии бумажных денег были выпущены в 1690 г. Английской колонией Массачусетс в Северной Америке и предназначались сначала для выплаты жалованья солдатам. В России первые бумажные деньги (ассигнации) стали выпускаться в 1769 г.

Название “монета” (от латинского глагола “монес” – советовать) происходит от первого монетного двора, учрежденного в Риме в V веке до н.э. при храме Юноны-Монеты (Юноны-Советчицы).

Самыми тяжелыми металлическими монетами по праву считаются шведские монеты достоинством в 10 таллеров. Они чеканились в XVIII в., и вес одной такой монеты равнялся 19 кг 710 г.

Самой крупной по стоимости монетой была индийская золотая монета в 200 мохуров, выпущенная в 1654 г. Ее масса составляла 2 кг 177 г, а диаметр достигал 136 мм.

Неужели есть что-то общее между газетой и разменной монетой? Оказывается, знакомое слово “газета” обязано своим происхождением мелкой медной монете “газета”, которую чеканила в XVI в. Венецианская республика. Когда в 1566 г. в Венеции появилось первое печатное издание (“Письменные ведомости”), то его стоимость была определена в одну газету. К этому так привыкли, что название монеты прочно закрепилось за названием издания. А из итальянского слово “газета” перешло в другие языки. (В.М. Власова стр. 61).

Второе выступление. Тема “Функции денег”. Тренинг по теме.

Выступает один учащийся. Использует экономическую литература, предлагает задание.

Деньги обслуживают процесс обращения посредством выполнения ими ряда функций:

  • мера стоимости
  • средства обращения
  • средства накопления
  • средства платежа
  • мировые деньги

Деньги как мера стоимости. Все товары измеряют свои стоимости в деньгах, представляемых мысленно. “Каждый товар бросает влюбленные взгляды на деньги, пытаясь выразить свою стоимость через денежный материал в виде цены”. (К. Маркс)

Читать еще:  Где можно реально выиграть деньги

Деньги как средство обращения. Деньги играют роль посредника в обмене товаров (ТОВАР-ДЕНЬГИ-ТОВАР): осуществив продажу товаров (Т-Д), товаропроизводитель на вырученные деньги покупает необходимые ему товары (Д-Т).

Деньги как средство накопления. Если товаропроизводитель после продажи длительное время не покупает другой товар, то тем самым он изымает деньги из обращения, накапливая их. Накопление денег – это стремление каждого товаропроизводителя иметь денежный резерв, чтобы предохранить себя от колебаний цен на рынке.

Деньги как средство платежа. Деньгами расплачиваются, выполняя всякого рода финансовые обязательства (заработная плата, займы, налоги, штрафы, арендные платежи и т.п.).

Мировые деньги. Эту функцию деньги выполняют в процессе обслуживания экономических связей между странами.

Задание: назовите функции, в которых выступают деньги при использовании их для следующих целей:

  • выплата заработной платы;
  • покупка товара за наличные деньги;
  • покупка товара в кредит;
  • уплата коммунальных услуг;
  • установление цены товара;
  • уплата долговых обязательств;
  • расчет во внешней торговле;
  • помещение денег в банк.
  • выплата заработной платы – средство платежа
  • покупка товара за наличные деньги – средство обращения
  • покупка товара в кредит – средство платежа
  • уплата коммунальных услуг – средство платежа
  • установление цены товара – мера стоимости
  • уплата долговых обязательств – средство платежа
  • расчет во внешней торговле – мировые деньги
  • помещение денег в банк – средство накопления

(Слайды презентации 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16).

3. Третье выступление. Тема “Структура денежной массы”.

Выступают два учащихся. Для раскрытия темы подобран и демонстрируется большой наглядно-иллюстрационный материал.

Структура денежной массы.

Многообразие функций денег накладывает отпечаток на устройство денежной системы, вызывая необходимость в использовании различных разновидностей денежных устройств. Структуру денежной массы можно изобразить с помощью следующей схемы:

Наличность – это деньги в явном виде, своей первичной форме (бумажные денежные знаки и монеты).

Монета – это слиток металла определенной формы, вес и проба которого официально подтверждены штемпелем государства.

Бумажные деньги практически не имеют никакой стоимости, так как затраты на их печатание незначительны. Сущность бумажных денег заключается в том, что эти денежные знаки, выпускаемые для покрытия бюджетного дефицита и обычно не разменные на металл наделены государством принудительным курсом.

Безналичные деньги – одна из наиболее распространенных и прогрессивных форм использования денег.

Чек – это письменный приказ владельца текущего счета банку о выплате наличными определенной суммы денег предъявителю данного документа.

Кредитная карточка – это платежно-расчетный документ, выданный банком своему вкладчику и дающий право на приобретение товаров и услуг без уплаты наличными. Она представляет собой пластиковый жетон, на котором указывается фамилия владельца, образец подписи, номер счета в банке, срок действия кредитной карточки.

Проникновение научно-технического прогресса в денежное обращение привело к появлению принципиально нового вида денег – электронных, когда все денежные расчеты ведутся с помощью компьютеров.

(Слайды презентации 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23)

4. Четвертое выступление. Тема “Признаки подлинности денег”.

Выступают два учащихся. При подготовке темы проведена большая работа с нормативными документами. Сделан сравнительный анализ защиты банкнот образца 1997 и модификации 2004 годов. Учащиеся использовали Интернет.

Признаки подлинности денежных знаков.

На территории России введены в обращение модифицированные банкноты с номиналами 10, 50, 100, 500, 1000, 5000 рублей. Они являются законным платежным средством. Для надежного определения подлинности банкнот необходимо знать основные признаки подлинности. Если вы обнаружили у себя подделку, ни в коем случае не пытайтесь ее вручить другому лицу. Фальшивомонетничество относится к категории тяжких преступлений и карается лишением свободы на срок до 15 лет. В случае сомнений в подлинности банкноты обязательно обращайтесь в ближайшее отделение милиции. Информацию о признаках подлинности банкнот и монет можно найти в Интернете по адресу http://www.cbr.ru.

Направление работ учащихся по анализу современных российских банкнот (1997–2004 гг.):

  • чему или кому посвящена данная банкнота;
  • какой исторический момент изображен на лицевой стороне банкноты;
  • какой исторический момент изображен на оборотной стороне банкноты;
  • особенности степеней защиты банкнот номиналом 500, 1000, 5000 рублей (сравнительный анализ банкнот 1997–2004 гг).

(Слайд презентации 24)

5. Пятое выступление. Тема “Платежеспособность банкнот”.

Выступают два учащихся. Проведена большая практическая работа по определению платежеспособности банкнот. Интервьюировали покупателей, учащихся училища о знаниях платежеспособности банкнот.

Банкноты с повреждениями по платежеспособности разделены на три группы:

  • банкноты с незначительными повреждениями, которыми можно расплачиваться везде;
  • банкноты, которые следует сдавать в платежи или к обмену только в кредитной организации;
  • банкноты, не принимаемые в платежи и не подлежащие обмену.

Кассиры всех организаций, учреждений и предприятий независимо от формы собственности и сферы деятельности должны принимать без ограничения суммы от граждан банкноты Банка России по установленным правилам.

III. Подведение итогов конференции. Награждение участников.

Читать еще:  Как выгодно положить деньги под проценты

Деньги их роль и значение план

Код ОГЭ:3.8. Деньги.

До появления денег экономика функционировала на основе бартера, дарения и долговых обязательств. В современных экономических системах существует особый универсальный товар, который делает обмен более эффективным, — это деньги. Деньги — особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров.

Исторически первыми появились товарные деньги (натуральные). Сначала в этом качестве использовали те товары, которые рассматривались всеми членами общества как имеющие ценность, и их при этом можно было легко разделить на меньшие единицы (например, зерно). Обычно деньгами становился товар с высокой ликвидностью. Ликвидность — это способность материального ресурса быстро обмениваться на другие товары эквивалентной (равнозначной) стоимости.

Позже появились товарные деньги из драгоценных металлов. Они обладали не только самостоятельной стоимостью, но и полезностью (золотую монету, например, можно было переплавить на ювелирное украшение).

Постепенно товарные деньги ушли из оборота — с развитием экономики потребность в деньгах увеличилась, а такие деньги были неудобны для обращения: слишком тяжелы, не всегда делимы и могли портиться при хранении.

Сейчас все современные денежные системы основываются на фиатных деньгах. Фиатные (символические, бумажные) деньги — это деньги, которые не имеют самостоятельной стоимости или их стоимость значительно меньше номинала.

Несмотря на отсутствие самостоятельной ценности, такие деньги способны выполнять свои функции, так как государство объявляет их законным платежным средством на своей территории (обещает обеспечить реальными ценностями).

В Российской Федерации монопольным правом на эмиссию денег обладает Центральный банк Российской Федерации.

Денежная эмиссия — это выпуск денег в обращение, ведущий к увеличению денежной массы.

В Российской Федерации действуют следующие принципы эмиссии наличных денег:

  • банкноты и монеты Банка России являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами;
  • эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятия на территории России осуществляется исключительно Центральным банком РФ;
  • отсутствие официального соотношения между рублем и золотом;
  • рубль является единственным законным платежным средством на территории России и др.

Производство наличных денег в Российской Федерации — это чеканка монет и печать банкнот, которые осуществляются на монетных дворах. В России деньги производит ОАО «Гознак». Изготавливают монеты на Московском (ММД) и Санкт-Петербургском (СПМД) монетных дворах. Банкноты печатают в специализированных типографиях.

В определенный период времени в стране имеет хождение (находится в обороте) определенное количество денежных единиц. Денежная масса (в обращении) — это совокупность наличных и безналичных денег, обеспечивающих обращение товаров и услуг, которыми располагают частные лица, организации и государство.

Функции денег:

  • Мера стоимости — выражают денежную форму стоимости товара, т. е. цену.
  • Средство обращения — выступают посредником в актах купли-продажи, помогают товарам и услугам обращаться на рынке.
  • Средство накопления — деньги являются средством накопления богатства или сбережения (добровольный отказ от удовлетворения сегодняшних потребностей в пользу будущих.).
  • Средство платежа — используются для расчетов за услуги.
  • Мировые деньги — для расчетов на мировом рынке.

Все функции органически связаны между собой. Сущность денег проявляется не в какой-либо одной функции, а во всех одновременно.

Современные учёные, как правило, говорят о трёх функциях денег: мере стоимости, средстве обращения и средстве накопления. По их мнению, функция средства обращения и средства платежа — одно и то же. Мировые деньги не выделяются в отдельную функцию, так как на мировом рынке деньги могут выполнять любую функцию.

Виды денег:

  1. Наличные:
  • монеты — металлические знаки стоимости;
  • бумажные деньги — выпускаемые государством бумажные знаки стоимости, имеющие официальный номинал.
  1. Безналичные:
  • чек — письменное распоряжение лица, имеющего банковский счет;
  • вексель — долговое обязательство частного лица (может находиться в обороте вместо денег);
  • банковские карты:
    • дебетовая — банковская платежная карта, используемая для оплаты товаров и услуг и получения наличных денег в банкоматах, которая позволяет распоряжаться средствами в пределах доступного остатка на банковском счете;
    • кредитная — банковская платежная карта, которая позволяет распоряжаться заемными денежными средствами, предоставленными банком клиенту в пределах установленного лимита в соответствии с условиями кредитного договора.
  • электронные деньги — это электронная замена наличных денег. Они хранятся на электронном носителе и позволяют производить безналичные расчеты посредством мобильной связи и интернета в момент осуществления сделок.

Вы смотрели конспект «Деньги. Виды и функции денег». Выберите дальнейшее действие:

Проект на тему «Деньги, и их функции»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Выполнили ученицы 7 А класса: Штель Алина Алексеева Валерия Руководитель: Ярышева Е.Н. 2018 г. Проект Что такое деньги? МБОУ СОШ №11 им. А.А. Абрамова Новоургальского городского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края

Цель:выяснить сущность, функции и виды денег; обосновать причину необходимости разумного обращения с деньгами. Объект нашего исследования: экономика. Предмет исследования: деньги. Гипотеза: если ребенок будет обладать знаниями о деньгах, то сможет разумно ими распоряжаться. Методы исследования: Анализ необходимой информации, наблюдение, опрос, сравнение.

Читать еще:  Получить деньги день в день

Мы решили выяснить знают ли наши сверстники что такое деньги, как они появились? Зачем они нужны? Что думают о финансовой грамотности детей их родители? Когда, по их мнению, следует начинать обучать детей основам экономики.

Проблема исследования: С тех пор, как человечество изобрело деньги, они играют очень важную роль в жизни и общества и каждого человека в отдельности. Выражение «нет денег» мы слышим постоянно. Денег всем не хватает. Причем не только тем, у кого маленькая зарплата, но и тем, у кого она большая. А все потому, что многие люди просто не умеют считать свои деньги, не знают, сколько им надо, чтобы прожить до следующей зарплаты, и не умеют правильно тратить, чтобы не было постоянного перерасхода.

Задачи исследования: Познакомиться с историей возникновения денег; определить сущность, функцию и виды денег. Проанализировать полученные в ходе исследования знания. Сделать вывод о необходимости разумного использования денег.

Первым этапом работы было составление летописи денег. Мы выяснили, что было такое время, когда люди совсем не знали денег. Они пользовались обменом. Например, за одного барана можно было получить 5 кувшинов, а за топор – три копья. Но это были неудобные деньги.

Зачем нужны деньги? ДЕНЬГИ, средство осуществления меновых отношений, всеобщий эквивалент. Стихийно выделились на определенном историческом этапе. В докапиталистических формациях роль денег выполняли различные товары (шкуры зверей, зерно, скот), постепенно она перешла к благородным металлам (золоту, серебру), наилучшим образом отвечающим требованиям денежного товара. Усложнение современных платежно-расчетных отношений обусловило замену металлических денег кредитными, имеющими форму денег бумажных и различных записей на счетах банковских учреждений. Основные функции денег: средство обращения, мера стоимости и средство сбережения

Следующим этапом работы стал поиск ответа на вопрос :

Нам стало интересно, а правильно ли сверстники расходуют деньги, которые дают им родители на карманные расходы

Еще одним этапом исследовательской работе стало анкетирование родителей нашего класса. Нам было интересно, как они относятся к экономической грамотности детей?

Возраст, с которого необходимо ввести курс экономической грамотности, нашими родителями был определен так:

Вывод: Таким образом, наши родители признают необходимость получения нами — детьми экономических знаний уже с первого класса. Однако наши родственники не всегда имеют возможность рассказать нам подробно, что такое деньги, каковы их функции, виды, возможности. Не могут научить нас разумно тратить карманные деньги. В начальной школе нет такого предмета — «Экономика». Поэтому мы решили предложить нашей учительнице помощь в создании такого курса.

Тематику занятий, конечно определит педагог, но она может быть примерно такой: Деньги: сущность и функции Рынок Банк Интернет. Безопасность. Деньги «Заработок школьников в ХХI веке» Пенсионная грамотность Финансовое мошенничество. Как его избежать Ипотека. Арифметика ипотеки Банковские карты: риски и управление ими

Итак в ходе исследования мы выяснили, что: деньги — это не только средство платежа за товары и услуги. деньги можно заработать, оформить ссуду в банке, получить в наследство; у денег есть своя история – летопись; в каждой семье имеется семейный бюджет; правильно распоряжаться деньгами — нужно учиться.

А сейчас мы предлагаем уважаемой аудитории проверить свои знания по экономике Вопрос: какие выражения соответствуют понятиям «дорого» и «дешево». На вес золота За бесценок По божеской цене Задаром Цена кусается Не по карману По сходной цене Влетит в копеечку За гроши

Список используемых Интернет-ресурсов http://detsadmickeymouse.ru/publ/metodicheskaja_rabota/ehkonomika_dlja_malyshej/25 http://www.solnet.ee/school/p8_50.html. http://festival.1september.ru/articles/211792/ http://www.zankov.ru/article.asp?edition=5&heading=28&article=85 http://www.fsmcapital.ru/uspeh/mykinder.shtml http://www.znaikak.ru/babyandmoney.html http://bankir.ru/analytics/manager/1375995 Http://www.moy-rebenok.ru/article/mom >

Спасибо за внимание

Бесплатный
Дистанционный конкурс «Стоп коронавирус»

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязи РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

  • Ярышева Екатерина НиколаевнаНаписать 4883 25.04.2018

Номер материала: ДБ-1509830

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

    23.04.2018 411
    21.04.2018 345
    20.04.2018 1123
    15.04.2018 246
    13.04.2018 458
    09.04.2018 161
    06.04.2018 1347
    02.04.2018 262

Не нашли то что искали?

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector
×
×