Business-insider.ru

Про деньги в эпоху кризиса
8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Регулирование земельного рынка

Государственное регулирование рынка земли

Государственный земельный кадастр является основным инструментом регулирования земельных отношений. Земельно-кадастровые системы являются неотъемлемой частью управления, без их создания невозможно формирование рынка земли и недвижимости, а также развитие инвестиционного процесса. Информационное обеспечение системой ГЗК позволяет осуществлять ряд действий в следующих областях:

· в области правовых отношений:
обеспечение государственной регистрации прав на землю и сделок с ними, государственной и судебной защиты прав физических и юридических лиц, муниципальных образований и субъектов РФ, формирование уверенности собственников, владельцев, пользователей, в том числе и арендаторов в своих правах на земельные участки и иную недвижимость, разграничение прав собственности на земельные участки между федеральными органами и органами субъектов РФ, осуществление практической деятельности по разграничению государственной, муниципальной и частной собственности на землю;

· в области экономики:
обеспечение поступлений земельных платежей в бюджет страны, регионов и муниципальных образований, расширение налогооблагаемой базы, проведение массовой кадастровой (экономической) оценки земель, информационная поддержка рыночного оборота земли, совершенствование механизма налогообложения земли и иной недвижимости путем установления зависимости земельных платежей от рыночной стоимости и доходности используемых земельных участков и объектов недвижимости, уменьшение числа субъектов земельных отношений, пользующихся льготами; увеличение стоимости основных фондов предприятий, защита их от инфляции.

Также государство использует экономические (косвенные) и административные (прямые) методы воздействия на рынок земли.

Наиболее распространенными из экономических рычагов являются налоги (регулирование осуществляется путем изменения налоговой ставки), ценообразование, кредитно-финансовые механизмы, перераспределение доходов и ресурсов, государственная предпринимательская деятельность.

Административные методы – методы прямого воздействия, используемые государством, если использование экономических не эффективно.

Осуществляя инвестиционную политику, государство должно повышать инвестиционную привлекательность предприятий аграрного сектора и разрабатывать эффективный механизм инвестиционного обеспечения земель сельскохозяйственного назначения. Для стимулирования развития рынка сельскохозяйственных земель необходимо предоставление государством всевозможных субсидий и субвенций, производственных мощностей на льготных условиях, использование лизинговых сделок, привлечение частных инвестиций.

В отношении научно-технической политики государство разрабатывает в НИИ различные способы и методы развития рынка сельскохозяйственных земель. Амортизационную политику (составная часть общей политики формирования собственных финансовых ресурсов, заключающаяся в управлении ими с целью реинвестирования в производство) государство не проводит в отношении таких земель, т.к. их потребительские свойства с течением времени не изменяются.

1. Плата за землю и налогообложение недвижимости

Установлены две формы платы за использование земли: земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Цель введения платы за землю – стимулирование рационального использования, охраны и освоения земель, повышение плодородия почв, выравнивание социально-экономических условий хозяйствования на землях разного качества, развитие инфраструктуры в населенных пунктах, формирование специальных фондов финансирования этих мероприятий.

2. Государственная регистрация прав на недвижимость

Главная задача государственной регистрации – защита имущественных прав на объекты недвижимости участников гражданского оборота.

3. Законодательная основа имущественно-земельных отношений

При регулировании земельных отношений применяют принцип разграничения действия норм гражданского и земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.

Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено законодательствами земельным, водным, лесным, о недрах, охране окружающей среды и др.

4. Программы экономического и социального развития на рынке жилой недвижимости

Одним из главных способов регулирования рынка недвижимости является разработка и реализация системы программ федерального и регионального значения. Все программы можно разделить на три категории: федеральные целевые; региональные, действующие в рамках федеральных целевых; региональные, действующие только на территории отдельного региона.

ТЕМА 5. НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ («ПРОВАЛЫ») РЫНКА КАК ИНСТРУМЕНТА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЫБОРА

1.Провалы рынка: содержание и причины. Формы проявления провалов рынка.

1. Под провалами рынка чаще всего понимается его неспособность обеспечить эффективное распределение ограниченных экономических ресурсов. Иными словами, провалы рынка – это ситуации, т.е. набор конкретных рыночных условий, связей и отношений, в рамках которых рыночная конкуренция не способствует достижению экономического оптимума.

Провалы рынка – это ситуации, когда рынок не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов. Обычно выделяют следующие причины провала рынка: монополия, несовершенная (ассиметричная) информация; внешние эффекты, общественные блага.

несовершенство рыночного механизма может проявляться в следующих типичных ситуациях:

— в отсутствии рынка как такового даже при наличии потребности и готовности покупателя платить ненулевую цену;

— в отсутствии равновесия на рынке, его неэффективности

— в несовершенстве рыночного механизма, т.е. его неспособности обеспечить долговременный устойчивый рост участникам рынка и обществу;

— в проявлении отрицательных побочных результатов функционирования рынка, негативно воздействующих на общественные интересы.

Особенности рынка земли и проблемы его регулирования (стр. 1 из 6)

Министерство образования РФ

Новосибирский Государственный Технический Университет

Кафедра экономической теории

Курсовая работа на тему:

«Особенности рынка земли и проблемы его регулирования»

Выполнил: студент 2 курса

Научный руководитель: старший преподаватель

Севастьянова Нина Борисовна

В экономической теории принято различать широкую и узкую трактовку фактора земля.

В широком понимании этого слова фактор земля означает все используемые в производственном процессе естественные ресурсы. Значение природных ресурсов велико в отраслях экономики, так как любая отрасль использует их в качестве сырья, топлива и энергии, они же служат базой разнообразных полуфабрикатов, т.е. рукотворных ресурсов. Все это вызывает необходимость изучения природных ресурсов и их рынка.

Классифицируя природные ресурсы по одному из признаков, можно подразделить их на возобновляемые и невозобновляемые.

Возобновляемые природные ресурсы – это ресурсы, которые по мере расходования воспроизводятся под действием природных процессов или сознательных усилий человека (солнечная энергия, круговорот воды в природе, поддержание растительностью уровня кислорода в атмосфере; плодородие почвы и т.д.).

Невозобновляемые природные ресурсы – это ресурсы, которые после полного их исчерпания вернуть невозможно (в первую очередь сюда относятся полезные ископаемые).

Рынки невозобновляемых и возобновляемых ресурсов имеют значительные отличия. Если экономический механизм функционирования первых связан главным образом с ограниченностью запасов любого невозобновляемого ресурса, то для вторых центральную роль играют рентные отношения, складывающиеся в процессе долговременного использования возобновляемого ресурса.

Сердцевиной экономической теории рынка возобновляемых ресурсов является теория рынка земли в узком понимании этого слова, которая и будет рассмотрена в данной работе: под “землей” будет подразумеваться только поверхность почвы, которую можно использовать либо для земледелия, либо для строительства зданий и сооружений.

Таким образом, цель работы – изучить рынок земли РФ, его особенности и проблемы регулирования.

В данной работе необходимо будет выполнить следующие задачи:

— рассмотреть понятие рынка земли в целом;

— изучить процессы формирования спроса и предложения на рынке земли:

— изучить понятие ренты, виды ренты, выявить отличие ренты от арендной платы;

— определить, что является ценой земли и как она рассчитывается.

— рассмотреть основные документы земельного законодательства РФ;

— используя статистические данные, данные кадастровых учетов показать структуру земельного фонда РФ;

— проследить динамику развития российского земельного рынка на основе найденных данных;

— выявить проблемы развития российского земельного рынка, а также проблемы регулирования рынка, причины проблем;

— выявить перспективы развития рынка земли РФ.

Земельный рынок — это часть системы земельных отношений, регуляторами которой являются право собственности (владение, пользование, распоряжение), возможность передачи этого права (аренда, продажа, залог и так далее), конкуренция (свободный выбор участка), денежная оценка и свободно складывающие цены на землю. Рынок земли является неотъемлемой частью экономики любого развитого государства.

Читать еще:  Особенности предложения на рынке земли

Особенностью земли как экономического ресурса является ее ограниченность [1]. В отличие от капитала земля неподвижна.

Что касается предложения земли, то оно ограничено как на макро-, так и на микроуровне. Для большинства ферм расширение не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периоде наталкивается на определенные трудности.

Факторами, влияющими на предложение земли, являются плодородие и положение. Когда говорят об ограниченности земли, имеют в виду землю определенного качества, расположенную в определенном месте.

Плодородие земли зависит от качества почвы, климата, характера применяемой техники, трудовых навыков и производственного опыта тех, кто работает на земле и т.д. Хотя некоторые факторы являются переменными, в силу особенностей применяемого в сельском хозяйстве труда и капитала их изменение происходит лишь по истечении более или менее значительного периода времени. В большинстве развитых стран в сельском хозяйстве доминируют семейные фермы. Основную часть занятых составляют члены фермерских семей. Их род занятий, жилье, собственность на землю “привязывают” их к определенной местности, значительно ограничивая мобильность. Даже мобильность наемных рабочих (там, где они используются) ограничена. В условиях мелкого (семейного) производства возможности быстрой замены применяемого капитала так же ограничены в силу недостатка имеющихся средств. Правда, как правило, имеются определенные резервы в повышении качества и улучшении продуктивности земли, которые зависят от форм хозяйствования. Но в одночасье они коренным образом не могут быть изменены.

Фиксированный характер предложения земли означает, что кривая предложения абсолютно неэластична. Если на оси абсцисс отложить количество акров земли, а на оси ординат – цену акра земли, то кривая предложения земли будет представлять линию, параллельную оси ординат (см. рис.1).

Рисунок 1 – График предложения земли

Предложение земли не может быть значительно изменено даже в условиях значительного роста цен на землю.

Спрос на землю неоднороден: он включает в себя 2 основных элемента – сельскохозяйственный и несельскохозяйственный спрос.

где D– совокупный спрос;

Dсх – сельскохозяйственный спрос;

Dнесх – несельскохозяйственный спрос.

Если на оси абсцисс отложим количество акров земли, а на оси ординат – цену за акр земли, то кривая сельскохозяйственого спроса на землю Dсх будет иметь отрицательный наклон. Это связано с тем, что по мере вовлечения земли в хозяйственный оборот (при данном уровне развития техники и технологии) мы должны будем переходить от лучших по плодородию земель к средним и даже худшим.

Кривая несельскохозяйственного спроса также имеет отрицательный наклон, так как связана главным образом с местоположением, и здесь также есть свои ограничения, так как приходится использовать не только земли в центре города (например, для жилищного строительства и офисов), но и на окраинах. Совокупный спрос D на землю определяется путем сложения по горизонтали кривых сельскохозяйственного и несельскохозяйственного спроса (рис. 2).

Рисунок 2 – Кривая спроса на землю

Сельскохозяйственный спрос на землю является в условиях развитого рыночного хозяйства производным от спроса на продовольствие. Он складывается из спроса на продукцию растениеводства, животноводства и т.д. Сельскохозяйственный спрос на землю учитывает уровень плодородия почвы и возможности его повышения, а также местоположение – степень удаленности от центров потребления продовольствия и сырья.

Многие фермы производят не один вид сельскохозяйственной продукции, а несколько, поэтому спрос на землю в аграрной сфере носит комплексный характер. Чрезмерно узкая специализация для большинства фирм не является типичной.

Сельскохозяйственный спрос на землю определяется особенностями спроса на продовольственную продукцию. Для производства продовольствия типична ситуация, близкая к совершенной конкуренции, так как преобладают семейные фермы. Государство в развитых странах, как правило, не ограничивает права граждан на куплю-продажу земли и фактически не влияет на ее цену. Исключение составляют лишь ряд стран (с высокой долей аренды, например Бельгия), где предоставляются преимущественные права на покупку земли постоянным арендаторам. Однако и в этом случае сделка на куплю-продажу земли осуществляется по рыночным ценам.

Спрос на продукты питания неэластичен. Люди не могут жить без пищи, к которой привыкли. Поэтому объем спроса на основные продукты питания мало изменяется даже в результате значительного изменения цен. В условиях высокой инфляции спрос на продукты питания уменьшается меньше, чем на другие товары, так как происходит сокращение доли непродовольственных товаров (например, товаров длительного пользования) в бюджете потребителя.

Неэластичность спроса на продукты питания означает, что даже незначительное сокращение привычных объемов предложения может явиться причиной сильного роста цен на продовольствие. И наоборот, увеличение предложения (например, в урожайный год) может привести к значительному падению цен на сельскохозяйственную продукцию.

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2012

МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО РЫНКА

С начала 1990-х гг. в Российской Федерации идет процесс реформирования земельных отношений.

Земля стала объектом гражданского оборота и объектом налогообложения. Переход прав на целые земельные участки от одних землевладельцев к другим, т.е. распоряжение землей осуществляется на сегодняшний день по воле этих лиц без доминирующего участия органов власти. Это привело к тому, что органы местной и государственной власти теряют информацию фискального характера о земле и не могут правильно исчислять и взимать плату за землю. Резко активизировался оборот большого числа земельных участков, переданных в собственность гражданам для ведения садоводства и индивидуального жилищного строительства.

Проблема управления земельными ресурсами в Российской Федерации, с учетом проводимых социально-экономических реформ, является актуальной и острой. Основное внимание уделяется нормативно-правовому обеспечению и ведению государственного земельного кадастра. Данным направлениям посвящено много работ и исследований. Однако проблема управления земельными ресурсами в целом освещена довольно слабо, несмотря на актуальность и значимость данного направления государственного и муниципального управления. За более чем пятнадцать лет земельной реформы в стране работ, в которых бы раскрывались методологические, экономические и правовые основы управления земельными ресурсами — единицы. В особенности это актуально в отношении муниципального управления земельными ресурсами.

Перед Россией на современном этапе стоит непростая задача завершения реформирования земельных отношений и создания своей национальной системы землепользования. По Конституции земля и другие природные ресурсы России могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

В октябре 2001 года был принят Земельный кодекс, главной целью которого было заложить основу рынка земли и объединить многочисленные нормативные акты в этой области в единый документ. Однако задача объединения этих норм в полной мере не решена до сих пор. Предпринятые государством законодательные меры по созданию рыночных условий оборота земли не привели к слиянию в единый объект недвижимости существующих в различных правовых режимах зданий и занимаемых ими земельных участков. Одной из важнейших задач в сфере развития рынка земли также является продолжение процесса разграничения госсобственности на землю [5].

Тем не менее, процесс формирования института частной собственности на землю в России активно развивается. Показатели государственной отчетности свидетельствуют о том, что земля включена в рыночный оборот, т. е. с земельными участками совершаются сделки, предусмотренные гражданским законодательством. В то же время земля как пространственная основа существования государства и его граждан, как звено экосистемы требует пристального внимания со стороны государства для обеспечения политической, экономической, экологической безопасности, социальной защиты населения, защиты исторических и культурных основ существования страны и ее граждан.

Формирование цивилизованных рыночных отношений предполагает переход земельно-имущественного комплекса на качественно новый этап развития, а именно превращение земли в реальный высокодоходный производственный ресурс путем обоснованного применения различных механизмов государственного управления. В связи с этим особую важность приобретают исследования, отвечающие на вопросы: какие направления развития рынка земель возможны в России, какие социальные, политические, экономические последствия этих процессов возможны, какие существуют механизмы государственного регулирования земельного рынка [2].

Читать еще:  Классификация рынков по географическому положению

Система управления земельными ресурсами в настоящее время соподчинена Министерству экономического развития РФ, в ведении которого находятся функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (за исключением земель сельскохозяйственного назначения). Такое соподчинение имеет положительный результат, т. к. позволяет более качественно осуществлять управление в этой сфере, для наиболее эффективного разрешения существующих проблем, учитывая особенности управления земельными ресурсами, и отвечает интересам государственного управления в указанной сфере. Исходя из основных методов государственного управления землепользованием государственные органы по характеру управления землепользованием можно разделить на органы общей компетенции и органы специальной компетенции. К органам общей компетенции необходимо отнести Правительство РФ, обладающее широкими полномочиями в области управления землепользованием, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, регулирующие вопросы предоставления и изъятия земельных участков; соблюдения режима землепользования; определения правил застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований и планирования их развития; разработки и реализации различных программ (федеральных, региональных, местных) использования и охраны земель и т. п. [3]. В свою очередь, к органам специальной компетенции необходимо отнести Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, которая в настоящее время наделена широкими полномочиями в области земельных ресурсов.

Территориальные органы Росреестра осуществляют функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства, государственного мониторинга земель, а также функции государственного земельного контроля.

Существование государственного кадастра недвижимости во многом способствует развитию земельной реформы и формированию рынка земли. Государственный земельный кадастр является основным инструментом регулирования земельных отношений. Механизм регулирования земельных отношений представлен на рисунке 1.

Рынок земли — особая экономическая структура национального хозяйства. Его организация и эффективное функционирование должны основываться на нормативно-правовой базе, регулирующей отношения, возникающие на земельном рынке.

Однако, по мнению экспертов, развитие земельного рынка может привести к ряду последствий негативного и позитивного характера. Большинство экспертов обеспокоено процессами деградации земель и усилением социальной напряженности в результате перераспределения собственности на землю. К тому же велика вероятность того, что в результате развития рыночных отношений увеличатся объем земельных платежей и число собственников земельных участков. Не вызывает опасений выкуп больших площадей российских земель иностранными гражданами. В отношении того, сможет ли рынок распределить земельные участки в руках наиболее эффективных собственников, эксперты высказались далеко не однозначно [2].

Рассмотрим рынок земли на примере Республики Мордовия. По данным государственной статистической отчетности по состоянию на 1 января 2011 года в Республике Мордовия государственные и муниципальные земли используются на условиях аренды 88993 арендаторами земельных участков на площади 236,3 тыс. га (таблица 1).

Всего в течение 2010 года в республике совершено 10,1 тыс. сделок с земельными участками на площади 15,2 тыс. га, что по сравнению с прошлым годом больше на 4,6 %.

Наследование земельных участков осуществлено 2940 гражданами на площади 660,5 гектаров.

Сделки по купле-продаже земельных участков гражданами и юридическими лицами за истекший год составили 2543 единиц на площади 1788,05 га.

Продажа земельных участков органами государственной власти и местного самоуправления уменьшилась по сравнению с 2009 годом и составляет 1651 единиц на площади 3754,88 га.

Количество прочих сделок с земельными участками (дарение, аренда текущего года) заключенных в 2010 году составило 2644 единицы.

Предоставление земельных участков находящихся в государственной и муниципальной собственности в аренду является в Республике Мордовия основной формой земельных отношений и составляет 91,7 % от всех сделок.

Общее состояние земельного рынка в Республике Мордовия можно характеризовать как динамично развивающееся, в некоторых районах со значительным ростом. Так в Ардатовском, Большеигнатовском, Зубово-Полянском, Рузаевском, Темниковском муниципальных районах совершено сделок в 2010 году больше чем в 2009 году соответственно в 2,1, 2,9, 1,6, 2, 3 раза. Наибольшее их количество совершено в городском округе Саранск-1350 сделок.

В целом по республике количество сделок с земельными участками по купле-продаже и дарению увеличилось по сравнению с прошлым годом на 17,4%.

Земельный рынок в значительной степени зависит от месторасположения земельных участков относительно районных центров и г. Саранска.

Продажа земельных участков органами государственной власти и местного самоуправления, по сравнению с прошлым годом, уменьшилась на 231 сделку, дарение земельных участков увеличилось на 16 сделок, а продажа земельных участков гражданами и юридическими лицами увеличилась на 452 сделки.

Таблица 1 -Предоставление земельных участков в аренду местными органами власти в Республике Мордовия

Билет 23. ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Государственное регулирование земельных отношений — это целенаправленная деятельность государственных органов по организации рационального использования земель и их охраны путем принятия экономико-правовых мер.

Существуют два видагосударственного регулирования земельных отношений:

1) Регулирование государством в качестве суверена, обладающим территориальным верховенством в отношении всех земель независимо от форм собственности – здесь применяются методы власти и подчинения, в виде законодательных и иных нормативных актах подлежащих исполнению;

2)Хозяйственное регулирование – государственные органы действуют как хозяйственные субъекты, то есть предоставляют земельные участки физическим и юридическим лицам, ведут учет, оценку, охрану земель.

Государственное регулирование земельных отношений ставит перед собой следующие цели:

обеспечение государственных и общественных потребностей и приоритетов развития;

защита окружающей среды и пользования природными ресурсами;

обеспечение безопасности и обороны страны:

рациональное использование земель.

Основные принципы земельного законодательства (Статья 1).

1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;

2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;

3) приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;

4) участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством;(пп. 4 в ред. Федерального закона от 03.10.2004 N 123-ФЗ)

Читать еще:  Факторы международного рынка труда

5) единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

6) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий;(в ред. Федеральных законов от 21.12.2004 N 172-ФЗ, от 04.12.2006 N 201-ФЗ)

7) платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ;

8) деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства;(в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ)

9) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами;

10) дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;

11) сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Кодекса органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Одним из основных условий законности предоставления земельных участков является максимальное обеспечение равных возможностей гражданам и юридическим лицам при приобретении участков, а также условие предоставления достаточно полной и достоверной информации.

При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.

Билет 24. ПРАВОВОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯобщественные отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, гражданами по поводу владения, пользования и распоряжения землями, а также по поводу государственного управления земельными ресурсами. Участниками З.о. являются РФ, ее субъекты, муниципальные образования, юридические лица и граждане РФ. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица могут быть участниками З.о. на условиях, предусмотренных Земельным кодексом. Объектами З.о. являются земельные участки и права на них.

Правовой механизм государственного регулирования земельных отношений включает источники земельного права, земельно-правовые нормы и земельные правоотношения.

Источники права представляют собой внешнюю форму выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения. Наиболее распространенная форма источника права — нормативные правовые акты уполномоченных органов государства, устанавливающие (санкционирующие) правовые нормы, рассчитанные на многократное применение при регулировании соответствующих общественных отношений.

Все законы и иные нормативные правовые акты находятся между собой в строго иерархической соподчиненности. Законы, принимаемые высшими представительными органами государственной власти, обладают наибольшей юридической силой по отношению ко всем иным источникам права. Верховенство среди законов на всей территории России принадлежит Конституции РФ, наделенной высшей юридической силой, и федеральным законам..

Являясь едиными по способу формирования, своему положению в правовой системе и роли в регулировании общественных отношений, законы подразделяются на федеральные конституционные законы и федеральные законы, принимаемые по предметам ведения РФ и имеющие прямое действие на всей территории РФ; федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации; законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, принимаемые ими по вопросам, находящимся вне пределов ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов Федерации.

Наряду с нормативными правовыми актами земельного законодательства к источникам земельного права относят также акты других отраслей законодательства, если они содержат правовые нормы, затрагивающие земельные отношения.

Тесная естественная взаимосвязь земли и других природных ресурсов (недр, вод, лесов, окружающей природной среды в целом) предопределяет наличие норм, регулирующих отношения, связанные с землей, в источниках таких отраслей права, как водное, лесное, горное, природоохранительное. Содержащиеся в этих источниках нормы, регулирующие отношения по поводу земли, подчинены нормам земельного права.

Отраслевые законодательные источники земельного права подразделяются на кодифицированные законодательные акты (Земельный кодекс РФ, земельные кодексы республик), а также иные законы РФ и субъектов Федерации.

Земельные кодексы представляют собой систематизированные законодательные акты, регулирующие земельные отношения, правовые нормы в которых располагаются в порядке, отражающем систему земельного права.

Механизм экономического регулирования земельных отношений характеризуется системой мер экономического воздействия, направленных на реализацию земельной политики государства, обеспечение прав землевладельцев и землепользователей, установление социально справедливых платежей за землю, экономическое стимулирование рациональной, и эффективного землепользования, введение экономических санкций за нерациональное использование и ухудшение экологического состояния земельных участков, на защиту земель сельскохозяйственного назначения от порчи, снижения плодородия почв, самозахвата и разбазаривания.

Система экономических регуляторов земельных отношений в условиях перехода к рынку включает:

-арендную плату за землю;

-рыночную цену земли;

-залоговую цену земли;

-компенсационные платежи при изъятии земель;

-компенсационные выплаты при консервации земель;

-платежи за повышение качества земли;

-штрафные платежи за экологический ущерб;

-налоговое обложение при гражданском земельном обороте;

-плату за право аренды и т. д.

Экономический механизм регулирования земельных отношений должен отвечать следующим требованиям:

-обеспечение относительно равных стартовых возможностей по осуществлению воспроизводственного процесса для всех субъектов земельных отношений;

-разграничение объективных и субъективных факторов этого процесса;

-использование земельной ренты в качестве основы для формирования системы экономических регуляторов, взаимодействие рентных регуляторов с другими экономическими рычагами (ценами, ссудным процентом, подоходным налогом и т. д.);

-учет интересов и равноправие различных социальных групп населения в реализации прав земельной собственности и различных форм землепользования;

-стимулирование рационального размещения и специализации сельскохозяйственного производства;

-усиление экологической защиты земельных угодий.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9913 — | 7554 — или читать все.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector