Business-insider.ru

Про деньги в эпоху кризиса
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Инструменты регулирования международного рынка услуг

Государственное регулирование международной торговли услугами

Система протекционистских мероприятий в сфере международной торговли услугами обычно намного более сложна: загроможденная многочисленностью ограничений, которая тянет за собой значительный рост злоупотреблений.

Сложность и многочисленность инструментов государственного регулирования международной торговли услугами объясняется тем, что торговля услугами, как правило, сопровождает или торговлю товарами или движение капитала.

Никакое внешнеторговое соглашение из покупки-продажи товаров не может быть осуществлено без международной покупки-продажи услуг, прежде всего транспортных, финансовых, страховых (в частности транспорт­но-экспедиторские операции, обслуживание судов в иностранных пор­тах, осуществление международных расчетов, международное кредитование и тому подобное). Кроме того, традиционные внешнеторговые операции не могут осуществляться без международного обмена услугами в сфере связи, деловых поездок, рекламы, юридических услуг, консалтинга, налогообложения, аудита и других видов услуг.

Таким образом, эта сфера международных экономических отношений ре­гулируется инструментами внешнеторговой политики, которые используются в сфере международной торговли товарами и междуна­родного движения капитала.

Инструменты торговой полити­ки в сфере торговли услугами можно разделить их на две группы.

1. Мероприятия регулирования доступа на рынок — включают инстру­менты торговой политики, которые ограничивают или запрещают иностранным фирмам — производителям услуг оперировать на местном рынке. К этим мероприятиям, которые в основном приобретают форму количественных ограничений, принадлежат:

а) ограничение на торговлю услугами. Например, требование о том, чтобы все импортные грузы страховались лишь местными страховыми компаниями;

б) введение количественных квот на импорт иностранных услуг. Например, установление количества иностранных фильмов, которые могут быть закуплены и показанные на национальных каналах телевидения на протяжении определенного периода времени;

в) ограничение на создание на внутреннем рынке филиалов иностранных компаний, которые предоставляют услуги. Например, запрещение на за­конодательном уровне создание филиалов банков, страховых, туристических иностранных компаний или установления перечня услуг, какие они могут предоставлять местным покупателям;

г) ограничение на передвижение производителей услуг в форме государственного лицензирования импорта рабочей силы. Например, обязательное лицензирование и тестирование во многих странах иностранных врачей, ветеринаров и юристов до того, как они получат разрешение заниматься врачебной, ветеринарськой и юридической практикой соответственно;

д) ограничение на передвижение потребителей услуг. Например, лимитация количества въездных виз, которые могут выдаваться в течение ограниченного времени.

2. Мероприятия исключения из национального режима — включают инструменты внутренней экономической политики, которые дискриминируют на внутреннем рынке иностранных производителей услуг сравнительно с местными. К этим мероприятиям относят:

а) предоставление ценовых преимуществ местным производителям. Например, прямые ценовые субсидии из государственного бюджета местным производителям услуг — страховым, туристическим и другим компаниям;

б) создание местным производителям более благоприятных условий, чем иностранным. Например, иностранные авиаперевозчики могут не получить доступ к национальной системе резервирования авиабилетов или к лучшим аэропортам страны.

С начала 80-х годов постоянно появляется вопрос о необходимости либерализации международной торговли услугами. Усилия по либеризации торговли услугами осуществляются на уровне международных организаций, в рамках отдельных отраслей на двустороннем уровне.

На Уругвайском раунде (1986—1994 гг., в м. Пунта-дель-Есте, Уругвай) в рамках ГАТТ/ВТО начались переговоры из либерализации торговли услугами. Значение достижения соглашения по этой проблеме определялось тем, что в среднем на услуги приходилось не менее 20 % стоимости мировой торговли (в 1992 г.). Например, торговля по­слугами в США составляла 118 млрд ЭКЮ, в странах ЕС — 70 млрд, в Японии — 29 млрд. Брались к вниманию такие услуги, как связь, программное обеспечение, ремонт и обслуживание ЭВМ, лизинг, юри­дичне, сбытовое и финансовое обслуживание.

На переговорах среди ПРС не было единства: отдельные государства старались защищать те сферы, где их позиции были особенно сильными. Например, против либерализации транспортных услуг, за которую выступали много стран ЕС, были СЕЛА та Франция, судовладельцы которых находились под надежной защитой национального законодательства. Стремлению США либерализовать рынок кинопродукции, используя могущество и влияние Голивуда, противостояла Франция, которая защищала специфику национального кинорынка.

Не все вопросы были решены и внутри самих ПРС. Например, в сфере финансов, банковского дела, страхования продвижение вперед тормозилось децентрализацией в США законов относительно отдельных видов услуг в отдельных штатах.

Однако, во время переговоров по услугам США и Японии, которые выступали за максимальную либерализацию этой сферы, противостояли СРК, которые видели угрозу своим интересам со стороны мощных конкурентов.

В рамках ЕС постепенно устранялись ограничения свободы предоставления услуг через границы. Совет Министров ЕС выдал директиву о сво­боду предоставлении услуг агентами туристических бюро, организаторами туристических поездок, авиаброкерами, экспедиторами, судовыми бро­керами, агентами из авиаперевозок, парикмахерами. Это вопрос легко был развязан относительно медицинской и тех профессий, в которых дипломы и другие свидетельства о квалификации означают одинаковую компетенцию для владельцев одной и той же профессии. Но нужно было 17 лет, чтобы разработать директиву о свободном перемещении ветеринаров.

Разрешение на юридическую практику все еще регулируют правила юри­дической профессии, которые действуют в каждой из стран ЕС. Но несколько решений Европейского суда подтвердило право претендента на профессию юриста на свободу от дискриминации по признаку национальности местожительством или сохранением за собой права на юридическую практику в своей стране.

В рамках отдельных отраслей развязываются вопросы из лібералі­зації торговли услугами, какие свойственные этим отраслям (например, туризм в рамках ВОТ).

И, наконец, либерализация торговли услугами может осуществляться и на двустороннем уровне между отдельными странами.

На рис. изображена совокупность инструментов протекционизма и уровни либерализации международной торговли услугами.

Рис. . Инструменты протекционизма и уровни либерализации международной торговли услугами

К настоящему времени действующая система регулирования функционирует на нескольких уровнях, для каждого из которых характерно наличие нескольких специфических организаций.

Специализированные межправительственные организации как, например, ИКАО — Организация международной гражданской авиации, ВТО — Всемирная туристическая организация, ИМО — Международная морская организация специализируются на регулировании услуг в рамках отдельных отраслей.

Если, например, в рамках ИКАО осуществляется унификация правил полетов и эксплуатации воздушного транспорта, аэродромов, аэронавигационных средств, то Всемирная туристическая организация определяет нормы и стандарты содержания гостиниц, ресторанов и т. д.

Довольно распространенными особенно в середине восьмидесятых годов были двусторонние договоры. Так, например, заключенное в середине восьмидесятых годов американо-канадское соглашение о свободной торговле уделило большое внимание регулированию инвестиций в сфере услуг. Отдельные соглашения были заключены в сфере туризма, услуг, коммуникаций, ЭВМ. Близким по содержанию оказалось соглашение США с Израилем.

На региональном уровне регулирование рынка услуг, как правило, осуществляется в рамках интеграционных региональных соглашений. В ЕС, например, сняты ограничения на взаимную торговлю товарами и услугами.

В глобальном плане регулированием торговли услугами до недавнего времени занималось Генеральное соглашение по тарифам и торговле, созданное первоначально для регулирования мировой внешней торговли. Однако во второй половине восьмидесятых годов сфера деятельности этой организации была расширена по инициативе США, являющегося крупнейшим поставщиком услуг на мировой рынок; с 70-х годов вопросы торговли услугами стали официальным предметом переговоров в рамках ГАТТ.

Основная идея США заключалась в том, чтобы в регулировании услуг использовать те же правила, которые выработаны по отношению к товарам: недискриминация, национальный режим, транспарентность (гласность и единство прочтения законов), неприменение национальных законов в ущерб иностранным производителям.

Читать еще:  Виды рынка жилья

На пути осуществления этой программы, однако, стоят серьезные проблемы, связанные прежде всего с тем, что поскольку потребление услуги и ее производство осуществляются практически одновременно, то регулирование условий производства услуг означает регулирование условий инвес­тирования.

В области инвестирования ГАТТ использует национальный режим по отношению к иностранным фирмам, т. е. предоставляет им те же права, что и национальным производителям.

На практике это означает, что США, проводя дерегулирование своего рынка услуг, обязаны не предъявлять аналогичных требований к своим партнерам, которые сохраняют льготный режим для собственных национальных (как правило государственных) фирм.

Такое положение, например, сложилось в канадско-американских отношениях в области транспорта. Проведя в начале восьмидесятых годов дерегулирование в области транспорта, США столкнулись с такой ситуацией, когда американские компании оказались вынужденными конкурировать с иностранными на своем рынке, практически не имея выхода на канадский, где существовала государственная монополия.

Развивающиеся страны, со своей стороны, стремятся сохранить за собой право контролировать деятельность иностранных фирм и прежде всего филиалов ТНК, т. е. ориентируются на режим наибольшего благоприятствования.

На открывшемся в 1986 году совещании в Пунта дель Эсте (Уругвай) была достигнута договоренность о создании специальной группы и начале обсуждения вопроса торговли услугами на глобальном уровне. Переговоры об услугах были вынесены за официальные рамки ГАТТ и начали проводиться параллельно с обсуждением вопроса о торговле товарами. Результатом длительных переговоров явилось принятие специального соглашения, получившего наименование ГАТС (Генеральное соглашение по торговле услугами) и состоявшего из трех частей. Оно включало, во-первых, рамочное соглашение, определяющее общие принципы и правила регулирования торговли услугами, специальные соглашения, приемлемые для отдельных сервисных отраслей, а также список обязательств национальных правительств по ликвидации ограничений в сервисных отраслях.

Результатом переговоров в рамках Уругвайского Раунда было достижение соглашения о либерализации торговли услугами. Регулированию подверглись услуги в области телекоммуникаций, финансов и транспорта. По настоянию Европы и прежде всего Франции, беспокоившейся за сохра­нение самобытности своей национальной культуры, из сферы действия соглашения были исключены вопросы экспортной продажи кинофильмов и телепрограмм.

С 1 января 1995 года Соглашение о регулировании торговли услугами вошло в качестве неотъемлемой и составной части в пакет документов о создании Всемирной торговой организации.

ТЕМА 6. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ

Основные понятия:

меры регулирования доступа на рынок; национальный режим; изъятия из национального режима.

Регулирование доступа на рынок

Инструменты торговой политики, используемые для ограничения торговли услугами, в большинстве своем те же, что и в торговле товарами. Сходство основано на том, что торговля большинством услуг сопровождает торговлю товарами и, следовательно, подпадает под ограничения, накладываемые на торговлю товарами. Различия проистекают из-за того, что торговля некоторыми услугами связана не с движением товаров, а с движением капиталов, способы регулирования которого несколько иные, чем регулирование торговли товарами. Однако, как и в случае ограничения импорта товаров, внутренняя субсидия национальным производителям, вводимая импортирующей страной, считается более предпочтительным методом ограничения импорта услуг, чем импортный тариф. А импортный тариф как средство ограничения импорта услуг по своему воздействию на национальную экономику лучше или равен импортной квоте в том случае, когда лицензии на получение импортной квоты продаются на аукционе.

Меры регулирования доступа на рынок(market-access measures) – инструменты торговой политики, ограничивающие или запрещающие иностранным фирмам–произво-
дителям услуг оперировать на местном рынке
.

Меры регулирования доступа на рынок приобретают в большинстве случаев форму количественных ограничений и включают:

· Ограничения на торговлю услугами. Например, законодательное требование о том, что все импортные грузы должны страховаться только местными страховыми компаниями. Оно автоматически устраняет иностранных конкурентов с внут-
реннего рынка страховых услуг для импортирующих компаний. Отсутствие конкуренции, в свою очередь, ведет к завышению цен, которое перекладывается на экспортеров и, в конечном счете, на потребителей импортных товаров. Перевозка экспортных грузов и в особенности каботажное плавание между портами одного и того же государства во многих странах законодательно закреплены за национальными транспортными компаниями.

· Введение количественных квот на импорт иностранных услуг. Примером может служить обязательное количество эфирного времени, которое отдается национальным радиостанциям, что является прямой дискриминацией против иностранных радиостанций. Или ограничение на количество иностранных фильмов, которые могут быть закуплены или показаны по национальным телевизионным каналам в течение определенного периода времени.

· Ограничения на создание на внутреннем рынке филиалов иностранных компаний, предоставляющих услуги. Например, во многих странах законодательство запрещает создание филиалов банков, страховых, туристических и иных иностранных компаний. Иногда создавать иностранные филиалы не запрещено, но перечень услуг, которые они могут предоставлять местным покупателям, законодательно сильно ограничен. Такое законодательство используется, когда необходимо защитить неокрепших местных производителей соответствующих услуг. Хотя из общей теории международной торговли известно, что наиболее предпочтительными формами защиты в этом случае являются внутреннее субсидирование местных и обложение налогом иностранных производителей услуг.

· Ограничения на передвижение производителей услуг. Обычно принимают форму государственного лицензирования импорта рабочей силы, которое сопряжено для местного импортера как с прохождением бюрократических процедур, так и с оплатой получения соответствующей лицензии. Примером могут служить обязательное лицензирование и даже тестирование во многих странах иностранных врачей до того, как они получают разрешение заняться лечебной практикой. И в этом случае какая-либо форма местной субсидии или, по крайней мере, тарифа на импорт является предпочтительной по сравнению с квотой на въезд.

· Ограничения на передвижение потребителей услуг. Приобретают, например, форму лимитирования количества туристических виз, которые могут выдаваться нерезидентам в течение определенного периода времени.

Ограничения на использование национального режима

Как упоминалось выше, национальный режим – режим экономических отношений между государствами, при котором одно государство предоставляет иностранным физическим и юридическим лицам режим не менее благоприятный, чем режим для своих юридических и физических лиц. Чаще всего национальный режим используется в отношениях между странами–членами интеграционных группировок и применительно к вывозу капитала. В целях регулирования международной торговли услугами некоторые страны прибегают к вводу ограничений на использование этого режима нерезидентами.

Изъятия из национального режима(national treatment exception) – инструменты внутренней экономической политики, дискриминирующие на внутреннем рынке иностранных производителей услуг по сравнению с местными.

Предоставление ценовых преимуществ местным производителям. Например, во многих странах правительства предоставляют прямые ценовые субсидии из бюджета местным производителям услуг – туристическим, транспортным, страховым и иным компаниям.

Предоставление иностранным производителям менее благоприятных условий, чем местным. Например, иностранные авиаперевозчики могут не получить доступа к национальной системе резервирования авиабилетов и лучшим аэропортам страны. Размеры обязательного резервирования или налогов на операции иностранных банков могут быть выше, чем для местных.

Усилия по либерализации международной торговли услугами предпринимаются как на уровне ГАТТ/ВТО, где рассматриваются проблемы регулирования торговли услугами в целом, в рамках отдельных отраслей (гражданская авиация в рамках ИКАО), не решаются вопросы торговли услугами, свойственные для данной отрасли, так и на двустороннем уровне между отдельными странами. Либерализация торговли услугами должна развиваться параллельно либерализации торговли товарами. Свидетельством этого является, например, то, что плохая транспортная инфраструктура и международная связь всегда называются в числе причин, осложняющих международную торговлю товарами. Но в любом случае либерализация торговли услугами основывается на общей макроэкономической стабилизации, проводимой в стране

Читать еще:  Возможности расширения рынка

Итак, инструменты торговой политики, применяемые в области торговли услугами, могут быть разделены на меры регулирования доступа на рынок, ограничивающие или запрещающие иностранным фирмам–производителям услуг оперировать на местном рынке (ограничения на торговлю услугами и передвижение их производителей и потребителей, количественные квоты), и изъятия из национального режима, дискриминирующие на внутреннем рынке иностранных производителей услуг по сравнению с местными (ценовое стимулирование местных производителей и дискриминация иностранных). Усилия по либерализации международной торговли услугами предпринимаются на уровне международных организаций, в рамках отдельных отраслей и на двустороннем уровне между отдельными странами.

Резюме по темам 5-6

1. Услуги представляют собой изменение в положении институциональной единицы, которое произошло в результате действий и на основе взаимного соглашения с другой институциональной единицей. В отличие от товаров, производство услуг зачастую объединено с их экспортом в рамках одного контракта и требует непосредственной встречи их продавца и покупателя. При этом либо продавец приезжает к покупателю, либо покупатель к продавцу, либо они движутся навстречу друг другу. Все большее число видов услуг становится торгуемым товаром и регистрируется в счете текущих операций платежного баланса любой страны. Факторные услуги связаны с движением факторов производства. Международная торговля нефакторными услугами включает международный транспорт, международные путешествия и ряд других видов услуг.

2. Международный транспорт включает услуги всех видов транспорта, оказываемые резидентами одной страны резидентам другой страны. Транспортные издержки включают все затраты по доставке товара от продавца к покупателю. Они приводят к снижению объемов торговли, уровня специализации стран и размеров выигрыша от торговли; препятствуют полному выравниванию стоимости факторов производства между торгующими странами; обусловливают сдвиги в территориальном разделении труда – выделяются отрасли, ориентированные на ресурсы, на рынок, и свободно ориентированные отрасли. Распределение транспортных издержек между торгующими странами зависит от эластичности спроса и предложения товара по ценам.

3. Специфика поездок как формы международной торговли услугами заключается в том, что потребитель услуг перемещается за рубеж к их производителю, где, будучи нерезидентом, приобретает товары и услуги. Тем самым международные поездки с точки зрения международной экономики представляют собой не столько вид услуги, сколько набор услуг, приобретаемый путешественниками (резидентами за границей и нерезидентами внутри данной страны) за рубежом, если они находятся там менее года.

4. Инструменты торговой политики, применяемые в области торговли услугами, могут быть разделены на меры регулирования доступа на рынок, ограничивающие или запрещающие иностранным фирмам–производителям услуг оперировать на местном рынке (ограничения на торговлю услугами и передвижение их производителей и потребителей, количественные квоты), и изъятия из национального режима, дискриминирующие на внутреннем рынке иностранных производителей услуг по сравнению с местными (ценовое стимулирование местных производителей и дискриминация иностранных). Усилия по либерализации международной торговли услугами предпринимаются на уровне международных организаций, в рамках отдельных отраслей и на двустороннем уровне между отдельными странами.

Контрольные вопросы по темам 5-6

1. Что такое услуги и в чем их отличие от товаров?

2. Какие виды услуг выделяются в статистике платежного баланса?

3. В чем различие факторных и нефакторных услуг?

4. Определите понятие международных транспортных услуг и дайте их классификацию.

5. Что включается в транспортные издержки, и как они влияют на международную торговлю?

6. Как транспортные издержки влияют на размещение предприятий?

7. Что такое международные поездки, и какие их виды вам известны?

8. В чем, с точки зрения международной экономики, заключается различие между туристом и экскурсантом?

9. Какие меры государственной политики используются для ограничения доступа иностранных услуг на внутренний рынок импортирующей страны?

10. Какие изъятия из национального режима считаются дискриминацией против иностранных услуг?

ТЕМА 7.ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ[6]

Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; Нарушение авторского права страницы

Инструменты регулирования международной торговли услугами

ü субсидирования, льготного кредитования и налогообложения (например, морского и авиационного транспорта)

ü дотирования потребителей услуг (например, жилищные кредиты, медицинское страхование, кредиты на образование)

ü дотирования производителей услуг (поддержка образования и здравоохранения)

  1. Ограничение иностранных инвестиций в сферу услуг (например, в сферу страховых, банковских, телекоммуникационных, рекламных, транспортных, телерадиовещательных услуг)
  2. Сохранение государственной монополии на некоторые виды услуг
  3. Меры, установленные в рамках иммиграционной политики (ограничения по гражданству директоров иностранных фирм, по найму иностранных граждан производителями услуг и др.)
  4. Дифференцированное налогообложение производителей услуг, дающее преимущества национальным производителям
  5. Лицензирование деятельности по оказанию отдельных видов услуг
  6. Установление определенных пределов или квот для деятельности иностранных компаний на внутреннем рынке услуг (например, разрешение иностранным юристам давать консультации только по национальному праву, ограничения на круг клиентов иностранных юристов, квоты на показ иностранных телепрограмм и видеофильмов)
  7. Валютные ограничения (для иностранных банков, страховых компаний)
  8. Установление максимальных и минимальных тарифов на услуги (транспорта, связи, страхования)

Международное регулирование торговли услугами

Международный уровень

Комиссия ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД)

Всемирная торговая организация (ВТО)

Организация международной гражданской авиации (ИКАО)

Международная морская организация (ИМО)

Всемирная туристическая организация (ВТО )

Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА)

Региональный уровень

либерализация взаимной торговли услугами в интеграционных объединениях стран

степень либерализации остается на уровне ГАТС или ниже:

Ø список услуг, подлежащих либерализации, даже уже, чем в ГАТС (Группа трех)

Ø цель либерализации услуг поставлена, но еще не достигнута (МЕРКОСУР, АСЕАН)

Ø сфера услуг вообще не подлежит либерализации (большинство объединений)

Ø Исключения составляют ЕС и НАФТА

Двусторонний уровень

двусторонние соглашения по введению РНБ в сфере торговли туристическими, коммуникационными, компьютерными услугами

Структура Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС)

I Основное Соглашение, в котором изложены:

обязательства стран-участниц;

определения торговли и поставки услуг;

принципы использования НР и РНБ в торговле услугами и др.

II Приложения о специальном статусе отдельных видов услуг:

по изъятиям из обязательств (на 10 лет);

по перемещению физических лиц, поставляющих услуги;

по авиатранспортным услугам;

по финансовым услугам;

по услугам морского транспорта;

по телекоммуникационным услугам.

III Перечни обязательств конкретных стран, списки первоначальных взаимных уступок по доступу на рынки услуг

Содержание

Генерального соглашения по торговле услугами

(ГАТС)

определяются основы многостороннего режима торговли услугами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере;

устанавливает РНБ и НР для экспорта и импорт услуг, независимо от способа их поставки;

вводятся исключения из РНБ:

временные исключения в течение 10 лет,

общие и защитные исключения,

исключения по соображениям безопасности.

предусматривается возможность переговоров по введению субсидий в торговле услугами, препятствующих торговле

предполагается постепенный отказ от таких мер, как:

ограничение количества организаций, предоставляющих услуги,

ограничение общей стоимости сделок в сфере услуг,

ограничение общего количества операций и занятых в сфере услуг,

ограничение видов юридических субъектов или совместных предприятий, через которые предоставляются услуги,

ограничение на долю иностранного капитала.

ПРС обязались открыть 53,8%, а РС – 17,2% (АТР – 26%) секторов.

Читать еще:  Равновесие на монополистическом рынке

МИРОВОЙ РЫНОК ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ. ТЕОРИИ ПЕРЕДАЧИ ТЕХНОЛОГИЙ. МИРОВОЙ РЫНОК ТЕХНОЛОГИЙ: СТРУКТУРА, ОСОБЕННОСТИ, СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ.

Регулирование рынка услуг

За последние десятилетия объем мирового рынка услуг воз­рос в шесть раз и составил 600 млрд долл. Доля услуг в миро­вом товарообороте достигла 19%. Если же суммировать доходы от инвестиций и заработную плату, то данный показатель воз­растет до 33%, при этом экспорт услуг возрос на 18,7%. Такой рост связан с наличием определенных факторов, и прежде всего с революционными технологическими изменениями, при­ведшими к появлению новых видов услуг и расширению спроса на уже имеющиеся; повышением темпов технологических программ в области телекоммуникаций и информации, что также привело к появлению новых видов услуг, например, к развитию рынка мобильных систем связи; увеличением спроса на те виды услуг, которые имели товарную форму (финан­совые услуги, страхование, банковские услуги).

Рост международной торговли услугами, превращение их в составной элемент внутрипроизводственной деятельности ТНК поставили вопрос о необходимости регулирования мирового рынка услуг. Первые шаги в этом направлении были сделаны еще в 70—80-е гг., когда регулирование экономики перешагну­ло национальные границы и охватило сферу не только между­народной торговли, но и сферу услуг. В эти годы государство жестко регулировало международный рынок услуг. Проводя политику протекционизма, защищая молодой сектор услуг, оно ввело определенные ограничения, барьеры, различные формы таможенного контроля, контроль за ценами, стандарты и полу­чение лицензий. ОЭСР приняла общие и специальные ограни­чения; правила «истеблишмента», определяющие порядок со­здания и функционирования иностранной фирмы на террито­рии государства, и законы, регулирующие данный порядок; режим заключаемых сделок, обязательств по использованию местных ресурсов, правила дифференцированного отношения к отечественным и иностранным фирмам.

Такое регулирование рассматривалось как приоритетное на­правление национальной политики, были введены ограничения движения рабочей силы и капитала в целях борьбы с инфляци­ей, запрещено использование информации, обработанной за рубежом. Кроме того, были приняты ограничения, связанные с прямыми иностранными инвестициями, установлены правила, запрещающие предоставление услуг иностранными фирмами, например, они не могли проводить прямое личное страхование граждан; был регламентирован порядок использования ино­странной фирмой рабочей силы и услуг отечественных фирм. Целью данной политики была прежде всего защита интересов потребителя, преодоление отсутствия необходимой информа­ции о мировом рынке услуг, что ограничивало возможности потребительского выбора. Политика регулирования рынка услуг являлась частью государственной ценовой и антиинфляцион­ной политики.

Впоследствии регулирование отошло на второй план не только внутри стран, но и в международном масштабе, начался период либерализации торговли услугами.

Основная идея либерализации заключалась в возможности использования тех же правил, что и для внешней торговли то­варами: недискриминация, национальный режим, транспарентность (гласность и единство прочтения законов), неприменение национальных законов в ущерб иностранного производителя. Кроме того, эту идею диктовала необходимость установить специальные правила организации мирового рынка услуг — правила доступа на мировой рынок услуг, тип защитных мер, порядок защиты интеллектуальной собственности. Однако и в таком регулировании были свои проблемы — регулирование услуг связано с регулированием условий инвестиций, что ос­ложняло поставленные задачи.

В основу международного механизма регулирования услуг были положены следующие принципы:

• Рыночной конкуренции. Обеспечение равных конку­рентных возможностей для всех стран, свободное вхождение в рынок, снятие существенных ограничений и барьеров в виде тарифов, пошлин, налогов, демпинга.

• Режима наибольшего благоприятствования, позволяю­щего странам беспрепятственно участвовать в мировом рынке услуг, оказание определенной поддержке со стороны государст­ва субъектам рынка, поощрения экспорта и импорта услуг.

• Специфического и дифференцированного отношения к развивающимся странам, что выражалось в снятии ограничений на предоставление современных услуг, особенно техноло­гических, в расширении возможностей этих стран в участии в качестве экспортеров и импортеров на рынках услуг, в оказа­нии отдельным развивающимся странам с наименее развитой экономикой помощи в использовании технологии, приобрете­нии патентов и лицензий, развитии туристических услуг, кон­салтинга и инжиниринга.

Результатом переговоров «уругвайского раунда» было дос­тижение соглашения о либерализации торговли услугами. С 1 января 1995 г. Соглашение о регулировании торговли услуга­ми вошло в качестве неотъемлемой и составляющей части в пакет документов о создании ВТО. Важные договоренности были достигнуты между Российской Федерацией и ЕС (24 мая 1994 г.). После 1995 г. предусматривалось создание с ЕС сво­бодной приграничной зоны. Либерализация торговли услугами приведет к росту доходов всех стран, в частности, России — на 13 млрд долл., стран ЕС — на 7 млрд долл., США — на 2 млрд долл.

Действующая в настоящее время система регулирования функционирует на нескольких уровнях, для каждого из кото­рых характерно наличие ряда специфических организаций.

Существенную роль играют двусторонние соглашения как отраслевые (чаще всего по транспорту и связи), так и торгово-экономические, в которых рассматриваются отдельные аспекты торговли услугами и инвестиции в эту сферу. Но в последние годы их роль снижается, что связано с необходимостью созда­ния эффективного международного механизма, который бы координировал ВТО.

Не меньшее значение имеет и многостороннее регулирова­ние внугриинтеграционного объединения. В ЕС, например, сняты ограничения на взаимную торговлю товарами и услугами.

Важной формой является регулирование торговли услугами в рамках международных организаций. Подготовкой соглаше­ний по этим вопросам занимаются специальные межправитель­ственные организации (ИКАО*, ИМО**, ВТО***), а также между­народные торгово-экспортные организации широкого профиля (ВТО, ЮНКТАД****, ОЭСР). Международной торговлей услугами на данный момент заняты 40 организаций.

* ИКАО — Международная организация гражданской авиации.

** ИМО — Международная морская организация.

*** ВТО — Всемирная туристическая организация.

**** ЮНКТАД — Конференция ООН по торговле и развитию.

Регулирование услуг на международном уровне дополняется регулированием внутри страны. Особенно это касается таких услуг, как технологический обмен. Вплоть до конца 70-х гг. рынки технологий характеризовались очень высокой степенью государственного вмешательства. С помощью косвенных мер регулирования (главным образом фискальных и денежно-кредитных) государство поощряло как распространение, так и использование новых технологий. Особенно наглядно это про­явилось в США, где проводилось льготное налогообложение инновационных фирм, было отменено двойное налогообложе­ние передачи технологий, предоставлялись льготные кредиты.

В 80 гг. государственное воздействие, искажающее «естест­венно» возникающие соответствия между спросом и предложе­нием, было ограничено (прежде всего это коснулось налоговых льгот). Тенденция снижения налогового бремени осталась, но произошло снижение ставок, а не предоставление льгот.

Государственная прямая поддержка стала больше концен­трироваться на предконкурсной стадии, когда проектируется базовая технология, после создания которой компании разраба­тывают свои фирменные модификации. Практически отошла в прошлое и такая модель государственной поддержки, при ко­торой финансирование из бюджета распространяется на все этапы инновационного цикла. В настоящее время поощряется лишь увеличение расходов на НИОКР, что направлено на сти­мулирование распространения нововведений (бесплатный дос­туп к знаниям).

Составной частью государственной инновационной полити­ки 80—90-х гг. стали и специальные программы распростране­ния технологии. В настоящее время государство вновь начало поощрять рынок рискового капитала, упрощать администра­тивные требования к созданию наукоемких компаний.

Еще одним важным рычагом государственного воздействия на рынки технологий является изменение в системах интеллек­туальной собственности, например, расширение правовой за­щиты, принятие законов об увеличении срока патентов, уде­шевление патентов, государственные субсидии экспорта.

Не последнее место в таком регулировании занимает транс­порт и международный туризм, где все действия государства направлены на либерализацию торговли.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector