Business-insider.ru

Про деньги в эпоху кризиса
9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Индекс монополизации рынка

Экономика

Монопольная власть: понятие, показатели, факторы

  • Часть 1
  • | 2

Монопольная власть — это способность фирмы воздействовать на цену своего товара, изменяя продаваемое на рынке количество этого товара.

Степень монопольной власти может быть различна. Чистый монополист обладает полной монопольной властью, т.к. является единственным поставщиком уникальной продукции.

Но чистая монополия редка, т.к. большинство товаров имеет близкие заменители. В то же время большинство фирм в той или иной степени управляют ценой, т.е. имеют некоторую монопольную власть. Если на рынке действует одна монопольная фирма, говорят об относительной монопольной власти.

Необходимой предпосылкой монопольной власти является наклоненная вниз кривая спроса на продукцию фирмы.

Итак, фирма, обладающая монопольной властью, назначает цену больше предельных издержек и получает дополнительную прибыль, называемую монопольной прибылью. Монопольная прибыль является формой реализации монопольной власти.

Степень монопольной власти, как это ни странно, можно измерять. Используются следующие показатели монопольной власти:

1. Показатель монопольной власти Лернера:

Коэффициент Лернера показывает степень превышения цены товара над предельными издержками его производства. L принимает значения между 0 и 1. Для совершенной конкуренции этот показатель равен 0, т.к. P = MC . Чем больше L , тем больше монопольная власть фирмы. Нужно заметить, что монопольная власть не гарантирует высокую прибыль, т.к. величина прибыли характеризуется соотношением P и ATC .

2. Если мы умножим числитель и знаменатель показателя Лернера на Q , то получим формулу для вычисления индекса монопольной власти: , или . Таким образом, высокие прибыли в долгосрочном периоде также рассматриваются как признак монопольной власти.

3. Степень концентрации рынка, или индекс Херфиндаля — Хиршмана:

где P i — это процентная доля на рынке каждой фирмы, или удельный вес фирмы в рыночном предложении отрасли, n — количество фирм в отрасли. Чем больше удельный вес фирмы в отрасли, тем больше возможность для возникновения монополии. Если в отрасли только одна фирма, то n =1, P i =100%, тогда H = 10.000. 10.000 — это максимальное значение показателя концентрации рынка. Если H предыдущая следующая

Индекс Лернера. Причины и последствия монополизации рынка

Несмотря на экономические и законодательные меры, которые принимают власти разных стран для борьбы с монополизмом, это явление остается достаточно распространенным. Монопольная власть отдельных компаний несет в себе серьезную угрозу для развития экономики.

Монополизм и его источники

Под монополизмом понимают доминирование на рынке одного производителя (реализатора) либо объединенной группы таких субъектов (картели).

Основные источники монополизма:

  1. Эластичный спрос. Этот фактор в свою очередь определяется наличием на рынке аналогичных товаров, скоростью реакции покупателей на перемену цен, значимостью товара для покупателей, насыщенностью рынка, разнообразием функциональных возможностей товара и его соответствием уровню доходов покупателей.
  2. Концентрация рынка. Там, где 2-3 компании охватывают 80-90% потребителей, монополизм проявляется быстрее, чем на конкурентных рынках.
  3. Сотрудничество между компаниями. Действуя слаженно, продавцы или производители обладают большей властью.

Последствия монополизма

Компания, обладающая монопольной властью, сознательно ограничивает объем выпуска товаров и устанавливает завышенные цены. У нее нет никакого стимула к понижению издержек производства. Кроме того, фирма несет дополнительные расходы с целью поддержания и укрепления своей позиции.

Монополизм на рынке приводит к таким последствиям:

  • ресурсы расходуются нерационально;
  • общество недополучает необходимые товары;
  • отсутствуют стимулы для разработки и внедрения новых технологий;
  • растут издержки производства.

В результате производство не достигает максимально возможной эффективности.

Монопольная цена

Одним из результатов проявления монополизма является единоличное регулирование цен монополистом.

Под монопольной понимают цену, значительно расходящуюся со своим нормальным уровнем, который мог бы иметь место в конкурентной среде. В нормальных условиях цена формируется в результате того или иного соотношения потребительского спроса и рыночного предложения. В условиях монополизма цена устанавливается доминирующим субъектом на том уровне, который обеспечит ему сверхприбыль и покроет избыточные расходы.

Монопольная цена может быть завышенной или заниженной. Завышенная цена является следствием доминирования крупного продавца. Если же на рынке доминирует крупный покупатель при наличии большого количества продавцов, то он будет стремиться занизить цены настолько, насколько возможно.

Индекс Лернера как индикатор монополизации

Уровень монопольной власти и концентрации рынка измеряется при помощи правила большого пальца, индекса Лернера и индекса Гарфинделя-Хиршмана.

Коэффициент Лернера был предложен в 1934 г. Он является одним из самых первых методов определения уровня монополизации и расчета потерь, которые несет общество из-за монополистов. Будучи простым и понятным, этот показатель четко характеризует последствия монополизации. Сегодня он применяется экономистами всего мира при оценке благосостояния общества.

Если товар производится и реализуется в условиях монополизации, то его цена всегда будет выше предельных издержек. Индекс Лернера является результатом деления цены за вычетом предельных издержек на цену. Чем больше цена отклоняется от издержек, тем большее значение принимает индекс.

Читать еще:  Индекс облегчения рынка

Расчет и толкование индекса Лернера

Индекс Лернера рассчитывается по формуле:

P – это монопольная цена, а MC – размер предельных издержек.

Идеальная конкуренция подразумевает, что одна фирма не может влиять на уровень цен. Цена находится на том же уровне, что и предельные издержки (Р = МС) соответственно:

Любое повышение цен относительно предельных издержек говорит о том, что фирма обладает определенной властью. Максимально возможное значение индекса составляет 1 и является признаком абсолютной монополии.

Индекс Лернера можно выразить другим способом – при помощи коэффициента эластичности:

Показатель ed характеризует эластичность спроса на товары фирмы по уровню цен. Например, если Е = -5, то IL = 0,2.

Высокий уровень монополизации не всегда означает, что компания получает сверхприбыли. Она может тратить на поддержание своего авторитета столько денег, что вся прибыль, полученная в результате повышения цены, нивелируется.

Проявления монополизма в РФ

Во время переходного периода 90-х гг. для российской экономики была характерна высокая концентрация в сфере производства. На рынке доминировали сверхкрупные организации, выбор деловых партнеров был сильно ограничен. Успех бизнеса сильно зависел от поставок энергоносителей. Показатели эффективности предприятий падали, объемы производства понижались, технологический процесс находился в состоянии стагнации.

В 1992 г., после либерализации, главными игроками рынка стали региональные и отраслевые монополисты. Вопросы, связанные с финансированием, крупные фирмы решали за счет мелких партнеров, из-за чего на макроуровне возникла проблема диспропорции.

С наступлением нового века ситуация мало изменилась. Почти все монополии, образованные в 90-х, продолжают действовать. Формально была проведена децентрализация в некоторых отраслях, но рост цен на газ и электроэнергию свидетельствует о том, что монополии все так же сильны. Диспропорция, порожденная сильным влиянием крупных игроков рынка, стала одной из причин кризиса 2008-2009 гг.

Измерение рыночной власти с использованием индексов монополизации (концентрации) рынка

1) Индекс Лернера.В качестве измерителярыночной(монопольной) власти считается величина, на которую цена, максимизирующаяся прибыль, превышает предельные издержки. В условиях чистой конкуренции цена равна предельным издержкам и предельному доходу: P = MC = MR, что позволяет максимизировать прибыль. Для монополии цена превышает предельные издержки P > MC. Этот метод определения монопольной власти был предложен в 1934 году экономистом Абба Лернером и получил название показателя монопольной власти Лернера:

L = (P – MC) / P

Численное значение коэффициента Лернера всегда находится между 0 и 1. Для совершенно конкурентной фирмы: P = MC и L = 0. Чем больше L, тем больше монопольная власть.

Данный коэффициент монопольной власти может быть также выражен в терминах эластичности спроса, с которой сталкивается фирма:

L = (P – MC) / P = – 1 / Ed,

где Ed означает эластичность спроса фирмы, а не всего рыночного спроса. Данная формула представляет собой правило «большого пальца» для ценообразования для монополиста. Левая часть равенства (P – MC) / P показывает превышение цены над предельными издержками как процент от цены. Превышение равно величине, обратной эластичности 1 / Ed спроса, взятой с обратным знаком. Цену можно выразить через предельные издержки:

и рассчитать как простую накидку над предельными издержками. Таким образом, имея информацию об эластичности спроса, а также данные, характеризующие предельные издержки фирмы, руководитель фирмы может рассчитать цену продукции по данной формуле. Чем выше эластичность спроса, тем более приближены условия деятельности монополиста к условиям свободной конкуренции, и, наоборот, при неэластичном спросе у монополии создается больше возможностей «взвинчивать» цены и получать монопольные доходы.

Однако, поскольку MC трудно вычислить, то обычно их заменяют средними издержками (ATC), тогда формула примет вид:

Если умножим числитель и знаменатель дроби на Q, то получим формулу, по которой определяет норма прибыли:

(P – ATC) Q Прибыль

──────── = ─────── 100% = норма прибыли

P Q Выручка

Таким образом, показателем степени монополизации рынка является, в конечном счете, величина нормы прибыли.

2) Эффект Харбергера.Первой попыткой эмпирической оценки потерь от монополии была предпринята Арнольдом Харбергером в 1954 г. Сделав предположение о единичной эластичности спроса и собрав данные по отклонению отраслевой прибыли от средней, он оценил потери от монополии для группы отраслей, производящих 45% выпуска в обрабатывающей промышленности США. Экстраполируя оценку на всю промышленность, он рассчитал, что за период с 1924 по 1928 гг. ежегодные потери общих убытков («мертвого груза») составляли 6% ВНП США. Расчет по этой методике для 1988 г. Дает результат на уровне 4,8 млрд. долл., или примерно 20 млрд. долл. на душу населения в год в США.

3) Индекс ГерфиндаляХиршмана.Этоиндекс концентрации отраслевого объема продаж показывает, какой объем производства в отрасли (в процентах от всех продаж) приходится на долю крупнейших 4, 8 и т.д. фирм. Индекс Герфиндаля-Хиршмана (HHI) учитывает как количество фирм на рынке, так и различие в размерах фирм. Формула индекса:

Читать еще:  Теория несовершенного кредитного рынка

HHI =S 2 i,

где Si – доля i-й фирмы в продажах отрасли (в процентах). Максимальное значение индекса в условиях монополии равно 10 000. Ораны, проводящие в США антимонопольную политику, особое внимание уделяют отраслям, где значение индекса выше 1400.

6.4. Антимонопольная политика государства: необходимость, сущность и ее особенности в России.

Антимонопольное регулирование – это система нормативных правовых актов, направленных на преодоление негативных сторон монополии, связанных с властью, позволяющих им подавлять свободную конкуренцию и контролировать цены.

Как было уже отмечено, экономическим аргументом против монополии являются потери «мертвого груза», связанные с неэффективным размещением производственных ресурсов. Но он, однако, не был непосредственной причиной разработки антитрестовских законов. Их цель намного шире – способствовать защите конкуренции вообще.

Существует ряд отраслей, в которых монополия необходима (так называемая естественная монополия), и перед государством стоит задача регулирования цен и объемов производства в интересах общества. С существованием таких монополий государство и общество вынуждено мириться.

Однако, учитывая недостатки монополий, государство не может допустить реализации неограниченной монопольной власти других видов монополий.

Здесь могут быть реализованы следующие экономические подходы и методы антимонопольной политики государства.

1. Метод предельных издержек, который заключается в том, что государство требует (и контролирует), чтобы устанавливаемая монополистом цена равнялась его предельным издержкам. Однако этот метод ведет к убыткам и необходимости субсидировать монополию за счет государственных средств.

2. Метод средних издержек, который состоит в том, что вся прибыль монополиста, за исключением нормальной, изымается (то есть цена в любом случае равна средним издержкам). Однако этот метод не создает заинтересованности в минимизации издержек: монополист заранее знает, что его расходы будут компенсированы.

3. Метод установления или «потолка» или «пола» цен. Однако такая политика ведет или к дефициту продукции, ресурсов или к их избытку.

В целом,антитрестовская или антимонопольная политикапредставляет собой серию законов, цель которых – предотвратить фирмами рыночной власти путем сокращения производства и повышения цен или осуществления иной антиконкурентной практики.

Среди основных административных и экономических мер антимонопольной политики выделяются:

1. Антитрестовское (антимонопольное) законодательство, препятствующее тайным сговорам, направленным на поддержание монопольных цен и установление контроля над предложением. В частности, наиболее известными антитрестовскими законами США являются:

— антитрестовский закон Шермана, 1890 г. Он признает незаконным и уголовно наказуемым создание монополий или сговор с этой целью, или ограничение свободы торговли. Незаконной считается монополия в случае, когда только одна фирма поставляет продукты или услуги, не отличающиеся высоким качеством, в силу подавления конкуренции каким-либо образом.

— закон Клейтона, 1914 г. Это акт гражданского кодекса и поэтому не налагает уголовной ответственности. Он лишь запрещает определенные виды деловой практики. Потерпевшие в результате монопольных действий могут обратиться в суд за возмещением убытков в троекратном размере.

— закон правительственной торговой комиссии, 1914 г. В соответствии с этим законом торговая комиссия для усиления действия антитрестовского законодательства. Законом Вилера Ли в 1938 году на эту Комиссию возложена также защита от ложной или вводящей в заблуждение рекламы.

2. Меры по коррекции поведения фирм-монополистов, состоящие в том, что правительство обязывает фирмы или группы фирм изменить свое поведение, сделав его более конкурентным, и структурная политика, в ходе которой изменяется структура отрасли, становясь более конкурентной. В частности, примером такой структурной политики является разделение крупных компаний на ряд мелких независимых фирм. Для выявления монополизации, концентрации отраслевых рынков используют ряд индексов.

3. Постоянный государственный мониторинг монополизации рынка.

В частности, выработка и использование комплекса методик, позволяющих: а) устанавливать продуктовые и географические границы рынка; б) диагностировать рынок на предмет его концентрации, создающей условия для монополизации; в) измерять монопольные цены; г) определять условно конкурентный рынок для его сравнения с монополизированным и др.

Одна из методик, в частности, позволяет определять долю фиксированного числа предприятий на рынке. Так, например, в законе ФРГ против ограничения конкуренции введен показатель CR – Concentration Ratios. Через этот показатель количественно определяется «доминирующее положение на рынке», которое возникает, если:

— на 1 предприятие приходится свыше 1/3 всего оборота на рынке;

— на 3 и менее предприятий приходится свыше ½ общего оборота;

— на 5 и менее предприятий приходится свыше 2/3 оборота.

Читать еще:  Условием равновесия на рынке благ является

4. Ограничениемонополизации рынка или принудительная демонополизация.

5. Запрещение установления монополистических цен. В частности, может проводиться налоговая политика, заставляющая снижать монопольные цены.

6. Финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих экономических субъектов. В частности, поощрение выпуска товаров-субститутов (товаров-заменителей).

7. Частая смена приоритетных для потребителя товаров как результат НТР8.

8. Интернационализация рынка. В частности, привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли и т. П.

«… плоха не монополия сама по себе, а устранение или предотвращение конкуренции».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9913 — | 7555 — или читать все.

Показатели монопольной власти. Индекс Херфиндаля-Хиршмана, Лернера

Монопольная власть – это способность фирмы воздействовать на цену своего товара, изменяя продаваемое на рынке количество этого товара. Степень монопольной власти может быть различна. Чистый монополист обладает полной монопольной властью, т.к. является единственным поставщиком уникальной продукции. Но чистая монополия редка, т.к. большинство товаров имеет близкие заменители. В то же время большинство фирм в той или иной степени управляют ценой, т.е. имеют некоторую монопольную власть. Если на рынке действует одна монопольная фирма, говорят об относительной монопольной власти.

Необходимой предпосылкой монопольной власти является наклоненная вниз кривая спроса на продукцию фирмы. Фирма, обладающая монопольной властью, назначает цену больше предельных издержек и получает дополнительную прибыль, называемую монопольной прибылью. Монопольная прибыль является формой реализации монопольной власти.

Степень монопольной власти можно измерять. Используются следующие показатели монопольной власти:

1. Показатель монопольной власти Лернера:

где Р – цена; МС – предельные издержки.

Коэффициент Лернера показывает степень превышения цены товара над предельными издержками его производства. L принимает значения между 0 и 1. Для совершенной конкуренции этот показатель равен 0, т.к. P = MC. Чем больше L, тем больше монопольная власть фирмы. Нужно заметить, что монопольная власть не гарантирует высокую прибыль, т.к. величина прибыли характеризуется соотношением P и ATC.

Данный коэффициент может также быть выражен через коэффициент эластичности, используя универсальное уравнение ценообразования:

Мы получаем уравнение:

где Еd – эластичность спроса на продукцию фирмы по ценам.

2. Степень концентрации рынка, или индекс Херфиндаля-Хиршмана:

где si – это процентная доля на рынке каждой фирмы, или удельный вес фирмы в рыночном предложении отрасли, N – количество фирм в отрасли. Чем больше удельный вес фирмы в отрасли, тем больше возможность для возникновения монополии. Если в отрасли только одна фирма, то n =1, si = 100%, тогда H = 10.000. 10.000 – это максимальное значение показателя концентрации рынка. Если H QM) и понижаются цены (Рreg

Но есть у описываемого метода регулирования и недостаток: устанавливаемый государством уровень цен никак не связан со средними издержками, т.е. он может волей государства закрепить и получение экономических прибылей (рис. а), и несение убытков (рис. б). Оба варианта нежелательны. Наличие у естественного монополиста постоянных экономических прибылей равносильно налогу на потребителей. Оплачивая завышенные цены они увеличивают свои издержки со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями (сокращением спроса на их продукцию, снижением конкурентоспособности и др.). Но еще опасней, закрепление убытков. Покрывать их в долгосрочном аспекте естественный монополист может только за счет государственных субсидий, иначе он просто разорится. А это приводит к расточительности.

21. Метод ценового регулирования естественных монополий, ориентированный на средние издержки? (графическая модель).

Метод ценового регулирования естественных монополий, ориентированный на средние издержки. Ориентиром установления максимальных цен может быть точка пересечения кривой средних издержек и линии спроса (Р = АТС = D). Поскольку средние издержки в данном случае точно равны продажной цене, естественный монополист работает в этом случае без убытков и прибылей. Таким образом снимается основная проблема предыдущего метода регулирования.

На рис. видно, что данный подход к регулированию, как и подход, ориентированный на предельные издержки, решает задачу прироста производства (Qreg > QM) и понижения цены (Рreg MR). Очевидно, что монополист будет стремиться остановить производство на уровне QN и не доводить его до Qreg. Поскольку спрос при цене Р составит именно Qreg, то на рынке возникнет дефицит (Qreg > QN).

Таким образом, второй подход к ценовому регулированию тоже не идеален. В чистом виде он вызывает товарные дефициты и требует поэтому дополнительных принудительных мер по отношению к монополистам. Наиболее распространенной из этих мер в современной России является составление списков потребителей, прекращать снабжение которых монополист не имеет права.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector
×
×