Государственное регулирование в условиях рынка
Государственное регулирование рыночной экономики
В условиях современной рыночной экономики нельзя обойтись без государства, которое берет на себя ряд функций. Рынок представляет собой хорошо отлаженный, несмотря на свой спонтанный характер, механизм, способный решать экономические задачи, стоящие перед обществом. Это, однако, не отрицает той роли, которую призвано играть государство. Необходимость государственного регулирования рыночной экономики связана с появлением таких проблем, которые не в состоянии решить ни один предприниматель: загрязнение окружающей среды, массовая безработица, инфляция, циклические колебания и т.д.
Цели государственного регулирования, как и всей экономической политики государства, делятся на три уровня. Высшая цель — достижение максимального благосостояния всего общества. Второй уровень — группа основных целей: свободное развитие общества и правовой порядок. Третий уровень — прикладные цели: экономический рост, полная занятость, стабильность уровня цен и устойчивость национальной валюты, внешнеэкономическое равновесие.
Роль государства в экономике конкретизируется в его функциях. Эти функции довольно многообразны, но наиболее существенными являются:
1.Разработка и утверждение правовых основ экономики, т.е. государство в лице своих парламентских и правительственных структур определяет «правила игры» предприятий и населения на рынке.
2.Определение приоритетов макроэкономического развития, т.е. государство определяет, что важно для страны сегодня, сколько это потребует ресурсов, как быстро они дадут отдачу, каковы социальные, экологические, мирохозяйственные последствия принятых решений.
3.Реализация социальных ценностей, перераспределение доходов, основными каналами которого является прогрессивное налогообложение личных доходов и система трансфертных платежей.
4. Производство общественных благ, поскольку рынок в отдельных случаях оказывается неспособным обеспечить производство товаров оборонного назначения, содержание правоохранительных органов, строительство дорог и т.д.
5. Компенсация внешних эффектов. Внешними эффектами (экстерналиями) называются издержки и выгоды, связанные с производством и потреблением блага, но выпадающие на долю лиц, не являющихся участниками данной рыночной сделки.
6. Минимизация трансакционных издержек. Трансакционные издержки — это издержки, связанные не с производством как таковым, а с сопутствующими ему затратами (затраты по поиску информации о ценах, по подбору партнеров, заключению контрактов, защите права собственности и др.).
7. Регулирование экономической деятельности: стабилизационная функция и функция стимулирования экономического роста.
В западных учебниках «Экономикс» все эти функции сведены в три глобальные функции — эффективность (государство должно создать условия для эффективного функционирования производства); справедливость (перераспределение доходов через налоги, поддержание нетрудоспособных, престарелых и т.п., регулирование рынка труда, материальное обеспечение безработных, определение минимального уровня зарплаты); стабильность (поддержание стабильности, сглаживание колебаний экономической конъюнктуры).
Инструменты государственного регулирования:
1. Правовые регуляторы.
2. Административные регуляторы.
3. Экономические регуляторы (прямые и косвенные)
4. Институциональные регуляторы
Проявлениями институционализма являются:
— формирование исполнительных структур государственной власти;
— создание и сохранение объектов государственной собственности;
— подготовка экономических программ и экономических прогнозов;
— поддержка исследовательских центров по экономике. институтов экономической информации, торгово-промышленных палат, различных экономических советов и союзов;
— обеспечение функционирования институтов советников, консультантов, экспертных советов по проблемам экономики;
— правовая и информационная поддержка предпринимательских и профессиональных союзов, рациональных форм их взаимодействия;
— соучастие в экономической интеграции, организация международных встреч по экономическим вопросам.
Методы государственного регулирования делятся на прямые и косвенные. К прямым относятся — административно-правовое регулирование (создание правовых основ экономики, антимонопольная политика), управление важнейшими сферами жизни общества (оборона, энергетика, полезные ископаемые, водные ресурсы, образование, здравоохранение, национальные музеи, парки, дороги и т.д.), государственные программы, государственное инвестирование и госзаказы. К косвенным — финансовая политика, кредитно-денежная политика, инвестиционная политика, социальная политика, внешнеэкономическая политика.
В качестве моделей государственного регулирования экономики можно привести:
1. Экономически эффективное государство (американский опыт). Эффективность американского государства выражается в обеспечении национальной экономической безопасности. Экономическая роль государства выражается в степени участия в обеспечении внутренних и внешних условий функционирования национальной экономики. При этом государство может считаться экономически эффективным только тогда, когда в стране сохраняется возможность для эффективного функционирования любого вида предпринимательства в рамках хозяйственного законодательства. Государство выступает гарантом «правил игры», гарантом рынка и конкуренции, и в этой части оно органично вписывается в рыночные принципы поведения.
2. Французское индикативное планирование. Во Франции, индикативные планы доказали свою эффективность в качестве одного из средств макрорегулирования. Система индикативного планирования опирается на высокую долю
госсобственности в народном хозяйстве. Планирование утверждается «снизу» и базируется на принципах консультирования и согласования, поскольку включает в участие на равноправных началах представителей различных «группировок интересов»: госслужащих, предпринимателей. профсоюзов, союзов потребителей и др. Реализуется уникальная «демократическая система планирования», согласно которой план рождается в результате многоступенчатых итераций и в консенсусе его реализации заинтересованы все участники.
3. Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сглаживание значительного имущественного неравенства путем перераспределения существенной части национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. Роль государства определяется тем, что располагая небольшой долей собственности, оно расходует значительную часть ВНП страны на социальные нужды. Функционирование такой модели возможно лишь в условиях высокой нормы налогообложения.
В условиях переходной экономики государственное регулирование должно быть направленно на:
— разгосударствление и приватизацию собственности;
— формирование рыночной инфраструктуры;
— перестройку структуры экономики;
— демонополизацию экономики и поощрение конкуренции;
— переход к адресной системе социальной поддержки населения;
— либерализацию внешнеэкономической деятельности.
Решение этих задач базируется на разработке и реализации новых законодательно-нормативных актов, способствующих становлению рыночных отношений, использованию как прямых, так и косвенных методов регулирования.
В Казахстане в начале 90-х годов XX в. переход к рыночной экономике характеризовался значительной либерализацией и экономики, и государственного вмешательства в нее. Углубление экономического кризиса вызвало необходимость усиления государственного регулирования экономики.
В условиях современного Казахстана активизация роли государства в управлении экономикой приобретает ключевое значение. Приоритетные цели государства разработаны в стратегическом плане развития страны «Казахстан-2030»:
1. Национальная безопасность.
2. Внутриполитическая стабильность и консолидация общества.
3. Экономический рост, базирующийся на открытой рыночной экономике с высоким уровнем иностранных инвестиций и внутренних сбережений.
4. Улучшение условий жизни, здоровья, образования, экологической среды.
5. Эффективное использование энергетических ресурсов.
6. Развитие инфраструктуры, в особенности транспорта и связи.
7. Создание профессионального государства.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8840 — | 7650 —
или читать все.
Государственное регулирование рыночной экономики
Необходимость государственного регулирования экономики
Государственное регулирование экономики — это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру в целях обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма.
Государственное регулирование рыночной экономики по своей сути – это такой комплекс мер, который предпринимает государство, чтобы установить и стабилизировать необходимые экономические процессы. Такое регулирование направлено на три взаимосвязанные стороны рынка: ресурсы, производство и финансы.
Целью государственного регулирования является создание определенных финансовых, административных и правовых механизмов, которые бы позволяли рыночной экономике нормально функционировать, избегая или же минимизируя негативные последствия ее существования.
Государство в экономике страны отвечает за:
- Фискальную политику;
- Регулирование рынка денежных средств и кредитного рынка;
- Регулирование внешнеторговых отношений;
- Регулирование бюджета и распределения доходов.
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Государственное регулирование осуществляется через такие инструменты, как: целевые программы, прогнозирование, моделирование ситуаций и пр.
Необходимость государственного регулирования рыночной экономики обоснована наличием ряда отрицательных процессов (бедность, преступность), существованием общественных благ (например, образование и здравоохранение), неуклонным стремлением крупных игроков рынка к монополизации и пр.
Функции государства
Основными и необходимыми функциями государства в рыночной экономике являются:
- Создание правовой основы для функционирования бизнеса;
- Борьба с монополиями, поддержание на рынке здоровой конкуренции;
- Распределение доходов с помощью системы налогообложения и субсидий (пенсии, пособия и пр.);
- Финансовое обеспечение науки и технического прогресса;
- Контроль занятости населения, уровня цен, образующихся коммерческих объединений и альянсов;
- Регулирование производства и ценовой доступности общественных благ.
Принципы государственного регулирования рыночной экономики
Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!
Государственное регулирование экономики базируется на следующих непреклонных принципах:
- Предпочтительна рыночная организация экономики;
- Государственные предприятия не должны превалировать над частными, так как у последних имеются меньшие финансовые возможности для такого конкурирования;
- Экономическая политика государства должна быть направлена на экономическое благосостояние страны и социальную стабильность общества;
- Государственное регулирование может быть усилено или ожесточено в целях предотвращения экономического кризиса.
Методы и механизмы государственного регулирования экономики
Основные механизмы регулирования экономики:
- Бюджетно-налоговая политика: предполагает, что ведется необходимая деятельность в области налогообложения и бюджетирования, которая направлена на стабилизацию развития экономики страны, решение негативных социальных эффектов, предотвращение кризисных ситуаций.
- Денежно-кредитная политика: предполагает строгий контроль денежной массы со стороны государства.
Все методы государственного регулирования подразделяются на:
- Прямые (основаны на создании и развитии правовой базы): установление стандартов качества, введение ограничений и запретов;
- Косвенные (стимулирующие к принятию рыночного решения методы): основаны на финансовой и кредитной политике страны; предполагает, например, контроль доходов участников рынка.
Так и не нашли ответ
на свой вопрос?
Просто напиши с чем тебе
нужна помощь
Государственное регулирование экономики
Под регулированием любой из систем понимается комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для корректировки данной системы. В разное время своего различия, различные типы экономических систем либо строились полностью полагаясь на государственное регулирование, либо полностью отрицали роль государства в экономическом развитии. Современные реалии говорят о том, что в некоторых сферах и областях данный инструмент является обязательным, но не отрицает существование частного бизнеса и партнерства с ним.
Государственное регулирование экономики – определение термина
Государственное регулирование экономики (ГРЭ) — комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для приведения экономической системы в нужное состояние. Осуществляется ГРЭ путем воздействия на ценообразование, социальную сферу, эмиссионную политику, бюджетную политику, иные экономические показатели.
Жесткое ГРЭ присуще административному (командному) типу экономических систем, характеризующемуся плановыми показателями, централизацией, монополией на ресурсы и директивным установлением цен.
Для модели рыночной экономики присущи снижение регулирующей функции государства, она основана на праве частной собственности, рыночном ценообразовании и конкуренции.
Однако, приведение экономической модели к рыночному типу может характеризоваться шоковой терапией, резкими изменениями, иными негативными процессами. Также следует признать, что существуют изначально неприбыльные отрасли, но необходимые для экономики. В данной ситуации, возникает необходимость ГРЭ даже при рыночной модели.
Роль государства в экономике
Роль государства в экономике определяется следующими направлениями:
- создание нормативно-правовых актов, регулирующих экономические, политические, социальные процессы;
- проведение антимонопольного регулирования, что создает условия здоровой конкуренции между производителями и улучшает качество товаров и услуг;
- распределение дохода путем регулирования налогообложения и выплат социальных пособий (пенсии, стипендии, декретные, больничные и пр.);
- развитие научной деятельности;
- контроль за использованием возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов, недр;
- регулирование отраслевой структуры экономики;
- проведение сдерживающей либо стимулирующей экономической политики;
- контроль за важнейшими социально-экономическими показателями;
- производство общественно необходимых благ.
—>
Государственное регулирование экономики – цель, принципы и методы
Целью ГРЭ является обеспечение стабильного функционирования экономической системы в переходном периоде путем принятия определенных мер. Это могут быть меры законодательные, контрольные и иные. Они призваны помочь экономике приспособиться к изменяющимся условиям функционирования. Меры направляются на регулирование ресурсной базы, процесса производства, финансовых потоков.
Меры ГРЭ могут приниматься как на уровне федерации, так и локально.
Принципами ГРЭ являются:
- Применять рыночные инструменты регулирования при наличии возможности их применения. Т.е. при прочих равных условиях, давать бизнесу возможности роста и развития, но при необходимости финансировать отрасли, непривлекательные для бизнеса.
- Строить отношения с частным бизнесом на принципах государственно-частного партнёрства, исключая монополизацию отраслей и организаций.
- Мероприятия ГРЭ должны быть направлены на поддержание стабильности экономического развития.
- Осуществлять более жесткое ГРЭ в кризисные периоды, а также жестко контролировать сферу международных экономическо-политических отношений.
- Обеспечение защищенности уязвимых групп населения путем перераспределения доходов.
Прямые методы ГРЭ характерны административной экономической модели, и предполагают директивные планы, ограничения, запретительные меры, обязательные к исполнению.
Косвенные методы характерны рыночной модели экономического развития, и задают только индикативные параметры («рамочные» условия). Они носят стимулирующий характер.
Воздействие различными методами с целью регулирования осуществляется на бюджетную политику, эмиссию денежных средств, распределение ресурсов.
Государственное регулирование экономики
Под регулированием любой из систем понимается комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для корректировки данной системы. В разное время своего различия, различные типы экономических систем либо строились полностью полагаясь на государственное регулирование, либо полностью отрицали роль государства в экономическом развитии. Современные реалии говорят о том, что в некоторых сферах и областях данный инструмент является обязательным, но не отрицает существование частного бизнеса и партнерства с ним.
Государственное регулирование экономики – определение термина
Государственное регулирование экономики (ГРЭ) — комплекс из действий, способов, управленческих решений, применяемых для приведения экономической системы в нужное состояние. Осуществляется ГРЭ путем воздействия на ценообразование, социальную сферу, эмиссионную политику, бюджетную политику, иные экономические показатели.
Жесткое ГРЭ присуще административному (командному) типу экономических систем, характеризующемуся плановыми показателями, централизацией, монополией на ресурсы и директивным установлением цен.
Для модели рыночной экономики присущи снижение регулирующей функции государства, она основана на праве частной собственности, рыночном ценообразовании и конкуренции.
Однако, приведение экономической модели к рыночному типу может характеризоваться шоковой терапией, резкими изменениями, иными негативными процессами. Также следует признать, что существуют изначально неприбыльные отрасли, но необходимые для экономики. В данной ситуации, возникает необходимость ГРЭ даже при рыночной модели.
Роль государства в экономике
Роль государства в экономике определяется следующими направлениями:
- создание нормативно-правовых актов, регулирующих экономические, политические, социальные процессы;
- проведение антимонопольного регулирования, что создает условия здоровой конкуренции между производителями и улучшает качество товаров и услуг;
- распределение дохода путем регулирования налогообложения и выплат социальных пособий (пенсии, стипендии, декретные, больничные и пр.);
- развитие научной деятельности;
- контроль за использованием возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов, недр;
- регулирование отраслевой структуры экономики;
- проведение сдерживающей либо стимулирующей экономической политики;
- контроль за важнейшими социально-экономическими показателями;
- производство общественно необходимых благ.
—>
Государственное регулирование экономики – цель, принципы и методы
Целью ГРЭ является обеспечение стабильного функционирования экономической системы в переходном периоде путем принятия определенных мер. Это могут быть меры законодательные, контрольные и иные. Они призваны помочь экономике приспособиться к изменяющимся условиям функционирования. Меры направляются на регулирование ресурсной базы, процесса производства, финансовых потоков.
Меры ГРЭ могут приниматься как на уровне федерации, так и локально.
Принципами ГРЭ являются:
- Применять рыночные инструменты регулирования при наличии возможности их применения. Т.е. при прочих равных условиях, давать бизнесу возможности роста и развития, но при необходимости финансировать отрасли, непривлекательные для бизнеса.
- Строить отношения с частным бизнесом на принципах государственно-частного партнёрства, исключая монополизацию отраслей и организаций.
- Мероприятия ГРЭ должны быть направлены на поддержание стабильности экономического развития.
- Осуществлять более жесткое ГРЭ в кризисные периоды, а также жестко контролировать сферу международных экономическо-политических отношений.
- Обеспечение защищенности уязвимых групп населения путем перераспределения доходов.
Прямые методы ГРЭ характерны административной экономической модели, и предполагают директивные планы, ограничения, запретительные меры, обязательные к исполнению.
Косвенные методы характерны рыночной модели экономического развития, и задают только индикативные параметры («рамочные» условия). Они носят стимулирующий характер.
Воздействие различными методами с целью регулирования осуществляется на бюджетную политику, эмиссию денежных средств, распределение ресурсов.