Business-insider.ru

Про деньги в эпоху кризиса
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Государственное регулирование фондового рынка

Государственное регулирование фондового рынка

Несмотря на то, что саморегулируемые организации в большинстве стран участвуют в регулировании фондового рынка, вся система (в том числе и система саморегулирования) создается государством, которое, обеспечивает достижение поставленных целей функционирования рынка ценных бумаг, защиту прав и законных интересов всех его участников.

Особенность фондового рынка состоит в том, что обращающиеся на нем ценности представляют собой совокупность прав и не существуют в отрыве от обеспечиваемой государством нормативной правовой базы и системы правоприменения. Поэтому государство неизбежно выполняет системообразующую функцию, которая постоянно изменяется в зависимости от стоящих перед ним задач по обеспечению национальных интересов.

Степень вмешательства государства в рыночные процессы, как правило, значительно выше на формирующихся рынках, чем на развитых рынках ценных бумаг. Если фондовый рынок достаточно развит государство лишь содействует его функционированию, поддерживая сложившуюся рыночную практику. Зарождающиеся рынки нуждаются в более тщательном регулировании и развитии каждого своего компонента, в инвестициях в инфраструктуру, организационном устройстве, насыщении технологиями и т.д. Преобладание государственного регулирования на начальном этапе развития рынка позволяет избежать масштабных потерь и кризисов, массовых нарушений прав инвесторов. Роль государства в процессе регулирования также усиливается в кризисные периоды.

Государственное регулирование фондового рынка – это регулирование со стороны различных органов государственной власти и управления, в компетенцию которых входит выполнение установленных законодательством функций.

Государственное регулирование может осуществляться с применением форм прямого (административного) воздействия и косвенного (экономического) регулирования.

К методам прямого регулирования относятся:

· обязательная регистрация выпусков эмиссионных ценных бумаг и эмитентов;

· установление требований ко всем участникам рынка: эмитентам, инвесторам, фондовым посредникам, организациям, обеспечивающим функционирование рынка ценных бумаг;

· лицензирование профессиональной деятельности с ценными бумагами;

· установление правил по раскрытию информации;

· создание системы контроля за функционированием рынка и санкций за нарушение установленных норм и правил.

Методы косвенного регулирования предполагают использование экономических рычагов. Они включают:

· общеэкономические методы: денежно-кредитную политику (учетная ставка центрального банка, нормы обязательных резервов, операции на открытом рынке и др.), государственные капиталы (государственный бюджет и внебюджетные фонды), структуру собственности (соотношение государственной и частной собственности, распределение ресурсов);

· налоговая политика (налоговые ставки, налоговые льготы и освобождение от уплаты налогов).

Государственная политика на рынке ценных бумаг должна основываться на следующих принципах:

· сочетание государственного регулирования и саморегулирования. С одной стороны, государство, выполняя универсальную функцию по защите граждан, их законных прав и интересов, осуществляет меры по защите прав участников рынка ценных бумаг. При этом государство должно минимизировать возможность конфликта интересов в связи с совмещением функций регулятора и непосредственного участника рынка. С другой стороны, вмешательство государства в рыночные процессы должно быть минимальным. Деятельность субъектов рынка регулируется лишь в том случае, когда это абсолютно необходимо. Часть функций по регулированию государство передает профессиональным операторам рынка, объединенным в саморегулируемые организации;

· принцип единства нормативной правовой базы. Существующее законодательство должно быть действенным и не содержать противоречащих толкований. Государство должно обеспечивать гласность нормотворчества, а также широкое участие профессиональных участников в разработке законодательства;

· функциональное регулирование в сочетании с институциональным регулированием. Функциональное регулирование определяет правила совершения операций с ценными бумагами профессиональными участниками рынка и включает контроль и надзор над деятельностью последних со стороны государства. Институциональное регулирование связано, прежде всего, с регулированием финансового положения конкретных финансовых институтов и качеством управления ими и направлено ан предупреждение финансовой несостоятельности объектов регулирования;

· принцип максимального раскрытия информации. Законодательство должно обеспечивать получение инвестором максимальной и точной информации об эмитенте с тем, чтобы инвестор мог провести обоснованную оценку риска и решить, на какой риск он готов пойти. В силу этих причин, в большинстве стран принимаются законы, предусматривающие в качестве основы для защиты инвесторов и повышения эффективности рынка полное и достоверное раскрытие существенной информации о компаниях, выпускающих корпоративные ценные бумаги, предназначенные для широкого круга инвесторов. Применение принципа раскрытия информации как основы регулятивной системы соответствуют целям регулирования и позволяет свести к минимуму вмешательство государства в функционирование рынка. Адекватная и точная информация является своего рода защитой для инвестора, в то же время, решение об инвестировании им принимается самостоятельно с осознанием степени риска. Органы регулирования обеспечивают эффективную систему раскрытия информации, вводят требования относительно формы, объема и содержания информации, а также осуществляют контроль за ее раскрытием.

Принцип раскрытия информации в практике регулирования фондовым рынком широко используется в таких странах как США, Великобритания. Такой же подход все чаще применяется в странах ЕС. Европейским Союзом издан ряд директив, в которых разрабатывается принцип раскрытия информации в странах ЕС. Один из таких документов – Директива о раскрытии данных по предлагаемым к допуску для котировки ценных бумаг – содержит требования о том, что данные должны содержать информацию, необходимую для того, чтобы инвесторы и их консультанты по вопросам инвестиций могли провести обоснованную оценку активов и долгов, финансового положения, прибылей и убытков, а также перспектив компании-эмитента и прав, связанных с такими ценными бумагами.

Вышеуказанные принципы требуют формирования системы государственного регулирования рынком ценных бумаг, которая включает следующие основные элементы:

· создание законодательной и нормативной правовой базы;

· создание органов государственного регулирования и наделение их соответствующими функциями и полномочиями;

· создание инфраструктуры, отвечающей потребностям и целям развития рынка.

В Республике Беларусь создана законодательная база функционирования фондового рынка. К основным законодательным документам относятся:

· Гражданский кодекс Республики Беларусь;

· Инвестиционный кодекс Республики Беларусь;

· Закон Республики Беларусь «О ценных бумагах и фондовых биржах»;

· Закон Республики Беларусь «Об обращении переводных и простых векселей»;

· Закон Республики Беларусь «О депозитарной деятельности и центральном депозитарии ценных бумаг в Республике Беларусь»;

· Закон Республики Беларусь «О хозяйственных обществах»;

· Закон Республики Беларусь «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь» и др.

Органы государственного регулирования:

· Президент Республики Беларусь (издает декреты, указы);

· Национальное собрание (принимает во исполнение указов законы);

· Совет Министров (выпускает постановления);

· Министерство финансов Республики Беларусь, в структуре которого создан Департамент по ценным бумагам, непосредственно осуществляющий функции по государственному регулированию рынка ценных бумаг. Основными задачами Департамента являются: государственное регулирование рынка ценных бумаг, осуществление контроля и надзора за выпуском и обращением ценных бумаг, а также профессиональной деятельностью по ценным бумагам; регистрация выпусков ценных бумаг; лицензирование профессиональной деятельности по ценным бумагам.

· Национальный банк Республики Беларусь (в рамках осуществления денежно-кредитной политики проводит операции на открытом рынке, является агентом правительства по размещению государственных ценных бумаг, регулирует порядок осуществления операций с ценными бумагами коммерческих банков);

· Министерство экономики Республики Беларусь и отраслевые министерства.

Главным элементом инфраструктуры рынка ценных бумаг в Республике Беларусь является Белорусская валютно-фондовая биржа, на которую возложены функции по организации биржевой торговли финансовыми активами, в том числе валютными ценностями и ценными бумагами всех видов, за исключением именных приватизационных чеков «Имущество» (Указ Президента Республики Беларусь от 28 апреля 2006 г. №277 «О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг»).

В республике сложилась и действует двухуровневая депозитарная система, представленная УП «Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг» и депозитариями корреспондентами. Инфраструктуру рынка также составляют профессиональные участники, имеющие лицензию и осуществляющие различные виды деятельности с ценными бумагами.

Читать еще:  Эффективность рынка это

Государственное регулирование фондового рынка

Регулирование рынка ценных бумаг – это установление определённого порядка функционирования рынка и профессиональной деятельности участников фондового рынка.

На сегодняшний день рынок ценных бумаг в России достаточно организован, нормативная база в целом охватывает основные вопросы деятельности на фондовом рынке, процедуры совершения сделок с ценными бумагами и другие операции с ценными бумагами подробно расписаны в правилах саморегулируемых организаций. Важную роль в регулировании вопросов развития рынка ценных бумаг играет государство, оно же осуществляет государственный контроль за работой этого рынка.

Целями регулирования РЦБ являются:

— создание оптимальных условий для осуществления операций с ЦБ для всех участников РЦБ;

— обеспечение объективного процесса ценообразования на РЦБ, т.е. контроль за правильностью установления цен на ценные бумаги и контроль за деятельностью брокеров, дилеров и трастовых управляющих;

— превращение РЦБ в механизм, стимулирующий развитие экономики страны в целом;

— защита участников РЦБ от действий нелицензированных и недобросовестных его членов.

Можно выделить четыре основных направления, по которым работают государственные регулирующие органы на фондовом рынке:

1)государственное регулирование путём непосредственного участия государственных органов в работе фондового рынка, создании его правовой и организационной структуры;

2) правовое регулирование рынка путём введения и изменения правил работы на фондовом рынке;

3) регулирование работы рынка путём лицензирования и аттестации его участников, то есть допуска их на рынок и отзыва с него;

4) регулирование работы рынка путём изменения доходности различных секторов рынка, различных видов деятельности, различных ценных бумаг с помощью налогообложения.

Государственное регулирование особенно важно сегодня, в условиях недостаточно проработанной законодательной базы функционирования рынка ценных бумаг, несовершенства рыночных механизмов. Перечислим основные элементы системы регулирования на фондовом рынке:

— создание нормативной базы и обеспечение её доступности в понимании, приобретении и использовании;

— создание единообразных технологий осуществления операций с ценными бумагами;

— создание оптимальной системы лицензирования, обеспечивающей равные условия профессиональным участникам РЦБ центральных и периферийных регионов;

— создание профессиональной системы обучения участников РЦБ и рациональной системы аттестации профессиональных участников РЦБ;

— обеспечение всех видов контроля за деятельностью на РЦБ;

— создание системы штрафных санкций за невыполнение требований на РЦБ, стимулирующей дальнейшее развитие этого рынка;

— создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаг и обеспечение её открытости для инвесторов;

— формирование системы защиты инвесторов от потерь.

В настоящее время в России можно выделить два направления регулирования РЦБ – государственное регулирование и само-регулирование.

Государственное регулирование РЦБ осуществляется со стороны как специализированного органа управления, такого как Федеральная служба по финансовым рынкам РФ (ФСФР РФ), так и со стороны неспециализированных органов, таких как Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ, других органов управления. Особенностью регулирования РЦБ в России является то, что наряду с основным регулирующим органом – ФСФР РФ, признанным основным регулятором фондового рынка страны, Министерство финансов РФ и Центральный банк РФ наделены большими полномочиями в части регулирования выпуска и обращения государственных, муниципальных и банковских ценных бумаг. Такая система в мировой практике называется смешанной системой управления фондового рынка.

Рассмотрим особенности регулирования фондового рынка со стороны ФСФР РФ. Федеральная служба по финансовым рынкам РФ – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию нормативных актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности). ФСФР РФ находится в ведении Правительства РФ.

Главная задача ФСФР РФ – разработка стратегии развития финансовых рынков, обеспечение стабильности работы этого рынка, повышение его эффективности и привлекательности и обеспечение снижения инвестиционных рисков, обеспечение прав участников РЦБ.

ФСФР РФ осуществляет следующие функции:

— разрабатывает нормативные документы, проекты законодательных документов по регулированию деятельности на РЦБ;

— разрабатывает правила выпуска, обращения ЦБ и осуществления других операций с ними;

— регистрирует выпуски ценных бумаг крупнейших эмитентов РФ;

— разрабатывает требования по лицензированию профессиональной деятельности на РЦБ;

— разрабатывает требования и программы экзаменов для аттестации профессионалов финансового рынка и осуществляет приём этих экзаменов;

— определяет стандарты деятельности и ведёт реестр саморегулируемых организаций;

— создаёт и контролирует деятельность территориальных отделений ФСФР РФ;

— осуществляет контроль за соблюдением законодательства на РЦБ;

— осуществляет функции по контролю и надзору в отношении эмитентов, профессиональных участников РЦБ, государственных и негосударственных пенсионных фондов, товарных бирж, инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и их управляющих компаний, специализированных депозитариев инвестиционных фондов, ипотечных агенств, управляющих ипотечным покрытием, специализированных депозитариев ипотечного покрытия, саморегулируемых организаций, государственной управляющий компании;

— контролирует общедоступность системы раскрытия информации на РЦБ;

— ведёт реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий ПУ РЦБ. Выполняет другие функции.

Министерство финансов РФ осуществляет следующие функции по регулированию фондового рынка:

— определяет политику привлечения средств с внешнего и внутреннего рынка с помощью фондовых инструментов;

— регулирует международные фондовые отношения;

-0регулирует и регистрирует выпуски государственных и муниципальных ценных бумаг, является эмитентом государственных облигаций;

— ведёт реестр государственных и муниципальных ценных бумаг;

— разрабатывает нормативные документы по выпуску и обращению государственных и муниципальных ценных бумаг;

— лицензирует производство и ввоз на территорию РФ бланков ценных бумаг;

— осуществляет подготовку специалистов по ценным бумагам через систему повышения квалификации министерства и через систему финансовых колледжей. Выполняет другие функции.

Сложившаяся в России смешанная модель рынка ценных бумаг отводит Центральному банку РФ роль регулятора деятельности банков на рынке ценных бумаг. Центральный банк РФ осуществляет следующие функции в части регулирования РЦБ:

— устанавливает для коммерческих банков правила выпуска и обращения ценных бумаг, а также правила ведения учёта и отчётности по сделкам с фондовыми инструментами;

— выступает агентом по покупке и продаже государственных ценных бумаг, вместе с Минфином определяет их доходность;

— осуществляет лицензирование и регулирование деятельности банков с собственными ценными бумагами, надзор за деятельностью кредитных организаций, в том числе, за совершением операций на рынке ценных бумаг;

— осуществляет аттестацию специалистов банков, повышение их квалификации;

— ведёт реестры эмиссионных ценных бумаг банков;

— ведёт реестры банков, являющихся акционерными обществами;

— осуществляет подготовку и повышение квалификации специалистов через систему банковских колледжей. Выполняет другие функции.

Регулирование фондового рынка осуществляют и другие государственные органы. Так, Государственная дума РФ утверждает законы по регулированию деятельности на РЦБ. Президент РФ утверждает указы, с помощью которых оперативно вводятся в действие новые механизмы, способствующие совершенствованию работы на фондовом рынке. Правительство РФ утверждает постановления и положения, в которых достаточно подробно прорабатываются механизмы функционирования отдельных элементов фондового рынка. Правительство осуществляет подготовку проектов законов, указов, других документов, им организуется и контролируется законотворческая деятельность министерств, комиссий, комитетов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8840 — | 7650 — или читать все.

Регулирование фондового рынка

Понятие регулирования фондового рынка

Понятие регулирования фондового рынка представляет собой упорядочение деятельности на рынке всех участников и их операций.

Регулирование охватывает всех его участников, к которым относятся эмитенты, инвесторы, профессиональные фондовые посредники,субъекты хозяйствования инфраструктуры рынка.

Регулирование участников рынка может быть как внешним, так и внутренним. Последний представляет собой подчиненность деятельности данного субъекта хозяйствования его собственной нормативной документации. Внешнее регулирование говорит о подчиненности деятельности данного субъекта хозяйствования нормативному законодательству страны, иных субъектов хозяйствования, международным соглашениям. Регулирование фондового рынка проводится органами или субъектами хозяйствования, которые уполномочены на выполнение функций регулирования. С таких позиций различают такие виды регулирования, как государственное, которое осуществляется органами власти страны, осуществляемое профессиональными участниками рынка, общественное.

Читать еще:  Рыночный обменный курс валют это

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Процесс регулирования на рынке включает в себя следующие аспекты:

  • Создание нормативной базы деятельности рынка, то есть разработка законодательных актов и иной нормативно-правовой документации, которая ставит деятельность рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;
  • Отбор профессиональных участников рынка. Действующий в современных условиях фондовый рынок невозможен без профессиональных посредников;
  • Контроль за соблюдением выполнения всеми участниками рынка норм и правил деятельности рынка. Данный контроль осуществляется соответствующими органами власти;
  • Систему штрафов за несоблюдение норм и правил, которые были установлены на рынке. К ним можно отнести: предупреждения, штрафы, уголовные наказания и др.

Роль государства в регулировании фондового рынка

Органы государственной власти выступают на фондовом рынке в качестве:

  • Эмитента в вопросах выпуска ценных бумаг;
  • Инвестора в вопросах управления крупными портфелями акций промышленных субъектов хозяйствования;
  • Профессионального участника в вопросах торговли акции в процессе приватизационных аукционов;
  • Регулятора в вопросах создания законодательных актов. Государственное регулирование фондового рынка представляет собой процесс регулирования со стороны органов законодательной власти. Система государственного регулирования деятельности фондового рынка включает в себя следующие аспекты:
  • Законодательные и иные нормативно-правовые акты;
  • Государственные органы регулирования и контроля, которые подразделяются на прямые, административные и косвенные-административные. Первый вид управления рынком со стороны органов государственной власти проводится путем установления обязательных требований ко всем участникам рынка, регистрации участников и эмитируемых ими ценных бумаг, лицензирования профессиональной деятельности, обеспечения гласности и равной информированности всех участников рынка, поддержки соблюдения законодательства на рынке. Второй вид управления на фондовом рынке проводится органами государственной власти через находящихся в их распоряжении экономических рычагов и капиталов, к которым можно отнести систему налогообложения (например, налоговые ставки, льготы и т.п.), кредитно-денежную политику (например, процентные ставки по кредитам, МРОТ и т.п.), государственный бюджет (гос. бюджет и внебюджетные фонды), государственную собственность и ресурсы государства (государственные унитарные субъекты хозяйствования, природные ресурсы, водные и земельные объекты).

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Концепции регулирования фондового рынка

В современных условиях рыночной экономики существуют две концепции регулирования органами государственной власти деятельности фондового рынка.

Первая концепция заключается в регулировании рынка преимущественно сосредоточенного в органах государственной власти, то есть саморегулирующиеся субъекты хозяйствования. В качестве примера можно привести Францию.

Вторая концепция заключается том, что максимально возможный объем полномочий передается саморегулирующимся субъектам хозяйствования, а большую часть контроля осуществляется при помощи не жестких предписаний, а переговорного процесса, индивидуальных согласований с участниками рынка, с учетом сохранения государством за собой основных контрольных позиций, возможности в любой момент вмешаться в процесс саморегулирования. В качестве примера можно привести Великобританию.

В реальной практике развитых фондовых рынков степень нейтрализации и жесткость регулирования колеблются между данными концепциями. Саморегулируемые субъекты хозяйствования представляют собой некоммерческие, негосударственные субъекты хозяйствования, которые были созданы профессиональными участниками рынка на добровольной основе, дабы заниматься регулированием определенных вопросов фондового рынка на основании государственной поддержки, которая выражена в присвоении им государственного статуса саморегулируемого субъекта хозяйствования.

Таким образом, основным принципом регулирования обращения ценных бумаг служит сопоставление спроса и предложения капиталов независимо от среды их обитания. Данное регулирование имеет цели введение в процесс торгов все стороны, установление единой цены, ограничения рисков участников рынка.

Данные цели достигают путем создания единой национальной системы котировки и учета ценных бумаг.

Стоит отметить, что функционирование таких систем вовсе не говорит о том, что в государстве должен существовать только один рынок, где происходит котирование всех капиталов. Например, в США существует семь видов фондовых рынков и единственная система котирования заключена в том, что соответствующими капиталами торгуют на соответствующих рынках. Во Франции, капиталы котируются в единой системе рынков, а хранятся и учитываются в одном национальном депозитарии. Большая часть развитых государств имеет по одному фондовому рынку и одному государственному депозитарию.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Научная электронная библиотека

Топсахалова Ф М-Г,

5.3. Государственное регулирование рынка ценных бумаг

Система управления рынком ценных бумаг основана на использовании государственных и негосударственных методов регулирования. В мировой практике различают две модели регулирования РЦБ:

Регулирование фондового рынка является преимущественной функцией государственных органов. Лишь небольшая часть полномочий – по надзору, контролю, установлению правил государство передает объединениям профессиональных участников РЦБ. Такая система во Франции.

При сохранении за государством основных контрольных позиций когда возможный контроль передается саморегулируемым организациям – эта традиционная система голосования и переговоров существует в Великобритании.

Государственное регулирование РЦБ включает в себя:

O разработку и реализацию специальных нормативно-правовых актов;

O разработку стандартов, т.е. набора обязательных требований к участникам рынка, финансовым инструмента и т.п.;

O регламентацию основных процедур и государственный контроль за соблюдением действующего законодательства со стороны участников рынка.

Задачами государственного регулирования рынка являются:

u реализация государственной политики развития РЦБ;

u обеспечение безопасности РЦБ для профессиональных участников и клиентов;

u создание открытой системы информации о РЦБ и контроль за обязательным раскрытием информации участниками рынка.

Структура государственных органов, регулирующих фондовый рынок, зависит от принятой модели рынка и степени централизации управления. Российский фондовый рынок имеет смешанную модель управления, так как в качестве регулирующих инстанций являются Центральный банк РФ и небанковские государственные органы во главе с ФК ЦБ РФ и саморегулируемые инстанции профессиональных участников РЦБ. Опыт стран с развитым РЦБ показывает, что государство должно осуществлять следующие функции:

0 разработать концепции развития рынка, осуществление программ ее реализации, разработка соответствующих законодательных актов;

0 концентрация ресурсов (частных и государственных) для развития инфраструктуры рынка;

0 создание системы информации о состоянии РЦБ;

0 создание системы защиты инвесторов от потерь;

0 контроль за соблюдение, применением санкций за нарушение правовых норм;

0 контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка

0 предотвращение негативного воздействия на фондовом рынке;

0 регулирование рынка государственных ценных бумаг

0 разработка и регистрация общих правил функционирования РЦБ

0 арбитраж о спорах о выполнении зарегистрированных правил и обязательств участниками рынка ценных бумаг.

В связи с постоянными изменениями ситуации на фондовом рынке страны многие правовые нормы быстро устаревают. В целом законодательство, регулирующее обращение РЦБ, имеет большие проблемы, не охватывает важные области фондового рынка.

На первичном рынке государственное регулирование сосредоточено на поддержании единого порядка выпуска (эмиссия) ценных бумаг в обращение посредством государственной регистрации проспектов эмиссии путем лицензирования деятельности профессиональных участников рынка.

На вторичном рынке государственный контроль осуществляется посредством лицензирования деятельности профессиональный участников рынка путем выдачи аттестатов, дающих право на совершение сделок, определенных видов деятельности, а также надзора за соблюдением антимонопольного законодательства.

Особое место в регулировании развития РЦБ занимает налогообложение операций с ценными бумагами. Выделяются следующие методы регулирования РЦБ:

u регистрации выпусков РЦБ, проспектов эмиссии;

u аттестация специалистов;

u страхование инвесторов;

u надзор и контроль за проведением операций;

u аудиторский и рейтинговый контроль за финансовым состоянием эмитентов;

u раскрытие и публикация информации в соответствии с действующим законодательством.

Федеральное устройство России предполагает двухуровневое регулирование РЦБ на федеральном и региональных уровнях. Если Федеральная система управления фондовым рынком в целом сложилась, то система регулирования региональных рынков пока еще формируется. В состав региональной комиссии по ценным бумагам входят представители администрации территорий, территориальные подразделения фонда государственного имущества, управления юстиции, государственной налоговой инспекции, управления государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке развития предпринимательства , ЦБ и др.

Читать еще:  Необходимость государственного регулирования рынка

При региональной комиссии создан консультационно-совещательный орган – экспертный совет. В его состав входят представители государственных органов, деятельность которых связана с регулированием финансового рынка, представителями участников РЦБ.

Региональные комиссии обеспечивают выполнение на своих территориях распоряжений региональных представительств, в сферу ее компетентности входят следующие вопросы:

– разработка основных направлений развития регионального РЦБ;

– регламентация порядка деятельности:

? юридически и физических лиц на региональном РЦБ;

? специализированных регистров, депозитариев, банков, занимающихся деятельностью по ведению и хранению реестров акционеров;

? определение обязательный требований и иных условий допуска ценных бумаг к их публичному размещению.

Типичные формы государственного регулирования рынка ценных бумаг

Рынки ценных бумаг в значительной степени являются свободными рыночными институтами, но большая часть их деятельности сильно подвержена прямым и косвенным воздействиям со стороны государства. Для более эффективного воздействия государство вооружено необходимыми рычагами осуществления надзора и контроля за деятельностью участников рынка ценных бумаг. Однако существует опасность того, что действия государства могут легко ослабить или нейтрализовать возможное положительное воздействие фондовых рынков на экономику, искажая решения инвесторов и эмитентов. Из этого следует, что при работе с рынками ценных бумаг особенно важно найти правильное соотношение между силами рынка и государственным вмешательством.

Вмешательство государства в деятельность рынка ценных бумаг может происходить в виде комбинаций двух форм воздействия – управляющего и развивающего.

Государство может управлять рынком, используя законы, правила и специальные органы, чтобы обеспечить честное, эффективное и стабильное функционирование рынка. Одновременно государство применяет средства, направленные на развитие фондовых рынков, используя стимулы и принуждение, с целью обеспечения доступа инвесторов и эмитентов к широкому спектру инструментов для работы с ценными бумагами.

Там, где государство имеет намерения вызвать быстрое развитие рынка ценных бумаг, существует тенденция вмешиваться более широко и сильно для того, чтобы стимулировать рост. Однако интенсивное вмешательство увеличивает вероятность искажения пути развития рынка ценных бумаг, так как оно ускоряет рост и вызывает изменения до того, как они действительно потребуются. Помимо этого соображения об интенсивности, успех или провал государственного вмешательства зависят от того, уместно ли государству вмешиваться в данных обстоятельствах и насколько правильно это вмешательство нацелено и осуществлено.

Возможны три варианта развивающего воздействия государства на деятельность фондового рынка.

1. Непосредственно воздействовать на рынок ценных бумаг, например:

а) уменьшить стоимость наращивания капитала, предлагая значительные налоговые преимущества тем компаниям, которые публично предлагают свои ценные бумаги;

б) для обеспечения глубины рынка увеличить количество ценных бумаг путем обязательного предписания всем компаниям с определенной величиной уставного капитала и периодом существования предлагать к продаже свои ценные бумаги;

в) снизить стоимость сделок, зафиксировав брокерское вознаграждение на низком уровне;

г) уменьшить прямые цены рыночной инфраструктуры путем финансирования и обеспечения работы некоторых фондовых бирж.

2. Изменить политику в тех областях, которые имеют воздействие на рынок ценных бумаг, таким образом, чтобы непосредственно стимулировать рынок, например:

а) поставить верхний предел на размер кредита, выдаваемого предприятиям коммерческими банками и снизить действующую учетную ставку на банковские депозиты, подталкивая, таким образом, инвесторов и тех, кто наращивает капитал, к рынку ценных бумаг;

б) стимулировать ликвидность рынка ценных бумаг путем установления низкого или нулевого налога на увеличение рыночной стоимости капитала от прибыли по сделкам с ценными бумагами, облагая в то же время налогом другие виды непроизводственного дохода.

3. Изменить более общую политику с намерением усилить рост рынка ценных бумаг, например:

а) поддерживать надежную и стабильную макроэкономику, держать учетные ставки на низком, но положительном уровне и отменить дифференциальные пошлины с инвестиционных альтернатив;

б) ослабить правила и процедуры по иностранным инвестициям, чтобы улучшить инвестиции в зарубежные портфели.

Понятно, что государство имеет в своем распоряжении рычаги, которые позволяют стимулировать рост рынка ценных бумаг. Но вопрос заключается в том, какие из этих рычагов и когда оно должно использовать? В тех случаях, когда значительное число прибыльных предприятий находятся на пределе своих кредитных возможностей и их рост сдерживается высокой стоимостью наращивания капитала на рынках ценных бумаг, эффективно и необходимо использовать инструменты первого варианта, посредством которого возможно усиление роста рынка и удовлетворения нужд компаний. С другой стороны, если совокупное значение сбережений инвесторов является низким для того, чтобы обеспечить эффективный спрос на новые ценные бумаги, или прибыльность предприятий в общем низка, то вмешательство по первому варианту будет неэффективным или исказит инвестиционные решения. В этом случае лучше применить меры третьего варианта с целью создать благоприятный климат для инвестиций в ценные бумаги.

Таким образом, достаточно четко определена первая форма вмешательства государства в деятельность фондового рынка, а именно – форма развития.

Вторая форма вмешательства государства в деятельность рынка ценных бумаг – форма управления – характеризуется наличием нескольких способов контроля. Наиболее интересными являются четыре способа, каждый из которых имеет определенный набор инструментов и приемов, позволяющий с определенной долей эффективности управлять развитием фондового рынка.

1. Благоразумный контроль устанавливает для участников фондового рынка требования к адекватности капитала и создает систему наблюдения и обеспечения выполнения этих требований. Он регулирует прямые отчисления капитала, норма которых установлена на таком уровне, чтобы иметь возможность противостоять рыночным возмущениям, таким как возможное вредное влияние на систему в результате финансового краха посредника.

2. Защитный контроль устанавливает структуру взаимоотношений между посредниками и их клиентами, а также малыми и большими инвесторами. Особое внимание уделяется раскрытию информации, ясности контрактных взаимоотношений и абсолютной ответственности, основанной на доверии. Возникающие затраты тем больше, чем больше степень защищенности малого и наименее подготовленного инвестора. Основой правильных рассуждений является нахождение баланса между недо- и перезащищенносгью.

3. Организационный контроль проводится для установления и функционирования таких организаций, как фондовые биржи, расчетные палаты и системы рыночной информации. Он нацелен на то, чтобы, учитывая соревновательность рынка в предложении этих услуг, накладывать в то же время внешние критерии, такие как надежность и техническая подготовленность производителя услуги с целью защиты стабильности системы в целой.

4. Структурный контроль позволяет государству управлять объемом и составом рынка ценных бумаг в целом через механизмы, как ограничения на деятельность иностранных инвесторов, эмитентов, посредников, а также на конкретные финансовые инструменты, которые могут становиться предметом купли-продажи.

Эти четыре формы управляющей деятельности на практике представляют собой выполнение широкого ряда функций, таких как установление правил, надзор за рынком ценных бумаг и преследование за нарушение законов, изучение и утверждение проспектов эмиссий и отчетов и других документов посредников, а также надзор за операционной и финансовой стабильностью фондовых бирж, расчетных, клиринговых палат и центров и других форм обеспечения функционирования рынка.

В большинстве развитых стран мира рынок ценных бумаг находится под активным воздействием государственного регулирования, функции которого выполняют специальные государственные, органы (в США – Комиссия по ценным бумагам и фондовым биржам, в Японии – Комиссия по сделкам с ценными бумагами, в Германии – Центральная комиссия по рынкам).

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты 220 Вольт
Adblock
detector
×
×