Business-insider.ru

Про деньги в эпоху кризиса
4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Административные барьеры на российских рынках

Административные барьеры на российских рынках

Исследование инвестиционной сферы экономики всегда находилось в центре внимания экономической мысли. Это обусловлено тем, что категория инвестиций является базовым элементом повседневной хозяйственной деятельности субъектов рынка и процесса экономического рост государств мира. экономическая природа инвестиций раскрывается процессом расширенного воспроизведения, а именно из-за использования части национального дохода для увеличения внутреннего валового продукта. Для частного владельца процесс расширенного воспроизведения также составляет экономическую природу инвестиций, но отличие в том, что расходы на расширенное восстановление является сохранением владельца. Ожидаемая инфляция на 2016 год — 12,2%. Ее пик пришелся на весенние месяцы, когда индекс потребительских цен в годовом выражении достигал 17,5 %. Для сравнения, в 2015 году инфляция составила 11,4 %, в 2013 году — 6,5 %. Многие зарубежные бренды, планирующие свой выход на рынок России в 2014-2015 годах, заняли выжидательную позицию, но, несмотря на сложные экономические и политические условия российский рынок, общественного питания продолжает свой рост, хотя и не такими быстрыми темпами, как ранее. Это обусловлено слабой насыщенностью и высокой инвестиционной привлекательностью отрасли, особенно если рассматривать экономически развитые регионы. Теоретические и практические аспекты инвестирования нашли отражение в научных трудах отечественных ученых-экономистов: И.А. Бланка [1, с. 14], М.П. Денисенко [2, с. 7], М.И. Крупки [3,с. 13], Т.В. Майоровой [4, с. 4], Л.А. Пересади [5, с. 8], С.К. Реверчук [6, с. 3], Н.А. Татаренко [7, с. 9], и зарубежных — Л.Дж. Гитман, М.Д. Джонка [8, с. 11], А.В. Мертенса, Д. Норкотта, Е. Хелферт [9, с. 15], Р. Холта, С. Баренс, У. Шарпа [10 с. 17] и других. Анализ литературных источников дает возможность говорить, что исследования этих авторов касаются преимущественно определения сущности категорий «инвестиции», «инвестиционная деятельность», «инвестиционный процесс «и рычагов государственного воздействия на инвестиционные процессы и на развитие национальных экономик. Тема данной работы «Административные барьеры входа на российские рынки». Предметом исследования данной работы является инвестиционная деятельность. Объектом исследования являются административные барьеры входа на российские рынки. Целью данной работы является исследование процессов входа на российские рынки. Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач: 1) Исследование понятия, целей, особенностей, объектов и субъектов инвестиционной деятельности 2) Проведение оценки инвестиционных рисков и административных барьеров входа на российские рынки. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

К барьерам входа на товарный рынок относятся: а) административные ограничения, вводимые органами государственной власти и местного самоуправления и иными органами и организациями, наделенными правами данных органов (не противоречащие антимонопольному законодательству), в том числе: — условия лицензирования отдельных видов деятельности; — квотирование; — ограничения ввоза-вывоза товаров; — требования обязательного удовлетворения определенного спроса, поддержания мобилизационных мощностей, сохранения рабочих мест и социальной инфраструктуры; — предоставление льгот отдельным хозяйствующим субъектам; — препятствия в отведении земельных участков, предоставлении производственных и иных помещений; — условия конкурсного отбора поставщиков товара для государственных и муниципальных нужд; — экологические ограничения, в том числе запрещение строительства производственных мощностей и объектов транспортной инфраструктуры; — стандарты и предъявляемые к качеству требования; б) экономические ограничения, в том числе: — необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений; — ограниченная доступность финансовых ресурсов и более высокие издержки привлечения финансирования для потенциальных участников по сравнению с хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке; — издержки выхода с рынка, включающие инвестиции, которые невозможно возместить при прекращении хозяйственной деятельности; — издержки получения доступа к необходимым ресурсам и правам интеллектуальной собственности, издержки на рекламу, издержки на получение информации; — транспортные ограничения; — отсутствие доступа потенциальных участников к ресурсам, предложение которых ограничено и которые распределены между хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке; — наличие экономически оправданного минимального объема производства, обусловливающее для хозяйствующих субъектов более высокие затраты на единицу продукции до момента достижения такого объема производства (эффект масштаба производства); — преимущества хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка, в частности, по затратам на единицу продукции и по спросу на товар, по наличию долгосрочных договоров с приобретателями;

1. Авдашева С.Б. Вехи экономической мысли. Теория отраслевых рынков: учебник. – СПб.: Эконом. шк., 2013. – 327 с. 2. Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков. – М.: Магистр, 2011. – 320 с. 3. Авдашева С.Б., Розанова Н.М., Поповская Е.В. Вертикальные ограничения в Российской экономике. – М.: Эконом. фак., 1998 – 81 с. 4. Авдашева С.Б. Теория отраслевых рынков: учебник. – СПб.: Эконом. шк., 2015. – 624 с. 5. Бойцова Е.Ю. Экономика отраслевых рынков: учеб. пособие. – М.: МАКС Пресс, 2012. – 156 с. 6. Бутыркин А.Я. Естественные монополии. Теория и проблемы регулирования: учебник. – М.: Новый век, 2013. – 324 с. 7. Вурос А., Розанова Н. Экономика отраслевых рынков. – М.: Эконом. фак. МГУ; ТЕИС, 2011. – 253 с. 8. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. – СПб.: Эконом. шк., 2012. – Т. 2. – 503 с. 9. Джуха В.М., Курицын А.В., Штапова И.С. Экономика отраслевых рынков: учеб. пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 253 с. 10. Кабраль Л.Н. Организация отраслевых рынков: учебник. – Минск: Новое Знание, 2013. 11. Коуз Р.Г. Природа фирмы. Вехи экономической мысли / под ред. В.М. Гальперина // Теория фирмы. – СПб.: Эконом. шк., 2014. – Т. 2. – 321 с. 12. Лебедев О.Т. Экономика отраслевых рынков: учеб. пособие. – М.: Бослен, 2012. – 528 с. 13. Микроэкономика: Теория и российская практика: учебник для студентов вузов эконом. специальностей / под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. – М.: КноРус, 2016. – 624 с. 14. Пахомова Н.В., Рихтер К.К. Экономика отраслевых рынков и политика государства: учебник. – М.: Экономика, 2012. – 815 с. 15. Пелих А.С. Экономика отрасли: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д.: Феникс, 2015. – 321 с. 16. Порезанова Е.В. Экономика отраслевых рынков. – Саратов: Лотос, 2013. – 54 с. 17. Розанова Н.М. Экономика отраслевых рынков: учебник. – М.: Юрайт, 2012. – 912 с. 18. Рой Л.В., Третьяк В.П. Анализ отраслевых рынков: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 442 с. 19. Степанов И.С. Экономика отраслевых рынков: учеб. пособие. – 3-е изд. доп. и перераб. – М.: Юрайт, 2014. – 221 с. 20. Тарануха Ю.В. Микроэкономика: учебник. – М.: Дело и Сервис, 2010. – 640 с. 21. Тарануха Ю.В. Экономика отраслевых рынков (в структурно-логических схемах): учебно-метод. пособие. – М.: Дело и сервис, 2012. – 240 с. 22. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Микроэкономика: учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2013. – 375 с. 23. Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности: В 2 т. – СПб.: Эконом. шк. 2012. – 780 c. 24. Хитер Кен. Экономика отраслей и фирм: учеб. пособие. Пер. с англ. Хитер Кен / под ред. В.В. Герасименко. – М.: Финансы и статистика, 2014. – 723 с. 25. Хэй Д., Моррис Д. Теория организации промышленности. – СПб.: Эконом. шк., 2012. – 574 с. 26. Черемных Ю.Н. Микроэкономика. Продвинутый уровень. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 844 с. 27. Шерер Д., Росс Д. Структура отраслевых рынков. – М.: Инфра-М, 2011. – 698 с. 28. Экономика отраслевых рынков: учебно-метод. пособие / под ред. проф. Сидоровича. – М.: ДИС, 2012. – 451 с. 29. Экономическая теория. Вводный курс. Микроэкономика / под ред. И.Е. Рудоковой. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 576 с. 30. Экономическая теория: учеб. пособие / под ред. А.В. Сидоровича. – М.: Дело и Сервис, 2011. – 1040 с. 31. Юсупова А.Т. Промышленная экономика. – Новосибирск, 2011. – Ч. 1. – 54 с. 32. Яковлев А.А. Основные направления структурной политики и регулирования отраслевых рынков. – М.: ГУ ВШЭ, 2010. – 317 с.

Читать еще:  График равновесия на рынке труда

Административные барьеры развития конкуренции на отраслевых рынках и механизмы их деблокирования

Важнейшим фактором снижения конкурентоспособности российских фирм выступают высокие административные барьеры, возникающие вследствие невыполнения надлежащих функций гос. органами, а также слабости и неэффективности структур гос. регулирования и контроля. Административные барьеры – препятствия, возникающие при организации и осуществлении предпринимательской деятельности вследствие введения органами государственного и муниципального управления дополнительных бюрократических процедур и правил, мешающих ведению бизнеса и предусматривающих возмездный характер их преодоления.

С точки зрения отрицательных экономических последствий, возникающие экономические потери общества от существования административных барьеров могут быть разделены на:

— прямые потери, обусловленные завышением розничных цен хозяйствующими субъектами вследствие включения в них официальных и теневых выплат, которые вынуждены осуществлять субъекты для выполнения «барьерных правил»;

— косвенные потери, связанные с недопроизводством ВВП из-за снижения эффективности использования ресурсов вследствие затрудненного входа субъектов малого и среднего бизнеса на рынок.

Административные барьеры можно классифицировать в соответствии с этапами открытия дела и ведения бизнеса по трем блокам:

1. Админ. барьеры на входе предприятий на рынок – лицензирование, разрешение, регистрация, согласование проектной документации, получение доступа к льготному кредиту, выделению субсидий и т.д.;

2. Админ. барьеры, связанные с допуском товара на рынок – сертификация, идентификация, маркирование;

3. Админ. барьеры, связанные с админ. издержками в процессе текущей деятельности – инспекционная деятельность, контроль и надзор, делопроизводство, документооборот, многочисленные формы обязательной отчетности и т.д.

Преодоление административных барьеров является одной из главнейших задач. Фактически оно представляет собой совместную деятельность органов государственной власти в Российской Федерации, субъектов предпринимательства и организаций структур их поддержки (общественные организации, ассоциации, гильдии, союзы и т.п.) направленную на защиту законных прав и интересов субъектов предпринимательства, создание благоприятных условий по развитию предпринимательства путем принятия мер по исключению из практики регулирования административных барьеров. На сегодняшний момент основным механизмом преодоления является упрощение государственных регулирующих процедур (упрощение порядка регистрации, сокращение перечня лицензируемых видов деятельности, унификация административных процедур, минимизация числа согласующих и контролирующих инстанций, упрощение порядка и форм отчетности и др.); составление исчерпывающего перечня организаций, допущенных к осуществлению контрольных функций и осуществляющих плановые и другие виды проверок деятельности субъектов малого предпринимательства и т.д.

Читать еще:  Особенности функционирования рынка недвижимости

Вопрос модернизации для России сегодня не имеет альтернативы – это вопрос выживания, причем основные цели – благосостояние граждан и достойные позиции в мире. Модернизация общества, а не только основных фондов неизбежна.

Основными направлениями государственной политики по снижению административных барьеров выступают: дерегулирование экономики (на основе законодательного ограничения степени государственного вмешательства в экономику на всех уровнях властной вертикали, переход от административных к экономическим методам регулирования рынков, повышение степени прозрачности механизмов государственного регулирования, например, через конкурсную систему распределения госзаказа; повышение жалованья госслужащих на фоне общего роста оплаты труда бюджетников; мониторинг и сокращение числа проверок предприятий контролирующими инстанциями до одной в квартал на основе установления единых графиков; создание единого государственного «окна» по защите прав и интересов предпринимателей; разработка эффективных мер по борьбе с коррупцией; совершенствование конкурсной системы государственных закупок; расширение переподготовки госслужащих по управлению закупками продукции для государственных нужд.

К числу общественных мер деблокирования административных барьеров относятся: формирование неправительственных организаций предпринимателей для защиты их интересов во властных структурах; разработка кодексов этики поведения на различных рынках; расширение информационного пространства в области государственных закупок через СМИ, повышение квалификации предпринимателей для обеспечения участия в конкурсах.

Тема 4. Модернизация государства: от импорта институтов к их выращиванию

4.1 ПРОГРАММНАЯ АННОТАЦИЯ ТЕМЫ

Границы государственного вмешательства в трансформационную экономику. Госсобственность и госсектор: масштабы, динамика, перспективы.

Модернизация государства. Функции государства: набор, цена и объем: историко-генетический анализ. Задачи модернизации экономики и усиление роли государства. Модели (проекты) модернизации: сверху и снизу.

Рыночная институционализация российской экономики: от импорта институтов к их выращиванию. Институциональное проектирование как инструмент усиления роли государства в экономике.

Бюджетные заказы как эффективный инструмент антикризисной поддержки бизнеса.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Бег с барьерами – что мешает экономике и предприятиям России уйти в светлое цифровое будущее

Правительство РФ назвало 4 основных барьера для перехода на «электронный формат»

Представители российских властей часто используют в своих речах слово «цифровизация». Особенно часто оно звучит из уст сотрудников налоговых инспекций. Цифровизацию можно назвать трендом последних лет в России. Электронная оптимизация бизнес-процессов, включая документооборот – важная тема для всех отечественных предприятий и предпринимателей. Вот только бумаг в офисах меньше не стало: напротив, каждое, даже незначительное, действие обязательно фиксируется на материальном носителе. А в более глобальных масштабах наша страна отстает в техническом развитии от стран Европы и Северной Америки.

Владислав Онищенко, руководитель Аналитического центра при Правительстве РФ, назвал 4 барьера, препятствующие цифровизации российской экономики. И только после их преодоления электронный формат экономических отношений будет возможен.

Административные барьеры

Новый технологический уклад развивается быстрее, чем парламент успевает скорректировать законы в соответствии с ним. Государственные стандарты, действующие в России, только на 5-7 % соответствуют международным требованиям. Это означает, что наша страна почти на 95 % не готова к выходу на международные отношения, потому что отечественные производственные и бизнес-модели значительно устарели. Экономический рост невозможен без цифровизации, но при этом для инвестирования в ее развитие нужно, чтобы иностранные государства закупали у нас продукцию. Сложившаяся ситуация стала некоторым «тупиком», и над решением проблемы уже задумались депутаты и чиновники.

Читать еще:  Значение собственности для рынка

Административным барьером к цифровизации выступает и законодательное ограничение на приобретение иностранного программного обеспечения и оборудования. Нормативный акт разрешает покупать его только в случае, если в нашей стране продаются аналоги. Политика импортозамещения направлена на развитие российского бизнеса, однако столь строгие правила лишь тормозят развитие прогресса.

Информационные барьеры

Российские предприниматели остаются крайне консервативными. Они не хотят тратить деньги на внедрение новых программ и технологий для усовершенствования бизнес-процессов. Предприниматели предпочитают работать с тем, что уже давно испробовано и понятно, и к новшествам относятся с большим недоверием.

Владислав Онищенко считает, что консервативность российских бизнесменов связана с их недостаточной информированностью о возможностях новых программ и технологий. В связи с этим после внедрения на рынок инноваций необходимо проводить разъяснительные работы и описывать выгоды от использования новшеств. Тогда, по мнению руководителя Аналитического центра при Правительстве РФ, россияне наконец-то начнут активнее использовать инновации в промышленности, торговле и других экономических сферах. Эта работа уже поручена Министерству цифрового развития РФ.

Кадровые барьеры

Профессиональные стандарты меняются, цифровизация экономики требует новых подходов в работе. Однако переобучением граждан почти никто не занимается. Ежегодно на рынке труда появляются десятки новых и востребованных специальностей, но очень мало учебных заведений готово раскрыть сущность работы на новых направлениях.

Владислав Онищенко считает, что переобучением кадров должно заниматься государство совместно с предприятиями, поделив затраты на образование пополам. Необходимо популяризировать новые профессии, обеспечить гарантию трудоустройства по ним.

Мотивационные барьеры

Российское население мало заинтересовано в повышении цифровой грамотности. Эта проблема также должна быть решена путем проведения разъяснительных работ с представителями бизнеса и обычными гражданами. В первую очередь цифровую грамотность нужно повысить у менеджеров, которых нужно убедить, что внедрение цифровизации на предприятии – это первый шаг к уменьшению расходов.

Мнение экспертов

Сергей Картинцев, эксперт рынка развлечений, директор по маркетингу Hello Computer, считает, что цифровизация в России внедряется достаточно быстрыми темпами, и говорить о какой-то «заторможенности» не следует. Он считает, что нужно сосредоточиться на позитивных аспектах цифровизации, и рассказал о том, чего Россия уже добилась:

Государство перевело общение с гражданами в виртуальное поле. Этому поспособствовал, в первую очередь, портал Госуслуг. Благодаря нему и органы власти лучше контролируют ситуацию в стране, а граждане могут получить различные услуги намного быстрее, чем при прямом обращении в местные управления и инспекции.

Можно заметить повышение уровня капитализации российских организаций. Этому поспособствовал рентный характер экономики, который дает ресурсы на разработку и внедрение цифровых систем учета и контроля процессов. Это, в свою очередь, позволяет сэкономить на оплате труда сотрудникам.

Цифровизация – одна из немногих сфер в экономике России, где может себя реализовать малый бизнес. Более того, именно в этой сфере малый бизнес может выйти на международные отношения и обмениваться опытом с зарубежными партнерами. Уже сейчас многие реальные блага заменяются виртуальными, а затраты на цифровые технологии ежегодно возрастают.

Наталья Проданова, доктор экономических наук, профессор базовой кафедры финансового контроля, анализа и аудита Главного контрольного управления Москвы ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» в целом согласна с позицией Владислава Онищенко. Она подчеркивает, что главными «тормозами» в активной цифровизации экономики выступают консервативный менталитет населения России и низкий уровень цифровой грамотности. Но также Наталья Проданова выделила проблему несогласованности реализации стратегии цифровизации в России различными государственными органами. По ее мнению, должна быть составлена четкая дорожная карта, которая расписывала бы задачи каждого ведомства, чтобы цифровизация экономики прошла быстрее.

К сказанному хочется добавить:
-существует колоссальный технологический разрыв между программным обеспечением и исполнительными механизмами. Вся цифровизация заканчивается на уровне офиса. Т.е. она затрагивает только сферу управления но не опускает на уровень материальной технологии. Отрасль КИПовского оборудования, автоматизированных линий и станков ЧПУ в России перестройку не пережила. Технологическое оснащение подавляющего большинства предприятий относится к старому, до цифрового, укладу. Цифровизация преждевременная, она опережает технологический уклад и положительного эффекта принести не может, так ка фактически создает дополнительный информационный поток параллельный существующему и соответствующему старому технологическому укладу. С этим как раз и связано увеличение бумажного документооборота. Приходится постоянно сверять цифровой поток и создаваемые им модели с фактически существующим управленческим потоком данных, основанном на старом технологическом укладе.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector