Провалы рынка не связаны с
Провалы рынка. Роль государства в преодолении провалов рынка
«Провалы» (фиаско) рынка — это случаи, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов в рыночной экономике. Выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о «провалах» рынка: монополия (подробно тема 6); несовершенная (асимметричная) информация; внешние эффекты и общественные блага.
Рыночный механизм оказывается несостоятельным в силу неполноты (асимметрии) информации. Асимметрия информации — ситуация, когда отдельные участники рынка имеют доступ к важной информации, которого не имеют остальные заинтересованные лица. В результате асимметричной информации возникают интерналии (интернальные эффекты), т. е. издержки или выгоды, получаемые участниками данной сделки, которые не были оговорены при заключении этой сделки. В результате асимметричности информации нарушается сам принцип действия рыночного механизма, поскольку ценовые сигналы перестают отражать реальное положение дел.
Под внешним эффектом (экстерналии) подразумевается воздействие сделки на третьи лица, не учтенное в договоре. Это воздействие проявляется в виде издержек или выгод, не отраженных в рыночной цене. Рынок не приведет к общественной эффективности, если действия производителей или потребителей влияют на благополучие других людей. Если это влияние положительное, то в таком случае говорят о внешних выгодах. Внешние выгоды – это выгоды от производства или потребления, которые получают люди, не участвующие в данном производстве или потреблении. Если же это влияние негативное, то в таком случае говорят о внешних издержках. Внешние издержки – это издержки от производства или потребления, которые несут люди, не участвующие в данном производстве или потреблении.
Общественными называются такие блага, главной характеристикой которых является неисключаемостъ из потребления (потребители, не желающие платить за такие блага, не могут быть лишены возможности их потребления) и несоперничество в потреблении (при данном объеме блага его потребление одним человеком не снижает его доступности для других). К числу общественных благ относятся некоторые материальные объекты, но чаще это блага нематериальные, не похожие на обычные товары. Тем не менее это вполне реальные экономические блага, поскольку, с одной стороны, они обладают полезностью для потребителей, а с другой — их создание требует затрат ресурсов, которые могли бы быть использованы для производства других благ. К общественным благам можно отнести установление правопорядка (конституционных и иных норм) и прав собственности, что является предпосылкой нормальной работы рыночного механизма.
Идеальная модель экономического устройства общества предполагает использование механизма государственного регулирования для решения подобных проблем. Рассмотрим основные из них.
Правовое обеспечение функционирования рыночного механизма.
Рынок представляет собой систему добровольного обмена. Нужно обеспечить эту добровольность, т. е. создать правовые рамки, ограждающие экономических субъектов от насилия (обман, кражи, вымогательство). На государство возлагается серьезная задача — защита прав производителей и потребителей, действующих на рынке. Прежде всего, должна быть обеспечена защита прав собственности. Хозяйствующий агент, не уверенный в неприкосновенности своей собственности, будет опасаться ее отчуждения и ограничения своего права на нее, и не сможет функционировать как эффективный собственник. Поэтому необходимо наличие законодательства, обеспечивающего право собственности. Важную роль в правовом обеспечении имеет государственное противодействие неограниченной власти монополий. В экономически развитых странах разработано антимонопольное законодательство, ограничивающее элемент нездорового и недобросовестного соперничества.
Большое значение имеет законодательство о защите прав потребителей. Принимаются серьезные санкции против продажи некачественных товаров, ложной информации о деятельности фирм и т.п. Государство разрабатывает законы относительно защиты интеллектуальной собственности, деятельности банковской сферы и других областей экономической жизни. Наконец, уголовное законодательство, направленное против краж, насилия, убийств, создает более стабильную ситуацию в стране и также улучшает функционирование рынка.
Политика поддержания доходов.
Неравенство в распределении доходов, строго говоря, нельзя назвать фиаско рынка. Но с нормативной точки зрения слишком большое неравенство считается несправедливым и ведет к социальной нестабильности. Поэтому государство перераспределяет национальный доход и осуществляет социальную политику поддержания наименее обеспеченных членов общества.
Стабилизация макроэкономических колебаний. Государству принадлежит важная роль в сглаживании макроэкономических колебаний, которым подвержена экономика. Явление цикличности, свойственное рынку, порождает массу экономических проблем. Преодолеть эти проблемы чисто рыночными способами не представляется возможным. Поэтому антициклическая политика является прерогативой государства.
Пресечение асимметричной информации.
Мы уже говорили о понятии асимметричности информации. Государство может сглаживать асимметричность информации путем контроля за качеством товаров и услуг, распространения нужных потребителям сведений, препятствуя распространению вводящей в заблуждение рекламы и т. д. Большой значение имеет законодательство в сфере защиты прав потребителей. Государство, предоставляя потребителям информацию о качестве товаров, о степени риска в сферах инвестирования и страхования и т. п., создает тем самым общественное благо (информацию), которой бесплатно пользуются все экономические субъекты.
Минимизация трансакционнных издержек.
В принципе, принимая на себя содержание общественного блага, государство решает и задачу минимизации трансакционных издержек. Есть товары, которые, по определению, не относятся к общественным (предельные издержки при производстве дополнительной единицы продукции не равны нулю), но из-за высоких трансакционных издержек государству все же бывает выгодно взять на себя их финансирование. Классический пример подобных товаров — некоторые виды страхования, в основном связанные с производственной деятельностью: страхование на случай безработицы, по старости. Частные страховые компании нуждаются в дорогостоящей рекламе, содержании административного аппарата и страховых агентов, что не нужно государству. Поэтому затраты государства в данной области значительно ниже, и подобные товары, как и общественные товары, целесообразнее производить государству.
Минимизация отрицательных и поощрение положительных экстерналий.Государству принадлежит существенная роль в компенсации экстерналий. Существуют два основных способа минимизации отрицательных экстерналий. Первый способ — принятие административных мер по отношению к тем, чья деятельность вызывает отрицательные экстерналий. На государство возлагается осуществление контроля за деятельностью, порождающей отрицательные внешние эффекты с применением административно-командных мер, штрафных санкций, рыночных лицензий на выброс отходов до определенного уровня загрязнения окружающей среды и т. д. Помимо установления норм и применения запретов, т. е. помимо прямого административного вмешательства с целью минимизации отрицательных экстерналий, государство использует и другой способ — косвенный метод борьбы с отрицательными экстерналиями через налоговую сферу. Суть его заключается в том, что производители, являющиеся основными виновниками отрицательных внешних эффектов, облагаются налогами, что заставляет их в определенном смысле менять свое поведение.
Кроме отрицательных экстерналий, как нам известно, существуют и положительные экстерналий, когда выгоду получает не только непосредственный потребитель данного блага, но и «третьи лица». Под «третьими лицами» здесь, как правило, понимается общество в целом. Государство поощряет деятельность, порождающую положительные экстерналий. В этих целях проводится субсидирование производителей или потребителей положительных экстерналий. Предоставляется ли субсидия потребителю (он сможет платить более высокую цену за пользование положительными экстерналиями) или производителю (снижаются его издержки), в любом случае это ведет к увеличению потребления блага. Государство субсидирует здравоохранение, образование, различные благотворительные программы, поскольку от реализации мероприятий в этих сферах выигрывают не только непосредственные получатели блага, но и общество в целом.
Производство общественных товаров.
Рынок оказывается неспособным обеспечить производство определенных товаров — так называемых общественных товаров. Подобных товаров и услуг, относимых к категории общественных, достаточно много и их мы будем рассматривать далее. Все общественные блага служат интересам общества в целом, предельные издержки на их производство не зависят от количества потребителей, и государству целесообразнее взять на себя заботу об их содержании. Государство финансирует определенные сферы из бюджетных средств. В основном, источник финансирования — налоги. Причем, как правило, отсутствует непосредственная связь между величиной уплачиваемого налога и реальным участием в процессе потребления данного общественного товара.
Таким образом, государственный аппарат стремился решить две взаимосвязанные задачи: обеспечить нормальную работу рынка и решить (или хотя бы смягчить) острые социально-экономические проблемы. Однако, государственное регулирование необходимо осуществлять в определенных пределах.
Прежде всего, недопустимы такие методы вмешательства государства, которые разрушают рыночный механизм, подменяют его прямым администрированием. Гораздо эффективнее действуют косвенные регуляторы (налоги, субсидии и т. д.), особенно те из них, которые органично встроены в рыночную экономику. Более того, применяя целый набор экономических мер, не следует забывать, что многие из них противоречивы, действуют в разные, нередко прямо противоположные стороны. Поэтому необходимо своевременно выявлять их негативные эффекты и заблаговременно принимать меры по их ликвидации.
Тенденция к огосударствлению экономики не должна быть единственной. Время от времени необходимо предпринимать энергичные шаги по разгосударствлению экономики. Способы разгосударствления могут быть различны. Это, прежде всего, поощрение конкуренции и либерализация рынков, снижение барьеров для вступления в отрасль, активная антимонопольная политика. Эффективной мерой может стать и стимулирование смешанного предпринимательства. Наконец, сильной мерой является денационализация государственной собственности, развитие процессов приватизации.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Тестовые задания, предполагающие один правильный ответ. 1. Провалы рынка не связаны с
1. Провалы рынка не связаны с…
а) действием условий совершенной конкуренции;
б) нарушением условий совершенной конкуренции;
в) наличием внешних эффектов;
г) неопределенностью имущественных отношений.
2. Условием превращения общественного блага в частный товар является…
а) устранение условий свободного доступа к благу и установление платы за его использование;
б) принятие коллективного договора о пользовании данным благом;
в) установление платы за пользование благом;
г) только установление очереди среди потребителей данного блага.
3. Внешние эффекты возникают, потому что…
а) рыночные цены не отражают издержки и выгоды третьих лиц;
б) предприятия учитывают постоянные издержки, не входящие в предельные;
в) государство выплачивает субсидии производителям;
г) качество товаров не удовлетворяет требованиям потребителей.
4. При решении проблемы отрицательных внешних эффектов одним из последствий введения «налогов Пигу» будет…
а) более низкий объем производства блага и более высокая цена на него для потребителей;
б) более высокий объем производства блага и более высокая цена на него для потребителей;
в) более низкий объем производства блага и более низкая цена на него для потребителей;
г) более высокий объем производства блага и более низкая цена на него для потребителей.
5. Производство и потребление частных благ может сопровождаться проявлением…
а) как положительных, так и отрицательных внешних эффектов;
б) только положительных внешних эффектов;
в) только отрицательных внешних эффектов;
г) только внутренних эффектов.
6. __________ сопровождается проявлением положительного внешнего эффекта производства
а) Повышение квалификации работников;
б) Получение очного высшего образования;
в) Потребление табака (курение);
г) Производство лекарственных средств.
7. __________ сопровождается проявлением положительного внешнего эффекта потребления
а) Получение очного высшего образования;
б) Повышение квалификации работников;
в) Потребление табака (курение);
г) Производство лекарственных средств.
8. __________ сопровождается проявлением отрицательного внешнего эффекта производства
а) Производство лекарственных средств;
б) Получение очного высшего образования;
в) Потребление табака (курение);
г) Повышение квалификации работников.
9. __________ сопровождается проявлением отрицательного внешнего эффекта потребления
а) Потребление табака (курение);
б) Получение очного высшего образования;
в) Повышение квалификации работников;
г) Производство лекарственных средств.
10. Решение проблемы внешних эффектов, предложенное Р. Коузом, предполагает, кроме всего прочего, что величина __________ издержек незначительна или они отсутствуют.
11. Чисто общественным благом не является…
а) высшее образование;
б) охрана общественного порядка;
в) национальная оборона;
г) единая энергетическая система.
12. Международный пример решения проблемы загрязнения окружающей среды как проблемы внешних эффектов под названием «Киотский протокол» предусматривает…
а) создание рынка прав на загрязнение;
б) введение платы за выбросы;
в) введение корректирующих налогов;
г) запрет на применение отходных технологий.
13. Общественные блага характеризуются ______________ в потреблении
а) неисключаемостью и неконкурентностью;
б) неисключаемостью и конкурентностью;
в) неконкуретностью и исключаемостью;
г) исключаемостью и конкурентностью.
14. Состояние экономики называется Парето-оптимальным в том случае, если:
а) можно увеличить благосостояние нескольких индивидуумов, изменив производство и распределение товаров;
б) невозможно изменить производство и распределение, чтобы увеличить благосостояние одного или несколько индивидуумов, без уменьшения благосостояния других;
в) невозможно увеличить благосостояние одного или нескольких индивидуумов, не изменяя производства и распределения товаров;
г) можно расширить производство и удовлетворить потребности всех индивидов путем сокращения благосостояния.
15. В соответствии с критерием оптимальности по Парето в экономике происходит улучшение, если в результате хозяйственного мероприятия:
а) доходы богатых слоев населения сокращаются на меньшую величину, чем возрастают доходы бедных;
б) Происходит рост благосостояния хотя бы одного субъекта без ухудшения благосостояния всех остальных;
в) происходит переход от трудоемкого к капиталоемкому производству;
г) сокращается уровень безработицы.
16. Внешний эффект может быть определен как:
а) издержки производства, вытекающие из использования земли, капитала и труда;
б) искажение рынка в результате неполного учета в цене побочных эффектов;
в) результат того, что общество предпочитает иное решение, чем на свободном рынке;
г) выгода, которая достигается, потому что рынок не имеет совершенной информации о продукте.
17. Проблема «зайцев» возникает тогда, когда:
а) все люди, потребляющие общественное благо, платят за него;
б) все люди хотят заплатить за то, что они потребляют;
в) все производимые и потребляемые блага являются частными благами;
г) кто-то выигрывает от потребления общественного блага, не оплачивая своей доли.
18. Общественными благами считаются товары и услуги, обладающие следующими признаками:
б) конкурентность в потреблении;
в) доступность и бесплатность для любого потребителя;
г) ни одним из перечисленных.
19. Примером чистого общественного блага может служить:
а) высшее учебное заведение;
в) национальная оборона;
г) концертный зал.
20. Причиной, порождающей внешние эффекты, является:
а) наличие вредных производств;
б) вмешательство государства в экономику;
в) отсутствие установленных прав собственности;
г) нестабильность рыночного равновесия;
д) наличие у фирм рыночной власти.
21. Наличие внешних эффектов приводит к таким негативным последствиям как:
а) неэффективность распределения ресурсов;
б) неравноправная конкуренция;
в) захват потребительского излишка производителями;
г) снижение стимулов к развитию производства;
д) возникновение рыночной власти.
22. Отрицательный внешний эффект проявляется в:
а) экологическом ущербе;
б) сокращении государственных расходов;
в) снижении эффективности распределения ресурсов;
г) снижении продолжительности жизни населения;
д) сокращении прибыли фирм, действующих на рынках несовершенной конкуренции.
23. Если общество будет игнорировать воздействие внешних эффектов, то при прочих равных условиях следствием этого будет:
а) ухудшение экологической обстановки в стране;
б) рост заболеваемости среди населения;
в) снижение благосостояния общества;
г) усиление рыночной власти на рынках ресурсов;
д) снижение продолжительности жизни населения.
24. Относятся к категории «общественное благо»:
а) образование, здравоохранение, культура;
б) потребительские товары;
в) товары и услуги производственного назначения;
V2: Провалы рынка, внешние эффекты.
Дата добавления: 2015-08-14 ; просмотров: 2825 ; Нарушение авторских прав
S:Внешние эффекты возникают вследствие того, что:
-: отсутствуют установленные права собственности
-: агенты рынка располагают рыночной властью
-: отсутствует контроль со стороны государства
+: рыночные цены благ не отражают побочных издержек и выгод
S: К «провалам» рынка («фиаско») государства не относится:
-: несовершенство политического процесса
+: представление общественных благ
-: ограниченность необходимой информации
-: ограниченность контроля над бюрократизмом
S:Вы заключили со своим другом пари, признав в свидетели вашего общего знакомого, который известен вам обоим своей непредвзятостью. Какой тип контракта вы заключили:
-: такое пари нельзя считать контрактом
S: Комплекс мер, направленных на регулирование поведения экономических агентов или последствий их деятельности для эффективного достижения поставленных экономических целей, называется:
S: «Провалы» рынка не связаны с:
-: нарушениями условий совершенной конкуренции
+: действием условий совершенной конкуренции
-: наличием внешних эффектов
-: распределением прав собственности
S: Формирование конкурентной среды в России происходит на основе:
-: сохранения достигнутого ранее уровня мобильности ресурсов
-: лицензирования всех видов деятельности
+: перехода от рынка продавца к рынку потребителя
-: монополизации внешнеэкономической деятельности
S:Рабочий посёлок сталеваров расположен вблизи металлургического завода, отходы которого загрязняют окружающую среду. Если сталевары требуют повышения своей заплаты за жизнь в опасных для здоровья условиях, то удовлетворение подобных требований — это:
-: введение корректирующих субсидий
+: интернализация внешнего эффекта
-: превращение здоровья рабочих в чистое общественное благо
-: гашение положительного внешнего эффекта
S:Теорема Коуза действительна:
-: для экономики Робинзона Крузо
+: для двух участников
-: для десяти участников
-: не зависит от числа участвующих в сделки
S:Кто считается родоначальником теории прав собственности:
S:Сюжет какого из перечисленных произведений может служить иллюстрацией теоремы Коуза:
-: «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Н.В.Гоголя
-: «Двенадцать стульев» И.Ильфа и Е.Петрова
+: «Вишневый сад» А.П. Чехова
-: «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова
S:В таблице приводятся данные об общих выгодах (млн. руб.) и общих издержках четырех природоохранных мероприятий для Нечерноземья.
Программы | Общие издержки | Общие выгоды |
Укрепление рыбнадзора | ||
Защита малых рек | ||
Создание заповедников | ||
Создание национальных парков |
Какую из этих программ с экономической точки зрения следует осуществить: ###
+: защита малых рек
S:Еслипредприятие не осуществляет очистку воды, то его предельные издержки оказываются:
-: выше предельных общественных издержек
+: ниже предельных общественных издержек
-: равны предельным общественным издержкам
S:Отрицательный внешний эффект возникает в случае, если:
-: деятельность одного экономического агента (предприятия) не вызывает издержки других
+: деятельность одного экономического агента (предприятия) вызывает издержки других
-: агенты рынка располагают рыночной властью
-: отсутствует контроль со стороны государства
S:Отрицательный внешний эффект возникает в случае:
-: если деятельность одного экономического агента приносит выгоды другим
+: если деятельность одного экономического агента вызывает издержки других
-: приближения предельных частных издержек к придельным социальным издержкам
-: сбалансирования предельных общественных выгод
S:Положительный внешний эффект возникает в случае :
+: если деятельность одного экономического агента приносит выгоды другим
+: позитивного воздействия участников рыночной операции на третьих лиц
-: сбалансирования предельных общественных выгод
Провалы» рынка
В экономической литературе сбои в работе рыночного механизма экономисты называют по-разному: недостатками, несовершенством, неполадками, провалами, фиаско, неэффективностью, дефектами, неспособностью, небезупречностью, бессилием, ограниченностью, что не меняет сути. «Провалы» рынка представляют собой ситуацию, при которой рынок оказывается не в состоянии координировать процессы экономического выбора таким образом, чтобы обеспечить эффективное использование ресурсов (внешние эффекты, общественные блага, неравенство в доходах, рыночная власть, асимметричность информации).
1). Внешние эффекты или экстерналии- эффекты (издержки или выгоды), не имеющие стоимостной оценки, в результате рыночных сделок между экономическими субъектами, которые получают третьи лица. Рыночная система учитывает лишь индивидуальные потребности и не способна учитывать общественные, коллективные потребности (например, национальная оборона, охрана окружающей среды, строительство автомагистралей)
Внешними эффектами называют все факторы, которые не учитываются в рыночной цене, но влияют на благосостояние и качество жизни людей. К ним относятся выгоды, приносимые фирмами, повышающими квалификацию и образование своих работников, выгоды от создания интеграционных союзов производителей, выгоды фирм, получающих от потребителей бесплатно информацию о выявленных недостатках товаров и т.д.
Внешние эффекты могут иметь и отрицательную направленность, например, нечестная конкуренция за клиентский капитал, ущерб при нарушении авторских прав, загрязнение окружающей среды в результате производства товара и т.д.
Специфика внешних эффектов, заключается в том, что они: возникают в ходе рыночных сделок между экономическими субъектами; обладают «внешней» направленностью для участников рыночной сделки, т.к. воздействуют на третьих лиц; не имеют стоимостной оценки, а значит, не могут быть учтены в рыночных ценах; имеют различные сферы возникновения (производство, распределение, обмен, потребление экономических благ); могут быть как положительными, так и отрицательными;
Отрицательные внешние эффекты возникают при негативных последствиях воздействия участников рыночной операции на третьих лиц. Отрицательные эффекты связаны с дополнительными издержками, не имеющими стоимостной оценки, в результате рыночных сделок между экономическими субъектами, которые получают третьи лица. «К примеру, целлюлозно-бумажный комбинат осуществляет сброс недостаточно хорошо очищенной воды в реку. Допустим, что сброс сточной воды пропорционален объему производства. Это означает, что по мере роста производства растет и объем загрязнения окружающей среды. Поскольку целлюлозно-бумажный комбинат не осуществляет полной очистки воды, его предельные частные издержки оказываются ниже предельных общественных издержек, так как не включают расходы на создание дополнительной системы очистных сооружений.»
Положительные внешние эффектывозникают при позитивных последствиях воздействия участников рыночной операции на третьих лиц. Возникающий при этом выигрыш присваивается не владельцем ресурсов, обусловивших возникновение эффекта, а третьими лицами, притом бесплатно. Положительный внешний эффект- дополнительная полезность, возникающая в результате использования блага и не находящая отражения в его рыночной цене.
Развитие образования выступает в качестве положительного внешнего эффекта. В обществе каждый выигрывает от того, что сограждане получают хорошее образование. Однако каждый из нас, принимая решение о получении образования, вряд ли задумывается о тех выгодах, которые получает общество в целом. Принимая решение, рациональный потребитель соотносит затраты, связанные с получением хорошего образования, и те выгоды, которые могут быть в результате этого получены. Не удивительно, что инвестиции в человеческий капитал могут быть ниже оптимальных для общества. При наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем по сравнению с эффективным объеме, т. е. имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами.
Возникновение отрицательных внешних эффектов связано с тем, что не установлены права собственности на ресурс (например, чистый воздух) отсутствует его рыночная (стоимостная) оценка; возможность бесплатного использования ресурса; перепроизводство товара с отрицательными внешними эффектами (заниженная его цена); неэффективное распределение ресурсов. Сходная ситуация возникает с положительными внешними эффектами: не установленные права собственности на ресурс (например, образование); отсутствует стоимостная оценка; возможность бесплатного получения выгод; недопроизводство товара с положительными внешними эффектами (завышенная его цена); неэффективное распределение ресурсов.
2). Общественное благо (pure public good) — это такое благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят люди за него или нет. Общественное благо характеризуется двумя свойствами: неизбирательностью (потребление чисто общественного блага одним человеком не уменьшает его доступности для других; такие блага неконкурентны, так как предельные издержки для дополнительного потребителя равны нулю) и неисключаемостью (ни один человек не может быть не допущен к потреблению блага, даже если он отказывается за это платить; общественное благо обладает своеобразным положительным внешним эффектом: как только кто-нибудь начинает его потреблять, оно становится доступным для всех) в потреблении. Такими свойствами обладает, например, национальная оборона.
Частное благо (pure private good) — это такое благо, каждая единица которого может быть продана за отдельную плату.
В отличие от частного блага общественное благо не может быть разделено на единицы потребления (его нельзя выпускать «мелкими» партиями) и быть продано по частям. Невозможно так же определить цену на отдельные единицы общественного блага. Потребление общественных благ происходит коллективно, однако индивидуальная польза от этого потребления различна. Такая ситуация предполагает наличие точной информации о предельных выгодах каждого человека. Однако в реальной действительности наличие такой информации — большая редкость.
Если оплата чисто общественных благ будет осуществляться в соответствии с предельными выгодами от их использования, появляются мощные стимулы для сокрытия истинной информации и преуменьшения реальных размеров получаемых выгод. Действительно, поскольку потребители получают выгоды от чисто общественного блага независимо от того, платят они за него или нет, то возникает желание обойтись без лишних выплат, получить это благо даром. Такая ситуация получила название проблемы безбилетника, «зайца».
Проблема безбилетника чаще возникает в больших, чем в малых группах потребителей, так как там труднее получить необходимую информацию о положении плательщиков. В результате существования проблемы безбилетника производство чисто общественных благ бывает ниже эффективного. Рынок оказывается не в состоянии справиться с этой проблемой, терпит фиаско.
3). Неравенство в доходах(рынок игнорирует социальную справедливость). Рынок не способен распределять доходы среди различных слоев населения в соответствии с целями демократического общества: ничем не сдерживаемая рыночная система может предписать некоторым людям голодать из-за недостаточности дохода, а другим — получать несоразмерные или чрезмерные доходы. Рынки конкурирующих продавцов не гарантируют, что доход и потребление будут именно у тех, кто считается наиболее нуждающимся или достойным. Рыночный механизм может привести к массовому неравенству, к увековечиванию неравенства в доходах и богатстве из поколения в поколение.
Рынок может либо обеспечить, либо не обеспечить справедливое распределение ресурсов. Вопрос о том, следует ли недобросовестность, неравенство и экономическую несправедливость в условиях рыночной экономики называть фиаско рынка, относится скорее к разряду терминологических, нежели существенных. В литературе фиаско рынка определено таким образом, что оно имеет отношение только к проблеме эффективности. Однако это определение не отрицает важности проблем экономической справедливости.
4). Рыночная власть (рынок не противостоит монополистическим тенденциям). Контрольный механизм рынка — конкуренция — с течением времени теряет первоначальную силу в результате слияний фирм, тайных сговоров компаний, беспощадной конкурентной борьбы, образования монополий. Некоторые экономисты считают, что технический прогресс, который рыночная система поощряет, способствовал упадку конкуренции, так как новейшие технологии требуют использования огромных количеств реального капитала, крупных рынков (комплексных, централизованных и интегрированных), а также богатых и надежных источников сырья. Такого рода технология означает необходимость в существовании фирм-производителей, являющихся крупномасштабными не только в абсолютных величинах, но также и по отношению к размерам рынка.
Достижение максимальной эффективности производства на основе применения новейшей технологии часто требует существования небольшого числа крупных фирм, а не большого числа относительно мелких. Таким образом, несовершенная конкуренция служит причиной неэффективности. Рынок не может самостоятельно устранить препятствия на пути к конкуренции, бороться с неэффективной конкуренцией. Конкурентная рыночная система не гарантирует полной занятости и стабильности уровня цен, проблемы безработицы, инфляции, экономического роста сами по себе, автоматически, разрешиться не могут. Особую опасность экономическому развитию представляет инфляция и циклическая безработица: экономика, подверженная чрезмерной инфляции и безработице, создает неблагоприятную экономическую среду для координации действий покупателя и продавцов от дельных товаров и факторов производства.
5). Асимметричность информации. Информацияв рыночной экономике выступает в качестве общественногоблага, однако у экономических субъектов возникают проблемы, связанные с затратами на поиски информационных источников; оценкой надежности достоверности информации; проблемами усвоения (потеря части информации); проблемами обработки (когнитивные ограничения); проблемами использования информации. Все это способствует явлению «неполноты информации» для эффективного функционирования рынков.
Асимметричность информации- неравномерность распределения информации среди экономических субъектов, вызванная ее неполнотой. Асимметричность информации воздействует на:
1) общее благосостояние(способствует перераспределению излишков потребителя и производителя);
2) условия рыночной конкуренции(является источником ценовой дискриминации);
3) рыночную стратегию поведения фирм(причина реализации рыночной власти продавцов, способствует снижению эффективного использования производственных мощностей).
Асимметричная информация охватывает различные рынки, где качество товаров неоднородно и существенно колеблется. Чем меньше осведомленность покупателей и ниже интенсивность рыночных сделок, тем выше асимметричность информации. Так, продавец продукта знает о качестве товара больше, чем покупатель. Работник о своих способностях имеет более полную информацию, нежели предприниматель. Кредитор располагает меньшими сведениями о платежеспособности заемщика. Менеджеры знают свои возможности лучше в сравнении с собственниками фирм. К рынкам с большой долей асимметричной информации относятся: рынок товаров длительного пользования; рынок страхования; рынок кредитов; рынок труда.
Главная проблема асимметричности информации заключается в том, что она дает возможность злоупотребления рыночной властьюучастникам рыночных отношений и ведет к закреплению на рынке некачественного блага, в результате негативного отбора потребителей.
Асимметричность информации ликвидировать невозможно,но ее можно значительно уменьшить при помощи рыночных сигналов.
Рыночные сигналы — это механизмы, позволяющие экономическим субъектам минимизировать асимметричность информации о качестве продукции и услугах. Концепция рыночных сигналов была впервые разработана американским экономистом, лауреатом Нобелевской премии по экономике 2001 г. М. Спенсом, который установил, что асимметричность информации уменьшается, когда покупателям поступают сигналы о качестве благ со стороны продавцов этих благ (реклама, репутация фирмы, квалификационные дипломы, сертификаты качества, гарантии, поручительства и т.д.).
Так, на рынке труда рыночным сигналом для работодателей является образованиеработников, которое измеряется числом лет обучения, полученной степенью, средним баллом, престижностью заведения и т.д. Действительно, образование выступает в качестве «индикатора», который позволяет фирмам судить о трудовых возможностях работника и его перспективности. Однако диплом о высшем образовании выступает в роли именно рыночного сигнала, а не гарантии высокооплачиваемого труда и без него у работника нет возможности претендовать на более оплачиваемую работу. Выбирая уровень образования работников, фирма сопоставляет выгоды от него с издержками на его подтверждение и оценку. То же самое делают и потенциальные работники. Разница между ними состоит в том, что фирмы имеют в виду производительность труда, а работники — уровень оплаты труда.
Рыночные сигналы уменьшают асимметричность информации о качестве продукции и услуг, в то же время издержки на поддержание соответствующих рыночных сигналов могут значительно увеличить цену товаров, поэтому эффективность системы рыночных сигналов зависит от сопоставления выгод и издержек от ее использования.