Business-insider.ru

Про деньги в эпоху кризиса
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какие элементы составляют инфраструктуру рынка информации

Основные элементы инфраструктуры рынка, их характеристика

Основными элементами инфраструктуры современного рынка являются:

1) биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество;

2) аукционы, ярмарки и другие формы организационного небиржевого посредничества;

3) кредитная система и коммерческие банки;

4) эмиссионная система и эмиссионные банки;

5) система регулирования занятости населения и центр государственного и негосударственного содействия занятости (биржа труда);

6) информационные технологии и средства деловой коммуникации;

7) налоговая система и налоговая инспекция;

8) система страхования коммерческого хозяйственного риска и страховые компании;

9) специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства средней массовой информации;

10) торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов;

11) таможенная система;

12) профсоюзы работающих по найму;

13) коммерческо-выставочные комплексы;

14) система высшего и среднего экономического образования;

15) аудиторские компании;

16) консультативные (консалтинговые) компании;

17) общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности;

18) специальные зоны свободного предпринимательства.

Биржа — юридическое лицо, обеспечивающее регулярное

функционирование организованного рынка биржевых товаров, валют, ценных бумаг и производных финансовых инструментов.

Банк — финансово-кредитное учреждение, производящее разнообразные виды операций с деньгами и ценными бумагами и оказывающее финансовые услуги правительству, юридическим и физическим лицам. Банк — это коммерческое юридическое лицо, которое создано в целях извлечения прибыли, имеет право осуществлять банковские операции, имеет исключительное право на привлечение денежных средств юридических и физических лиц с целью их последующего размещения от своего имени, а также на открытие и ведение банковских счетов юридических и физических лиц, действует на основании специального разрешения (лицензии) полномочных государственных органов, не имеет права осуществлять производственную, торговую, страховую деятельность.

Консалтинг (.консультирование) — деятельность по консультированию руководителей, управленцев по широкому кругу вопросов в сфере финансовой, коммерческой, юридической, технологической, технической, экспертной деятельности. Цель консалтинга — помочь системе управления в достижении заявленных целей. Различают экспертный, процессный и обучающий консалтинг.

Страховая компания — это исторически определенная общественная форма функционирования страхового фонда, представляет собой обособленную структуру, осуществляющую заключение договоров страхования и их обслуживание.

Брокерская компания (англ. Brokerage Company) — бизнес, деятельность которого состоит в том, чтобы быть посредником между покупателем и продавцом активов с целью упрощения проведения операции. Услуги брокерских компаний оплачиваются путем выплаты комиссионных после того, как операция была успешно завершена.

Аудиторская компания — это независимый эксперт, задача которого провести проверку подготовленных компанией данных, чтобы внешние пользователи финансовой отчетности были уверены, что она составлена в полном соответствии со стандартами финансовой отчетности. Свое мнение об отчетности компании аудитор отражает в аудиторском заключении. За достоверность аудита компания отвечает своей лицензией и репутацией.

Вопросы для текущего контроля:

1. Дайте определение инфраструктуры рынка.

2. В чем заключаются задачи и функции инфраструктуры рынка?

3. Назовите основные элементы инфраструктуры рынка.

4. Охарактеризуйте элементы инфраструктуры рынка.

Инфраструктура рынка и ее элементы

Рыночная инфраструктура — это система учреждений и организаций, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг на рынке.

Организационная база инфраструктуры рынка включа­ет снабженческо-сбытовые, брокерские и другие посредни­ческие организации, коммерческие фирмы крупных про­мышленных предприятий.

Материальная база состоит из транспортных систем, складского и тарного хозяйства, информационной системы и средств связи.

Основные элементы инфраструктуры рынка.

1. Аукционы имеют дело с продукцией, которой на рынке недостаточно. Здесь главным ориентиром является полу­чение максимальной цены за какой-либо товар. На аукцио­не происходит публичная продажа какого-либо товара в заранее установленном месте. Различают аукционы принудительные, которые проводят­ся судебными органами с целью взыскания долгов с непла­тельщиков, и аукционы добровольные, которые организу­ются по инициативе владельцев продаваемых товаров. Для проведения аукционов создаются специальные фирмы, ра­ботающие на комиссионных началах.

Существуют и международные аукционы. Они пред­ставляют собой разновидность публичных открытых тор­гов, где реализуются товары определенной номенклатуры: шерсть, табак, пушнина, чай, лошади, цветы, рыба, лес, а также предметы роскоши, произведения искусства.

2.Биржа место встречи покупателей и продавцов, место, где заключаются сделки.

Различают товарные, фондовыебиржи и биржи труда. Товарные биржи функционируют на рынках товаров. Здесь осуществляются сделки по продаже наличных товаров на основе предварительного осмотра, по образцам и стандар­там.

На фондовой бuрже обращаются главным образом два вида ценных бумаг: акции предприятий, компаний, фирм; облигации, выпускаемые правительством страны, ор­ганами местного самоуправления, коммунальными предпри­ятиями, а также частными компаниями.

Биржа труда — организация, специализирую­щаяся на выполнении посреднических операций между предпринимателями и рабочими с целью купли-продажи рабочей силы.

3.Кредитная система. Она включает банки, страховые компании, фонды профсоюзов и любых других организаций, обладающих правом коммерческой деятельности. В кредитную систему входят все, кто способен мобилизовать временно свободные средства, превратить их в кредиты, а потом в капиталовло­жения. Ядро кредитной системы — банковская система. Она включает в себя центральный (государственный), коммер­ческие (осуществляют прием вкладов и превращение их в кредит). ипотечные (дают деньги под залог недвижимости), инновационные (кредитуют разработку технологических но­вовведений) и инвестиционные банки.

4.Государствен­ные финансы. Их основу составляют республиканские, и местные бюджеты. Через госбюджет происходит перерас­пределение доходов, финансирование производственных и социальных программ.

Читать еще:  Факторы рынка капитала

5.Система законодательства, регулирующая пра­вовые взаимоотношения хозяйствующих субъектов и опре­деляющая правила «рыночной игры».

|следующая лекция ==>
Функции и структура рынка. Субъекты и объекты рынка|Позитивные и негативные стороны рынка

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 1566 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

СОСТАВЛЯЮЩИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЫНКА

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Понятие инфраструктуры рынка. 5

1.1 Сущность, происхождение и основные составляющие инфраструктуры рынка. 5

1.2 Факторы, оказывающие влияние на формирование инфраструктуры рынка. 8

2. Формирование инфраструктуры рыночной экономики в России. 11

2.1 Формирование инфраструктуры системы региональных рынков. 11

2.2 Внешнеэкономическая инфраструктура. 12

2.3 Финансово-кредитная инфраструктура. 15

3 Актуальные проблемы инфраструктуры рыночной экономики России . 17

4. Дороги в системе российской инфраструктуры . 21

Список используемой литературы. . 43

ВВЕДЕНИЕ

Наша страна сегодня перешла к рыночной экономике, рыночному хозяйственному механизму. Многие экономические проблемы нам приходится решать впервые. Прощаясь с административно-командной системой в экономике и хозяйстве, мы тем самым лишь создаем предпосылки для рыночного хозяйства, становление которого не может произойти в одночасье.

Известно, что зарождение рыночных отношений началось еще при разложении первобытнообщинного строя. Но своего расцвета товарно-денежные отношения достигли при капитализме. Конечно, нам не надо повторять все этапы и перипетии, которыми богата история рынка. Мы можем воспользоваться опытом других государств. Но сложность задачи состоит в том, что до сих пор никто в мире не переводил на рыночные рельсы столь громадный хозяйственный комплекс, каким является наша экономика. Нет исторических аналогов этому процессу. Но есть гибко реагирующий на требования времени рыночный механизм современного западного общества.

Необходимо также подчеркнуть, что не существует инфраструктуры рыночной экономики без недостатков. И централизованно планируемая экономика, и свободная рыночная экономика неизбежно представляют собой несовершенные институты, которым одновременно свойственны преимущества и недостатки.

Чтобы понять, как функционирует рыночная экономика, необходимо признать существование фундаментальных вопросов, на которые каждая экономическая система должна находить ответы:

1. В каких пределах (сколько) следует использовать имеющиеся ресурсы?

2. Как их производить?

3. Среди кого следует эту продукцию распределить?

4. Способна ли система адаптироваться к изменениям в потребительских вкусах, в структуре имеющихся ресурсов и в технологии производства?

Разные экономические системы мира различаются между собой по своему подходу к решению проблемы экономики. Необходимо выделить следующие экономические системы: чистый капитализм, командную экономику, или коммунизм, авторитарный капитализм, рыночный социализм, традиционную экономику, или основанную на обычаях.

Основное экономическое преимущество инфраструктуры рыночной экономики заключается в ее постоянном стимулировании эффективности производства. Экономика производит то, что требуют потребители, путем применения самой эффективной технологии. Инфраструктура рыночной экономики функционирует и корректируется автоматически в результате индивидуальных, децентрализованных решений, а не централизованных решений правительства.

Против инфраструктуры рыночной экономики выдвигается несколько критических аргументов: а) ее контрольный механизм и конкуренция с течением времени ослабевают, б) свойственные инфраструктуре рыночной экономики неравенство доходов, неспособность учитывать коллективные потребности и наличие внешних выгод и издержек препятствуют производству такого набора товаров и услуг, какой, прежде всего, необходим обществу, в) конкурентная инфраструктура рыночной экономики не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен.

ПОНЯТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЫНКА

СУЩНОСТЬ, ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ

СОСТАВЛЯЮЩИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЫНКА.

Впервые термин «инфраструктура» был использован в экономи­ческом анализе для обозначения объектов и сооружений, обеспечиваю­щих жизнеспособность вооруженных сил (начало XX в.).

В 40-е годы на Западе под инфраструктурой стали понимать совокупность отраслей, обслуживающих нормальное функционирование матери­ального производства.

В нашей экономической литературе эта проблема активно рассматривалась в 70-е годы.

Инфраструктура — это обязательный компонент любой целостной экономической системы и подсистемы. Дословно инфраструктура — это основание, фундамент, внутреннее строение экономической системы.

Применительно к рынку как самостоятельной подсистеме инфраструктура — это совокупность организационно-правовых форм, опосредствующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи, или совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функциони­рования.

Основными элементами инфраструктуры современного рынка являются[1]:

1. биржи (товарные, сырьевые, фондовые, валютные), их организационно оформленное посредничество;

2. аукционы, ярмарки и другие формы организационного не биржевого посредничества;

3. кредитная система и коммерческие банки;

4. эмиссионная система и эмиссионные банки;

5. система регулирования занятости населения и центры государственного и негосударственного содействия занятости (биржи труда);

6. информационные технологии и средства деловой коммуникации;

7. налоговая система и налоговая инспекция;

8. система страхования коммерческого хозяйственного риска и страхо­вые компании;

9. специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства средств массовой информации;

10. торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные объединения (ассоциации) деловых кругов;

11. таможенная система;

12. профсоюзы работающих по найму;

13. коммерческо-выставочные комплексы;

14. система высшего и среднего экономического образования;

15. аудиторские компании;

16. консультативные (консалтинговые) компании;

17. общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности;

18. специальные зоны свободного предпринимательства.

Инфраструктура призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов, ее элементы не навязаны субъектам извне, а порождены самими рыночными отношениями.

Функции инфраструктуры рынка следующие[2]:

— облегчение участникам рыночных отношений реализации их интере­сов;

— повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъек­тов на основе специализации отдельных субъектов экономики и видов
деятельности;

Читать еще:  Характеристика рынка совершенной конкуренции

— организационное оформление рыночных отношений;

— облегчение форм юридического и экономического контроля, государственного и общественного регулирования деловой практики.

Существенное значение для развития рынка и формирования рыночной экономики имеют свободные экономические зоны (СЭЗ). Первая свободная экономическая зона появилась в 1959 г. в Ирландии. В 70-е годы наблюдал­ся наибольший расцвет СЭЗ. Темпы занятости в этих зонах за последние 20 лет превышали ежегодно 20%. В русском языке имеет место несколько терминов, определяющих понятие «свободные экономические зоны»[3]:

— зоны свободного предпринимательства (ЗСП);

— зоны свободной торговли;

— экспортно-производственные зоны (ЭПЗ);

— производственные зоны в регионах;

— свободные банковские зоны.

Все эти зоны рассматриваются как фактор экономического развития с привлечением иностранного капитала, предоставлением различных льгот (освобождение от налогов сроком, как правило, на 10 лет; прямые государственный субсидии; беспошлинный ввоз и вывоз товаров.)

В настоящее время в мире насчитывается более 400 свободных экономических зон (преимущественно в развитых странах). Господствующее положение в СЭЗ занимают японские ТНК, США и Западная Европа. Для привлечения иностранного капитала в СЭЗ очень важны[4]:

-отсутствие хаоса, дезорганизации хозяйственных связей, законопорядок, а не война законов;

-дешевая рабочая сила.

В на­стоящее время в нашей стране большинство этих условий отсутствует. Сказывается также отсутствие опыта создания и функционирования СЭЗ. Несомненно, это сдерживает развитие свободных экономических зон в России.

Инфраструктуру рынка можно представить в виде схемы:

Инфраструктура рынка и ее основные элементы (стр. 3 из 4)

Денежные потоки проходят через соответствующие финансово-кредитные институты, которые, в отличие от натурального хозяйства, в силу самой природы денежных потоков существуют только в рыночной экономике. Денежная форма капитала является самой универсальной и обезличенной, пронизывающей все стороны жизни современного общества и объединяющей все ее сферы. При характеристике институтов денежного рынка более целесообразно провести различие между частными и государственными институтами, то есть разграничить их по критерию формы собственности, а не функциональной ширины.

Из частных институтов ключевую роль в финансово-кредитной системе играют банки как универсальные институты денежного рынка. Развитым элементом современной рыночной инфраструктуры являются небанковские финансово-кредитные институты, носящие в большей степени не универсальный, а специализированный характер. Среди них выделяются страховые компании и пенсионные фонды, деятельность которых способствует оптимизации развития рыночной экономики благодаря уменьшению риска предпринимательской деятельности. В подсистеме фондового рынка выделяются фондовые биржи и финансовые посредники – торговцы ценными бумагами, инвестиционные фонды и компании, трастовые компании (доверительные общества), а также депозитарии, регистраторы и т. п.

Государство в этой части рыночной инфраструктуры представлено, прежде всего, центральным банком и налоговыми службами.

Говоря об институциональной составляющей рыночной инфраструктуры, следует также отметить особую роль такого элемента инфраструктурного обеспечения рынка ресурсов, как институты функционирования рынка труда. Их развитие напрямую связано с одной из ключевых макроэкономических проблем – обеспечением полной занятости. Следует однако отметить, что механизм функционирования этого сектора рыночной инфраструктуры не сводится к деятельности государственных служб трудоустройства и переподготовки кадров, поскольку социальная политика современного государства не сводится к борьбе с безработицей, а ориентирована на создание всего комплекса условий для развития человека, включая системы здравоохранения, социального обеспечения, образования, культуры – как частные, так и государственные. Здесь можно говорить, с одной стороны, о службе переподготовки кадров как об элементе рыночной инфраструктуры, относительно самостоятельной и ориентированной не только на потребности чисто рынка, частного сектора экономики, но и на так называемый общественный сектор.

В целом институциональная составляющая образует наиболее важный элемент рыночной инфраструктуры, выражающий ее сущность, наиболее осязаемо, и являющийся классической формой ее проявления. Однако, при всей его исключительной важности, рыночная инфраструктура не сводится только к нему. Дело в том, что институциональный элемент в большей мере подпадает под пассивную функцию рыночной инфраструктуры, выступая в качестве ее материального носителя. В то же время требуется нечто такое, что реализовало бы активную функцию рыночной инфраструктуры. В качестве этого «нечто» выступает информация о процессах, совершающихся в недрах рыночной инфраструктуры, своеобразные сигналы обратной связи рыночной инфраструктуры со всей экономической системой. Вот почему вторым элементом современной инфраструктуры рынка являются информационные сети и потоки, а также институты, обеспечивающие (включая средства массовой информации, сети Internet, информационный и рекламный бизнес), благодаря которым она может существовать как единое целое, не только направляя функционирование рыночной экономики, но и содействуя оптимизации движения товарно-денежных потоков. Вне информационной составляющей рыночная инфраструктура не может существовать, поскольку по мере развития экономики производство и распространение информации постепенно замещает традиционное производство материальных благ. Именно единство институциональной и информационной составляющих образует так называемое внутреннее содержание рыночной инфраструктуры.

Информационная составляющая выполняет важную роль – она обеспечивает связь между рыночной инфраструктуры с внешней средой, каковой для нее выступает вся остальная часть экономической системы. Но информация идет не только из рыночной инфраструктуры вовне, а и возвращается обратно в институты рыночной инфраструктуры. Идет непрерывный обмен информацией между подсистемами, который не может быть нейтральным процессом, а является, по сути, непрерывным их взаимным приспособлением. Здесь возникает необходимость периодического закрепления сигналов прямой и обратной связей, как для придания устойчивости работе систем, так и для фиксации достигнутого оптимума.

Читать еще:  Отличительные особенности рынков факторов производства

Пригодность или непригодность самого института, равно как и степень его соответствия потребностям экономики, не могут быть определены иначе, как через регламентацию его деятельности и контроль, прежде всего со стороны государства. Из этой объективной необходимости вырастает третий элемент рыночной инфраструктуры – законодательство, регулирующее функционирование рыночной экономики и регламентирующее как деятельность институтов рыночной инфраструктуры, так и поведение хозяйствующих субъектов вообще, по сути, задающее «правила игры» в рыночной среде.

Таким образом, внутреннее содержание рыночной инфраструктуры дополняется ее внешним содержанием – нормообразованием. Но на этом нельзя останавливаться, характеризуя состав элементов рыночной инфраструктуры. Как можно заметить, все три предшествующих элемента носили неодушевленный характер, были лишены человеческого начала. И если на этом характеристику рыночной инфраструктуры завершить, то проблему

Четвертый элемент рыночной инфраструктуры рынка представляет собой – уровень рыночного мышления и поведения населения, его готовность следовать правилам и закономерностям функционирования рынка. Это тот самый субъективный элемент рыночной инфраструктуры, игнорирование которого приводит к нежелательным последствиям для рыночных преобразований в переходных экономических системах.

Итак, рассматривая содержание рыночной инфрастуктуры, можно выделить 4 взаимопроникающие составляющие: институциональную, информационную, нормообразующую и ментальную, которые в своей совокупности характеризуют как внутреннее содержание рыночной инфраструктуры, так и ее внешнее выражение.

Глава 4. Инфраструктура рынка в Украине.

4.1 Особенности формирования рыночной инфраструктуры в Украине, сравнение с другими странами.

Изложенные выше соображения относятся к сформировавшейся рыночной инфраструктуре. В силу взаимосвязи выделенных функций инфраструктуры рыночного типа ее становление и развитие идет параллельно с формированием самой рыночной экономики и носит естественно — исторический характер. Но это справедливо только для случая классического типа становления экономики. В Украине же в настоящее время мы имеем инверсионный тип[6], который обусловлен тем, что в прошлом развитие рыночных отношений в Украине дважды искусственно прерывалось (в годы «военного коммунизма» и в период существования административно-командной системы с конца 20-х до конца 80-х годов), в результате чего общество, находясь на индустриальной стадии развития, естественной формой которой являются рыночные отношения, только начинает создавать адекватные себе условия.

Соответственно, существующая у нас инфраструктура является не вполне рыночной, переходной, незрелой, причем как в целом ( с точки зрения полноты и эффективности выполнения своих основных функций), так и в каждой из своих составляющих. В результате как и в становлении рыночной инфраструктуры в целом, так и в развитии ее основных элементов в Украине имеют место особенности, отличающие этот процесс от того, который имел место в свое время в других странах при естественном ходе событий, несмотря на вешнее сходство некоторых тенденций. Учет этих особенностей дает возможность выявить основные факторы становления и развития рыночной инфраструктуры и определить следующие главные направления развития каждой из ее составляющих:

— реструктуризацию государственной собственности, разгосударствление, преодоление государственного монополизма и создание конкурентной среды, благоприятствующей формированию оптимальной сети инфраструктурных институтов. Именно приватизация положила начало широкому развитию многих чисто рыночных институтов;

— приведение нормативной базы в соответствие с развитием институциональной составляющей рыночной инфраструктуры;

— растущую степень включенности украинской экономики и общества в целом в мировые информационные системы с одновременным принятием соответствующих мер безопасности и соблюдения национальных интересов;

— повышение роли ментальной составляющей в эффективном функционировании и развитии рыночной инфраструктуры.

Говоря о динамике развития институциональной составляющей рыночной инфраструктуры в Украине, можно выделить несколько явно обозначившихся процессов. Во-первых, ряд институтов рыночной инфраструктуры формируется впервые, в прошлом они никогда не существовали. Это относится, в первую очередь, к таким институтам фондового рынка, как финансовые посредники. Если в развитых странах они изначально ориентировались на обслуживание потребностей частного сектора в процессе естественного становления и развития фондового рынка, то особенность Украины состоит в их ориентации на обслуживание процесса приватизации. Поэтому трудности, проблемы и противоречия приватизации влияют на задержку завершения этапа экстенсивного роста этих структур и мешают им в полной мере приступить к выполнению своих естественных функций – привлечения свободных денежных средств и их инвестирования в экономику. Так, к началу 1997 года Фонд госимущества Украины выдал соответствующие лицензии 334 инвестиционным фондам и компаниям, 378 доверительным обществам и 61 коммерческому банку[7]. Во-вторых, ряд формируемых сейчас институтов возрождается, так как в период существования рыночных отношений в прошлом они в определенной степени развивались. Это касается, в частности, биржевых структур. Однако существующие в настоящее время образования под названием «товарная биржа» в подавляющем своем большинстве таковыми не являются. В-третьих, те институты, которые существовали при командно-административной системе, претерпевают серьёзные изменения, приспосабливаясь к выполнению функций, свойственных инфраструктуре рыночного типа. Это относится в первую очередь к банкам. Государство, будучи еще недавно безраздельным хозяином в банковской системе, в новых условиях нередко действует по старым стереотипам. То же самое можно сказать и о страховых компаниях. В период бурного роста страхового бизнеса в 1993-1994г.г. число компаний в Украине перевалило за 700, в то время как Германия, например, обходиться количеством, не превышающим 100.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector