К провалам рынка не относится
Преимущества и недостатки конкурентного рынка. Способы устранения провалов рынка
Как известно, важнейшим элементом рыночного механизма является конкуренция. Конкуренцию называют основной, регулирующей и контролирующей силой рыночной экономики, признаваемой самой эффективной формой организации экономики.
Главным преимуществом конкурентного рынка считается сохранение конкурентоспособности продукции. Кроме того к преимуществам рынка западные экономисты относят:
- эффективное распределение ресурсов;
- гибкость и высокую приспосабливаемость к меняющимся условиям;
- оптимальное использование достижений научно-технического прогресса;
- свободу выбора и действий рыночных субъектов;
- способность удовлетворять различные потребности;
- повышение качества товаров и услуг.
Вместе с тем, как показывает практика, конкурентный рынок имеет не только преимущества, но и обладает рядом недостатков. Речь идет о ситуациях, когда рыночный механизм оказывается несостоятельным и не обеспечивает эффективное распределение ограниченных ресурсов общества.
В экономической теории эти неудачи рынка называют «провалами» («фиаско») рынка. К провалам рынка относят:
- монополизацию экономики (преобладание рынков несовершенной конкуренции), неполные рынки (рынок капиталов, страховой рынок, где частные компании не хотят вкладывать средства в высоко рисковые операции, например, ипотеку, страхование пожилых людей);
- неспособность к сохранению невоспроизводимых ресурсов и охране окружающей среды;
- отсутствие механизмов, учитывающих внешние эффекты (например, металлургическое предприятие осуществляет загрязняющие выбросы в атмосферу, в результате чего болеют люди, гибнут растения);
- отсутствие заинтересованности рынка в производстве общественных благ — общественные блага людям необходимы, но, считая, что эти блага можно получить бесплатно или вовсе обойтись без них, никто не хочет за них платить, вследствие чего отсутствует рыночный спрос на данные блага;
- неравенство в распределении доходов и ресурсов – рыночное распределение доходов и ресурсов не отвечает нравственным законам и является крайне несправедливым и неравномерным;
- не обеспечивает социальную защиту населения, особенно бедных слоев;
- асимметрия информации о товаре (например, частная клиника, где, пользуясь отсутствием информации у клиентов, врачи могут намеренно предлагать им более дорогостоящие и менее эффективные методы лечения в надежде максимизировать свою прибыль);
- нестабильность макроэкономического развития — колебания экономической активности (экономические циклы) и др.
Устранение перечисленных недостатков (провалов рынка) в современных условиях берет на себя государство. Государственное регулирование экономики в условиях рынка представляет собой обширную систему типовых мер правового, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными предприятиями, учреждениями и организациями в целях достижения социально-экономической стабильности.
При этом вмешательство государства в экономику не должно быть чрезмерным. Чтобы не подавить рыночные механизмы функционирования экономической системы, не лишить ее гибкости и адаптивности, не снизить экономической эффективности, государству следует сосредоточить свои усилия только там, где рынок обнаруживает свою несостоятельность.
Подобное воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов в условиях рынка будет ведущим и его можно отнести к главным принципам современной рыночной экономики.
Провалы рынка
«Провалы» рынка
- Положительные внешние эффекты проявляются в перепроизводстве товаров (услуг).
- Отрицательные внешние эффекты сопровождаются недопроизводством товаров и услуг.
- Государство принимает меры против вредных для окружающей среды побочных результатов производства, используя налоговое законодательство.
- Правительство вынуждено создавать фирмы, производящие общественные услуги (например, пожарные службы), потому что никто не соглашается оплачивать стоимость общественных услуг.
- В качестве способа корректировки внешних (побочных) эффектов можно использовать налоги, субсидии и более точное определение прав собственности.
- Внешние эффекты – это заложенные в цену рыночной сделки затраты или выгоды третьих лиц.
- Бесплатное здравоохранение является чистым общественным благом.
- Частные блага отличаются от общественных тем, что потребляются совместно.
- Отрицательный внешний эффект имеет место, когда вы очищаете водоем в вашем дачном поселке.
- К общественным товарам относится товар, в котором общество испытывает наиболее острую потребность.
11. В командной экономике не возникает проблемы внешних эффектов.
Тест (с выбором единственно правильного ответа)
1. Общественные товары отличаются от частных тем, что общественные товары:
А) могут быть произведены только государством
Б) могут потребляться всеми, включая тех, кто не платит
В) могут находиться только в индивидуальном пользовании
Г) продаются по более низким ценам
2. Побочные эффекты называют «эффектами третьих лиц». А кто в данном случае является «первым» и «вторым» лицами?
А) Производитель и продавец В) Покупатель и потребитель
Б) Частная фирма и орган власти Г) Продавец и покупатель
3. Что из перечисленного НЕ будет отнесено к общественным товарам и услугам?
А) Освещение квартир Б) Освещение улиц В) Охрана правопорядка Г) Служба спасения
4. К примерам отрицательного внешнего эффекта можно отнести …
А) разбитую посуду в ресторане
Б) отключение горячей воды в жилых домах в период проверки тепловых сетей
В) повреждение телефонного кабеля, обеспечивающего связь жителей микрорайона А, при прокладке кабеля для жителей микрорайона В
Г) сломанные кресла в кинотеатре
5. Что из перечисленного является общественным благом?
А) хлеб Б) бензин В) уличный фонарь Г) электричка «Дмитров- Москва»
6. Сирены, установленные вокруг города для предупреждения о приближающемся торнадо, — это пример: А) частного блага В) общественного блага
Б) внешних затрат Г) правительственной защиты прав собственности
7. Безбилетный проезд в трамвае Васи Наглецова является примером:
А) проблемы положительного внешнего эффекта;
Б) проблемы отрицательного внешнего эффекта;
В) проблемы производства общественных благ;
Г) неэластичности спроса на транспортные услуги;
Д) все перечисленное неверно.
8. К чистым общественным благам можно отнести:
А) аттракцион в парке; В) салют в День Победы;
В) общественный транспорт; Г) музей Эрмитаж.
9. Положительный внешний эффект имеет место, когда:
А) в цене товара не отражены все выгоды общества от производства данного товара
Б) в цене товара не отражены все затраты общества от производства данного товара
В) в цене товара отражены все выгоды и все затраты общества от производства данного товара
Г) все ответы верны
10. К внешним эффектам строительства целлюлозно-бумажного комбината на берегу озера Байкал НЕ относится:
А) уменьшение доходов от туризма
Б) увеличение производства бумаги в России
В) изменение панорамы озера
Г) уменьшение доходов рыболовецких хозяйств на Байкале
11.Общественные блага – это:
А) товары (услуги), от преимущества пользования которыми никто не может быть устранен
Б) товары (услуги), за которые частные лица платят добровольно
В) товары (услуги), всегда ассоциируемые с внешними затратами
Г) товары (услуги), представляемые частным сектором для блага каждого отдельного лица
12. Общественные блага отличаются от частных тем, что:
А) делимы и находятся в индивидуальном пользовании
Б) делимы и находятся в общественном пользовании
В) неделимы и находятся в индивидуальном пользовании
Г) неделимы и находятся в общественном пользовании
13.Образование – это: А) пример общественного блага
Б) пример частного блага
В) пример свободного блага
Г) услуга, которая должна финансироваться как государством, так и
14. Что из перечисленного создает положительные внешние эффекты:
А) вакцинация работников предприятия от свиного гриппа
Б) низкие цены на продукты питания
В) оказание социальной помощи малоимущим
Г) увеличение прибыли фирмы, производящей детские коляски
Д) падение реальных доходов населения вследствие роста цен
15. Общественные товары – это товары…
А) созданные обществом в течение определенного периода времени
Б) созданные в течение всей истории существования общества
В) которые могут потреблять одни потребители, даже,если эти товары одновременно потребляют другие люди
Г) необходимые для экономического процветания общества
1) нет 2) нет 3) да 4)да 5) да 6) нет 7) нет 8) нет 9) нет 10) нет 11) нет
1) Б 2) Г 3) А 4) В 5) В 6) В 7) Д 8) В 9) А 10) Б 11)А 12) Г 13) Г 14)А 15)В
К провалам рынка можно отнести ограниченность конкуренции, внешние эффекты и неполноту информации.
Когда происходят провалы рынка, это означает, что для системы не характерна эффективность по Парето (англ. Pareto Efficient). В свою очередь эффективность по Парето относится к ситуации, в которой любое улучшение в одной области нанесло бы соответствующий ущерб в другой области. Например, если производитель мебели снизит цену на свою продукцию, что принесет выгоду потребителям, он потеряет часть прибыли, то есть получит ущерб, равный выгоде потребителей. С другой стороны, производитель мебели может снизить закупочные цены на сырье, чтобы снизить затраты и компенсировать ущерб, однако, это приведет к ущербу для поставщиков сырья. То есть, когда система достигает эффективности по Парето, это означает, что она работает на оптимальном уровне, сохраняя баланс всех ее элементов.
Существует множество факторов, которые могут способствовать возникновению провалов рынка. Одной из наиболее распространенных причин являются монополии, поскольку на таком рынке отсутствует конкуренция для определенных товаров или услуг. Внешние воздействия также могут стать проблемой, которая способствует фиаско рынка, поскольку конечная стоимость товаров и услуг может не учесть влияние таких внешних факторов, как заработная плата или влияние на окружающую среду. Некоторые общественные блага также рассматриваются как одна из форм провалов рынка.
Социальное неравенство в обществе может также привести к фиаско рынка, как и множество других факторов. Во всех случаях провалы рынка характеризуется тем, что существует лучший и более эффективный способ распределения ресурсов, но он не используется. Общественные блага часто используются в качестве примера фиаско рынка. Например, люди могут утверждать, что частные фирмы, занимающиеся пожаротушением, могли бы быть более эффективными, чем аналогичные государственные службы, финансируемые из государственного бюджета.
Государство может оказывать различные вмешательства, чтобы решить проблему фиаско рынка, например, путем изменения законодательства, денежно-кредитной политики, минимальной заработной платы и налогообложение. Одна из проблем, связанная с вмешательством правительства, заключается в том, что оно может усугубить ситуацию с провалами рынка, будучи не в состоянии выделить и распределить ресурсы эффективно. Выбор момента, когда и как следует осуществить вмешательство, является трудным решением, которое может быть осложнено политическими проблемами и социальными вопросами, влияющих на людей и учреждения, участвующих в принятии решений.
7. «Провалы (фиаско) государства».
Провалы государства — это неспособность обеспечить эффективное распределение ресурсов и доходов в соответствии с принятыми в данном обществе представлениями о справедливости.
Концепция провалов государства менее развита, чем теория провалов рынка. Однако специалисты выделяют четыре группы факторов, негативно сказывающихся на подготовке, принятии и реализации решений, основанных на общественном выборе.
К первой группе факторов относится ограниченность доступной информации. Данная проблема аналогична проблеме асимметрии информации, возникающей в условиях рынка. Участие государства не всегда может обеспечить решение этой проблемы.
Ко второй группе факторов можно отнести неспособность государства полностью контролировать деятельность контрагентов, поскольку общественный сектор — это только один из экономических субъектов рынка.
Действия государства входят в сложную структуру взаимодействий между другими субъектами экономики, поэтому конечные результаты действий, которые предпринимает государство, зависят от многих факторов.
Действие третьей группы факторов обусловлено несовершен-9твами политического процесса, к числу которых можно отнести: рациональное поведение избирателей, принятие произвольных и манипулируемых решений, влияние групп специальных интересов и погоня за рентой. Вследствие этого политика государства не всегда способна обеспечить меру эффективности и справедливости, которая могла бы быть достигнута при принятии решений, соответствующих их основе — доступной информации и фактическому влиянию на рыночные процессы.
Четвертая группа факторов обусловлена ограниченностью контроля над государственным аппаратом. Это оказывает существенное влияние на эффективность функционирования общественного сектора и при определенных обстоятельствах ведет к неэффективному использованию ресурсов.
Для реальной экономики характерны ситуации, когда одновременно имеют место как провалы рынка, так и провалы государства, причем ослабить влияние одних зачастую удается лишь за счет усиления влияния других факторов. Принимая политическое решение, следует сопоставлять различные варианты экономических последствий. Это позволит определить оптимальную форму и меру общественного (государственного) вмешательства. Так, повышение эффективного общественного сектора, по мнению специалистов, может быть достигнуто за счет применения контрактно-договорных отношений и развития квазирынков.
Поэтому в последние десятилетия в мировой практике предоставления государством социальных услуг населению находят широкое распространение контрактно-договорные отношения между государством и негосударственными некоммерческими организациями. Это объясняется тем, что виды благ, которые традиционно было принято определять как общественные, обладают свойствами и чертами частных благ и, следовательно, могут предоставляться целиком или частично (сверх определенного обществом минимального социального стандарта) на платной основе. Природе таких общественных благ соответствует особая структура институционального механизма, предполагающая возможность отделения функций их производства и потребления от функций их оплаты. В случае когда происходит выбор между бюджетными организациями, ситуацию можно охарактеризовать как внутреннюю конкуренцию и квазирыночные отношения, а если организация не бюджетная, то это уже будут нормальные рыночные отношения в рамках взаимодействия между общественным и частным секторами. Применение на практике различных институтов, которые обеспечивают взаимодействие между общественным и частным секторами в решении соответствующих задач, будет эффективным только в том случае, если оно не сопровождается ростом трансакционных издержек.