Business-insider.ru

Про деньги в эпоху кризиса
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Гос регулирование рынка труда

Государственное регулирование

Учебные материалы, статьи и конспекты лекций.

Государственное регулирование рынка труда

Рынок труда – это система экономических отношений в обществе по поводу купли-продажи ресурса труда.

Труд — это процесс использования физических и умственных способностей людей при производстве товаров и услуг.

Основные элементы рынка труда:

  • 1. Спрос на труд (это то количество труда, которое желают и могут привлечь работодатели, для вовлечения в производство), зависит от уровня зарплаты.
  • 2. Предложение труда (это то количество труда, которое желают и могут предложить работники для выполнения работы).
  • 3. Цена труда (зарплата, формируется на основе спроса / предложения труда).
  • 4. Конкуренция.

Необходимость государственного регулирования рынка труда вытекает из следующих обстоятельств:

  • 1. Негибкость зарплаты (так как ослабевает конкуренция в силу монополизации рынка труда в современных условиях: крупными корпорациями, навязывающими условия труда и уровень зарплаты; работниками, которые вступают в профсоюзы, выступающие монополистом в предложении труда, ставят определенные условия коллективного договора).
  • 2. Наличие социальных аспектов в функционировании рынка труда (зарплата не может опуститься ниже прожиточного минимума).

Государственное регулирование рынка труда – это совокупность средств и методов государственного регулирования, направленных на совершенствование механизма рынка труда.

Задачи государственного регулирования рынка труда:

  • 1. Достижение оптимального соотношения между спросом и предложением труда, таким образом обеспечение уровня безработицы в естественной норме (до 5% экономически активного населения). В Российской Федерации в 2009 году циклическая безработица составила 7,8%, неполная занятость – 473 тыс. по инициативе работодателя, 476 тыс. – по соглашению, в отпусках — 174 тыс., неоплачиваемые отпуска – 845 тыс. То есть, безработица вместе с неполной занятостью – 10,34%. При этом в РФ 76,4 млн. человек экономически активного населения.
  • 2. Сокращение продолжительности безработицы.
  • 3. Снижение чрезмерных различий в региональных рынках труда. Самый высокий уровень безработицы в Ингушетии – 22%. Наряду с этим в Москве – 0,8%, а в Санкт- Петербурге – 0,7%. В Ставропольском крае — 15%.
  • 4. Обеспечение соответствия оплаты труда его содержанию. В РФ 17,4 % населения с доходами ниже прожиточного минимума.

Все инструменты государственного регулирования рынка труда подразделяются на административные и экономические.

Административные:

  • 1. Установление МРОТ.
  • 2. Пособие по безработице.
  • 3. Организация переподготовки кадров, повышение квалификации.
  • 4. Изменение масштабов подготовки работников разных профессий.
  • 5. Регулирование оплаты труда по отраслевым тарифным сеткам.

Экономические — в рамках бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики:

  • 1. Снижение налогов.
  • 2. Увеличение государственного заказа.
  • 3. Снижение ставок по кредитам.

Министерство экономического развития и торговли, Федеральная служба по труду и занятости населения занимаются государственным регулированием рынка труда в РФ.

Государственная концепция действий на рынке труда:

  • 1. Достижение равенства МРОТ и прожиточного минимума.
  • 2. Создание условий для достижения соответствия между спросом и предложением труда.
  • 3. Улучшение условий и усиление системы охраны труда на предприятиях.
  • 4. Оптимизация использования труда иностранных рабочих.
  • 5. Улучшение профессиональной ориентации населения.

Государственное регулирование рынка труда

Основные цели государственного регулирования рынка труда:

1. Обеспечение полной занятости, под которой понимается отсутствие циклической безработицы при сохранении естественного уровня безработицы.

2. Создание гибкого рынка труда, способного быстро приспосабливаться к изменениям в экономике.

Можно выделить следующие задачи, стоящие перед государством на рынке труда:

· достижение такого соотношения между спросом и предложением труда, а также его активной и резервной частями, при котором, с одной стороны, обеспечивается необходимый уровень жизни основной массы населения, а с другой — сохраняются эффективные стимулы к труду.

· формирование оптимальной профессионально-отраслевой, квалификационной, географической мобильности трудовых ресурсов.

· интеграции национального рынка труда в международную систему разделения труда.

Государственная политика на рынке труда осуществляется в двух основных формах:

1. Активной – создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости и преодоление безработицы путем обучения и переобучения работников.

2. Пассивной – поддержка безработных путем выплаты пособий.

Активная политика государства направлена на то, чтобы каждый человек, желающий работать, мог найти рабочее место соответственно своим запросам. Он должен иметь возможность повышать свою конкурентоспособность на рынке труда.

К основным формам активной политики относятся:

· стимулирование государством инвестиций в экономику, и, следовательно, создания новых рабочих мест;

· организация переобучения и переквалификации безработных;

· развитие служб занятости, бирж труда, осуществляющих посреднические функции на рынке труда, предоставление информации о вакантных рабочих местах;

· содействие мелкому предпринимательству как способу обеспечения самозанятости;

· государственное стимулирование (налоговыми и законодательными рычагами) предоставления работодателями рабочих мест определенным группам населения, например, молодежи, инвалидам и т.п.;

Читать еще:  Условия возникновения и функции рынка

· содействие, в случае необходимости, перемене места жительства для получения работы;

· международное сотрудничество в решении проблем занятости, решение вопросов, связанных с международной трудовой миграцией;

· создание рабочих мест в государственном секторе, организация общественных работ.

Пассивная политика занятости включает создание системы социального страхования и иных каналов материальной помощи лицам, потерявшим работу. Формы пассивной политики:

· регистрация лиц, ищущих работу,

· определение пособия по безработице,

· организация системы его предоставления,

· осуществление неденежных форм поддержки безработных и членов их семей.

В развитых странах финансовая поддержка безработных осуществляется на основе систем страхования от безработицы (как обязательных, так и добровольных).

Классификация методов государственного регулирования рынка труда:

I. По форме воздействия:

1. Прямые методы регулирования. Государственное субсидирование и стимулирование занятости на предприятиях путем предоставления различных льгот, в том числе налоговых, организация общественных работ, стимулирование создания новых рабочих мест, развитие системы производственного обучения и переподготовки, стимулирование/сдерживание развития производства в определенных регионах, регламентация продолжительности рабочего дня, регламентация международной миграции работников,

2. Косвенные методы регулирования. Регулирование демографической ситуации, увеличение/уменьшение государственных закупок, налоговая и кредитно-денежная политика. Данные методы воздействуют на рынок труда, изменяя условия хозяйствования в сторону стимулирования или торможения экономических процессов:

Методы прямого воздействия оказывает влияние в основном на предложение труда, косвенного — на спрос.

II. По характеру воздействия:

4. Защитные (например, защита национального рынка труда от излишней иммиграции).

III. По содержанию:

2. Административные (например, снижение/увеличение порога пенсионного возраста, уменьшение/увеличение продолжительности рабочего времени, ограничение числа рабочих мест для одного работника, включая работу по совместительству).

3. Смешанные, сочетающие в себе экономическое и административное регулирование.

Разные виды безработицы требуют применения разных мер ее регулирования. Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет улучшения информационного обеспечения рынка труда и устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы (например, через эффективную работу бирж труда, информационной поддержки инвестиционных программ и т.п.). Сокращению структурной безработицы способствуют программы профессионального переобучения. Борьба с циклической безработицей включает меры макроэкономического регулирования совокупного спроса и совокупного предложения.

Инфляция

Инфляция – устойчивая тенденция к повышению общего уровня цен. Это сложное социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства, возникает в связи с длительным неравновесием экономики. Оно не сводится к чисто денежному феномену, так как рост цен может быть вызван как состоянием денежной сферы, так и иными причинами. Следует учесть, что не всякое повышение цен вызывается инфляционными причинами (например, сезонные колебания цен).

Дефляция – устойчивая тенденция к снижению общего уровня цен.

Уровень инфляции (темп роста цен) – относительное изменение общего уровня цен.

Р – средний уровень цен в текущем году (отчетном году)

Р-1 – средний уровень цен в прошлом году (базисном году)

Средний уровень цен измеряется индексами цен. Часто в качестве основы для расчета инфляции используется индекс потребительских цен.

Индекс потребительских цен рассчитывается как отношение стоимости потребительской корзины в текущем периоде к ее стоимости в базисном периоде.

ПродуктКоличествоЦена за единицу
Отчетный годБазисный год
А5,04,0
В4,03,0
С25,020,0

Вариант расчета индекса потребительских цен:

Темп роста цен в этом случае составит 26%.

Причины инфляции:

1. Бюджетный дефицит, покрываемый за счет эмиссии, что ведет к несоответствию между количеством денег в обращении и товарной массой.

2. Финансирование инвестиций за счет дополнительной эмиссии или инвестиции, не приводящие к увеличению реального выпуска. Например, милитаризация экономики приводит к увеличению платежеспособного спроса без соответствующего товарного покрытия.

3. Особенности структуры современного рынка, являющегося в значительной степени олигополистическим. Монопольная рыночная власть может приводить к поддержанию длительного несоответствия между AD и AS, ограничивая последнее посредством препятствия проникновения в отрасль новых производителей и/или ограничения собственного выпуска.

4. Инфляционные ожидания. Они закладываются и в цены товаров, и в заработную плату, и в потребительское поведение. Ожидания могут привести к резкому повышению спроса по сравнению с предложением и к соответствующему росту цен.

5. Импорт инфляции через внешнеэкономические каналы. Чем больше открытость экономики, тем выше вероятность импортирования инфляции.

В реальной экономической жизни наблюдается комбинация тех или иных инфляционных факторов, зависящая от конкретных экономических условий.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 11340 — | 7602 — или читать все.

Читать еще:  Функции рынка это в экономике

Государственное регулирование рынка труда и занятости населения

Государство проводит политику занятости, корректирует траекторию рынка труда и обеспечивает социальную защиту населения, а также выступает в роли работодателя на государственных предприятиях и инвестора, финансирующего важные общегосударственные программы и проекты.

Регулирование рынка труда должно быть направлено на улучшение его функционирования, обеспечение условий формирования рабочей силы и ее распределения по территориям, сферам и отраслям хозяйства в целях достижения сбалансированности между спросом и предложением рабочей силы.

Политика на рынке труда – это политика, направленная на улучшение функционирования рынка труда с целью сокращения времени поиска работы и заполнения вакантных рабочих мест через воздействие на внутренние факторы функционирования рынка труда.

Главная цель регулирования рынка труда – достижение полной, продуктивной, эффективной и свободно избранной занятости населения, обеспечение народного хозяйства квалифицированной рабочей силой.

Основными задачами государственной политики в области регулирования рынка труда и занятости населения являются:

— содействие в реализации прав граждан на свободное распоряжение своими способностями к труду, на достойный труд по свободно выбранному роду деятельности и профессии;

— обеспечение реализации прав граждан на защиту от безработицы;

— обеспечение соблюдения прав в области охраны и оплаты труда, предотвращение нарушений прав трудящихся, в том числе принудительного труда, дискриминации;

— содействие обеспечению работодателей рабочей силой в необходимом количестве и требуемой квалификации; народного хозяйства квалифицированной рабочей силой.

Технологии регулирования предусматривают методы не только прямого, но и преимущественно косвенного воздействия.

К методам прямого воздействия на рынок труда можно отнести государственное субсидирование реализации специальных программ по созданию рабочих мест, развитию предпринимательства, обучению безработных и другие меры.

К методам косвенного воздействия относится государственная политика в области образования, занятости, демографии, миграции, инвестиций, налогов.

Все мероприятия по регулированию рынка труда можно условно сгруппировать в три блока.

Первый блок включает законодательство, определяющее правила поведения основных субъектов рынка труда и порядок их взаимодействия со службой занятости и между собой.

Второй блок включает всю функциональную деятельность службы занятости по предоставлению разнообразных услуг соискателям рабочих мест.

Третий блок включает систему социальных гарантий и материальной поддержки безработных, обеспечение соблюдения прав в области охраны и оплаты труда, предотвращение нарушений прав трудящихся, дискриминации.

Технология мониторинга и прогнозирования ситуации на рынке труда включает:

— определение профессионально-квалификационной структуры перспективной потребности работодателей в рабочей силе;

— определение профессионально-квалификационной структуры дополнительной потребности работодателей в рабочей силе в связи с реализацией приоритетных национальных проектов, федеральных и региональных целевых программ, государственных инвестиционных проектов;

— прогнозирование величины и профессионально-квалификационной структуры предложения рабочей силы на рынке труда с учетом изменения демографической ситуации и сложившейся структуры профессионального образования;

— формирование федерального регистра получателей государственных услуг по содействию занятости, включающего сведения о гражданах и работодателях, обратившихся в органы службы занятости.

Новая концепция государственной политики занятости предусматривает передачу некоторых федеральных полномочий по содействию занятости населения на региональный уровень, поэтому именно здесь эффективно апробируются и реализовываются передовые технологии и механизмы регулирования рынка труда.

Важнейшим инструментом регулирования рынка труда и занятости являются региональные программы содействия занятости населения, через которые государство и социальные партнеры воздействуют как на объемы и структуру предложения рабочей силы, так и на спрос – непосредственно путем создания рабочих мест в общественном секторе, либо косвенно, стимулируя предпринимательство, создающее новые рабочие места.

В настоящее время сложились следующие основные направления регулирования занятости и регионального рынка труда:

— предотвращение массовых высвобождений и увольнений работников, создание новых или сохранение существующих экономически целесообразных рабочих мест;

— достижение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, минимизация последствий массовой безработицы в регионах;

— развитие кадрового потенциала путем совершенствования подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

— наращивание объемов профессиональной ориентации и психологической поддержки граждан, потерявших работу, повышение их конкурентоспособности и профессиональной мобильности на рынке труда;

— наращивание перечня и объемов общественных работ;

— реализация программ обеспечения рациональной структуры занятости.

Успех деятельности по регулированию рынка труда во многом зависит от использования механизмов и технологий активных действий на рынке труда. В этих целях успешно применяется «Технология организации работы с гражданами, ищущими работу, и безработными», ориентированная на использование автоматизированных рабочих мест информационно-справочной системы «Занятость».

Технология работ по профессиональной ориентации включает услуги по профессиональному информированию, консультированию, отбору, психологической поддержке, профессиональной адаптации.

Технология организации профессионального обучения безработных включает следующие взаимосвязанные единой целью компоненты:

Читать еще:  Структура денежного рынка

— анализ состояния и прогнозных характеристик рынка труда, потребностей экономики регионов и конкретных предприятий и организаций в рабочей силе;

— определение численности безработных, нуждающихся в профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации;

— выбор на конкурсной основе образовательных учреждений и заключение договоров на обучение безработных;

— разработка региональных программ профессионального обучения различных социально-демографических групп незанятого населения;

— определение условий и порядка направления безработных граждан на учебу (стипендии, социальные выплаты, проживание), расчет финансовых средств, необходимых для профессионального обучения;

— определение контингента безработных, нуждающихся в психологической поддержке и дополнительных гарантиях содействия занятости;

— учебно-методическое обеспечение профессионального обучения;

— заключение договоров между службами занятости, образовательными учреждениями, работодателями и гражданами, направляемыми на обучение;

— осуществление мониторинга профессионального обучения.

Особую актуальность приобретают также технологии: обучения безработных граждан предпринимательству; проведения общественных работ; повышения потенциала трудоустройства и адаптации различных социально-демографических групп населения к рыночным условиям; временного трудоустройства подростков и незанятого населения.

Одним из ключевых элементов нового подхода к регулированию рынка труда является внедрение современных технологий профилирования (дифференцированного подхода) безработных. Это позволяет с помощью специальных обследований выявлять категории безработных, нуждающихся в наибольшем внимании со стороны служб занятости, а также реализовывать эффективные подходы к решению проблем их обучения и трудоустройства.

|следующая лекция ==>
Понятие и элементы рынка труда|Этапы планирования ЧР

Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 2359 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Государственное регулирование рынка труда

С ерьезные социально-экономические последствия безработицы обусловили необходимость государственного вмешательства в сферу труда, которое способствует видоизменению трудовых отношений, регулирует их, ограничивает свободу рыночных сил. Государство проводит целенаправленную политику регулирования рынка труда.

Создана мощная система законодательства, регулирующая трудовые отношения (порядок найма и увольнения, продолжительность рабочего дня, безопасность труда, минимальную заработную плату, предоставление выходных дней и отпусков, разрешение трудовых конфликтов, проведение забастовок и пр.) на национальном и интернациональном уровне.

Главными целями государственного регулирования рынка труда является:

• обеспечение полной занятости, под которой понимается отсутствие циклической безработицы при сохранении «естественного уровня безработицы», определяемого размерами ее фрикционной и структурной форм;

• создание «гибкого рынка труда», способного быстро приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий развития экономики, сохранять управляемость и стабильность. Эта «гибкость» по сравнению с традиционным рынком труда, проявляется в гибком использовании работников на условиях неполного рабочего дня, временной занятости, сменяемости рабочих мест, изменения количества смен, расширения или добавления в зависимости от необходимости рабочих функций. Каждый желающий трудиться должен найти на таком рынке рабочее место, отвечающее его потребностям.

Государственная политика на рынке труда осуществляется в двух основных формах:

• активной — создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости и преодоление безработицы путем обучения и переобучения работников;

• пассивной — поддержка безработных путем выплаты пособий.

Проведение активной политики, нацеленной на достижение полной занятости, является в развитых странах с социально ориентированной рыночной экономикой приоритетным направлением государственной политики на рынке труда. К основным мерам этой политики относятся:

• стимулирование государством инвестиций в экономику, что выступает главным условием создания новых рабочих мест;

• организация переобучения и переквалификации структурно-безработных;

• развитие служб занятости, бирж труда, осуществляющих посреднические функции на рынке труда, предоставление информации о вакантных рабочих местах;

• содействие мелкому и семейному предпринимательству, что рассматривается во многих странах важным методом обеспечения занятости населения;

• государственное стимулирование (налоговыми и законодательными мерами) предоставления работодателями рабочих мест определенным группам населения — молодежи, инвалидам;

• содействие, в случае необходимости, перемене места жительства для получения работы;

• международное сотрудничество в решении проблем занятости, решение вопросов, связанных с международной трудовой миграцией;

• создание рабочих мест в государственном секторе — в сфере образования, медицинских услуг, коммунальном хозяйстве, строительстве общественных зданий и сооружений;

• организация общественных работ.

Государственная поддержка лиц, оставшихся без работы, их социальная защита относят к пассивной форме политики государства на рынке труда. Безработным гражданам государство гарантирует:

• обеспечение социальной поддержки в виде пособий по безработице, материальной помощи и прочих социальных выплат;

• бесплатное медицинское обслуживание.

В развитых странах финансовая помощь безработным осуществляется на основе систем страхования по безработице. Минимальная задача этих выплат — обеспечение текущих жизненных расходов безработных. Продолжительность — от нескольких месяцев, до бессрочного вспомоществования (например, в Бельгии, Австралии). Средства формируются главным образом за счет государства и предпринимателей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector